ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Японский космос

2012
Фото: Олег Дмитриев/пресс-служба премии «Просветитель»

На прошлой неделе в Москве вручали премию «Просветитель». В 2008 году Дмитрий Зимин, отошедший от управления компанией основатель «Вымпелкома», создал премию, чтобы поощрять лучший научпоп года. С тех пор ежегодно писатели-просветители в области гуманитарных и естественных наук получают по 720 тысяч рублей, а затем фонд Зимина «Династия» устраивает их публичные лекции в библиотеках и культурных центрах. Книги, вошедшие в шорт-лист, рассылаются по всей стране. «Просветитель» сегодня — один из немногих каналов продвижения научно-популярных книг, который работает не только в столицах, но и в регионах

Пять лет назад, когда премия только появилась, по всему книгоиздательскому миру стоял плач: русскоязычного нон-фикшна почти нет (а на Западе это очень популярный и быстро растущий сегмент), научно-популярные работы и вовсе загнаны в малотиражные журналы и крошечные издательства.

В первый год премию «Просветитель» получила книга Марины Сванидзе «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» — бумажная версия известной телепередачи. То есть за популяризацию науки отвечало в основном телевидение, а книгоиздание с этой задачей не справлялось.

С тех пор ситуация изменилась. Премия разделилась на две номинации: в одной награждают труды на важные социально-исторические темы, в другой — работы, пытающиеся вернуть массовый интерес к какой-нибудь из сфер естественно-научного знания. Российский читатель понемногу привыкает к мысли, что быть самым умным снова модно.

Сегодня нон-фикшн издается, научпоп пишется. На умные книги про умное обратили внимание крупные издательства. Приличные книжные магазины не стесняются ставить такие книги на самые лучшие места, тиражи, пусть и по-прежнему небольшие, все-таки потихоньку растут, а лекции финалистов и победителей «Просветителя» собирают аншлаги.

Интересный итог этого года: в обеих номинациях победили книги, изданные крошечными научными издательствами — «Наталис» и «Физматлит». Для них, в отличие от побеждавших в прошлые годы «АСТ-Пресс» или Corpus, премия — реальный шанс выйти к людям, то есть привлечь к своим книгам массового читателя, а не ученых. Такова новая стратегия «Просветителя» — помогать маленьким и научным. Большие и популярные сами выкрутятся.

1. В гуманитарных науках

Победитель

Александр Мещеряков с книгой «Император Мейдзи и его Япония» (Издательство «Наталис»). Мещеряков — один из самых известных и уважаемых отечественных историков-японистов. Родился в 1951 году. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ, переводил сочинения Мурасаки Сикибу, Синтаро Исихары, Ясунари Кавабаты.

Кого обошел

Путеводитель по византийским достопримечательностям Стамбула (Сергей Иванов «В поисках Константинополя»), книгу о жизни на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны (Борис Ковалев «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации») и книгу о Ленине (Леонид Млечин «Ленин. Соблазнение России»).

Характерно, что в этом году весь шорт-лист был про историю и исторические развилки. Книга Иванова — рассказ о городе между Востоком и Западом, между прошлым и будущим. Работа Ковалева — про попытку обустроить жизнь при «новом порядке». Текст Млечина — про перелом в России. «Просветитель» старается показать, что обычно выбирают на таких развилках и к чему приводит этот выбор.

О чем книга

Мещеряков рассказывает историю императора Мейдзи (1852–1912) и изменений, которые пережила при нем Япония.

В художественной прозе есть такой жанр — «роман взросления». Это когда герой под влиянием различных поворотов сюжета и прочих прихотей автора взрослеет на глазах читателя. Книга Мещерякова — это «нон-фикшн взросления». Причем тут два героя: сам император и вся его страна.

Мейдзи родился в 1852 году. В тот момент Япония была самым настоящим средневековым государством, разделенным на княжества с широкой автономией, незнакомым с современной техникой и почти полностью закрытым для остального мира.

Будущему императору еще не исполнилось и года, когда к берегам Японии подплыла эскадра кораблей американского командора Мэтью Перри. Американцы требовали от японцев открыть порты империи и установить торговлю с иностранцами. Огневой мощью маленькая американская флотилия превосходила все японские вооруженные силы. Япония капитулировала, но урок пошел ей впрок. И империя, и менталитет населения начали меняться. Поначалу медленно, неохотно, болезненно — но без проблем нет роста.

