Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Сбывающиеся ожидания

2012

Хотя политические результаты года откровенно депрессивны, необходимо признать: политическая система устояла. Это означает, что у нас есть — или была? — сфера политики, в которой можно действовать. Советская политика от подобных толчков развалилась.

Тогда, напомним, масштаб экономического спада поначалу был вполне сравним со спадом российской промышленности 2008–2009 годов. Были невиданные по массовости демонстрации. Менялись правила выборов. Но продлить аналогию дальше не получается: военного путча в России не произошло, страна не развалилась.

Политическая система первой половины 2012 года по сравнению с советской оказалась куда более гибкой. Для консервативного поворота в политике, который, очевидно, вынашивался политической элитой как реакция на медведевскую «перестройку», переворота наподобие ГКЧП не понадобилось. Сегодня для этого достаточно было провести выборы президента. Хотя нет, не достаточно. В начале года системе еще добавили гибкости: внесли поправки в закон о партиях, в закон о выборах губернаторов. Сейчас идет обратный процесс. Уже наверняка можно сказать, что новый кризис российская политическая система встретит менее демократичной, чем год назад. А следовательно, более уязвимой. Между тем кризис неминуем. Он будет вызван очередным экономическим спадом — они имеют свойство наступать циклически. А российская экономическая политика не дает оснований думать, что наша экономика встретит этот спад во всеоружии.

Хотя нам часто кажется, что политикой управляют некие демиурги — причем неважно, «демократы» они или «автократы», — на практике в нашей, как принято считать, не слишком демократической стране политические перемены четко следуют за общественными ожиданиями. Будучи, к примеру, недовольными результатами той же перестройки, нельзя забывать, что реально наибольшие общественные ожидания были тогда сосредоточены в сфере насыщения потребительского рынка. Которое в итоге и произошло, причем оказалось наиболее устойчивым результатом двух с половиной десятилетий перемен. Получили мы и многопартийность — а именно так 20 лет назад представлялась демократия, глубже мало кто заглядывал.

Точно так же ощущение «движения без движения», которое есть сейчас у многих, — это ведь и есть искомая стабильность. Путин впервые стал президентом на волне сильного стремления общества к стабильности. Более того, на волне схожих ожиданий, пусть и не столь однозначных, он стал им и в третий раз. Стабильность и бурная динамика развития — это, согласитесь, все-таки не одно и то же. А результат в политике в нашей стране, как мы теперь видим, достигается примерно за 10–15 лет. И  результат избранного когда-то курса на стабильность мы сегодня и имеем. Причем результат, испытанный на прочность. О-кей, что же дальше?

А теперь очень важно сформировать новые общественные ожидания. Они пока только намечаются. Сейчас именно за них пойдет конкуренция. Она уже началась. И хотя одно время казалось, что со спадом волны протестов наступает некий «застой», в общественно-политической прессе и в интернете вдруг