Мещеряков описывает, как 1853 году русский посланник, желая задобрить японцев, подарил им игрушечный паровозик: жители империи никогда не видели таких чудес. Что произойдет через 50 лет, все знают: Япония сделает мощный рывок из средневековья в новейшее время, разгромит Китай и Россию и из белого пятна на карте превратится в великую державу. Мещеряков подробно рассказывает, как шел этот рост.

 rep_276_067.jpg Фото: Олег Дмитриев/пресс-служба премии «Просветитель»
Фото: Олег Дмитриев/пресс-служба премии «Просветитель»

Фактически это замаскированный под подражание старинной хронике родительский дневник, то есть скрупулезные записи того, как вел себя растущий организм год за годом. И в то же время перед нами идеальный путеводитель по модернизации: Мещеряков показывает, как использовать национальные особенности для того, чтобы ускорить процесс обновления в масштабах государства, а не застопорить его.

Цитата

«По своей воле ни один действующий император не мог покинуть киотский дворец Госё с 1626 года. В этом году Гомидзуноо пронесли несколько сот метров до замка Нидзёдзё, где он находился четыре дня. После отречений, которые были нормой времени, экс-императоры получали несколько больше свободы передвижения, но эта степень была тоже невелика. Ни один из императоров эпохи Токугава не мог насладиться видом символа Японии — Фудзиямы или же увидеть Тихий океан».

2. В естественных и точных науках

Победитель

Владимир Сурдин с книгой «Разведка далеких планет» (Издательство «Физматлит»). Сурдин — известный астроном, популяризатор науки и не менее известный борец с мракобесием и лженаукой. Родился в 1953 году. Окончил физфак МГУ, учился у Иосифа Шкловского. Помимо «Просветителя» в этом году Сурдин получил еще и Премию имени Александра Беляева за цикл очерков по астрономии и астрофизике.

Кого обошел

Научпоп о вирусах (Виктор Зуев «Многоликий вирус»), книгу об устройстве Вселенной (Владимир Решетников «Почему небо темное») и книгу о мифах вокруг нанотехнологий (Генрих Эрлих «Золото, пуля, спасительный яд. 250 лет нанотехнологий»). Здесь по-прежнему награждают авторов, которые способны заинтересовать простого читателя сложной, но важной дисциплиной, а также разоблачить глупые поп-мифы о науке.

О чем книга

Пособие для начинающего астронома. Что такое созвездия и чем они отличаются от звездных систем, как отличить планету от планетоида и какой телескоп лучше всего приобретать новичку в деле наблюдения за небесными телами.

В советское время астрономия была одной из важнейших дисциплин: подготовка кадров для изучения космоса была поставлена на поток. Детей заманивали фантастикой, усыпляли их внимание рассказами об успехах космонавтов, оглушали «Энциклопедией юного астронома» и тем самым приковывали к телескопу.

В 90-е телескопы потеряли былую популярность, хотя сейчас, когда техника неплохого качества стала доступна практически всем, и особенно с появлением интернет-карт, искать созвездия стало легко, как никогда. Осталось только заманить людей обратно к телескопу, и с этой задачей Сурдин справляется отлично.

Тут нет никаких фокусов: он просто рассказывает историю астрономии: как придумывались названия созвездий, как менялись их границы, как открывали планеты и спутники. Но этот рассказ гипнотизирует и затягивает. После прочтения книги хочется немедленно принять участие в поисках планет земного типа.

На самом деле это никакая не разведка далеких планет. Это вербовка.

Цитата

«Однако перемещение планеты-спутника в пространстве требует отдельного анализа. Является ли планета-хозяин безоговорочным хозяином своих спутников? Нет ли у нее конкурентов? Действительно ли планеты-спутники находятся в гравитационном плену у своих более массивных соседей? Насколько крепок этот плен, да и плен ли это в прямом смысле слова? Может быть, это просто “мирное сосуществование” двух планет — худой и толстой, — их совместная “прогулка” по Сoлнечной системе?»

№47 (276)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама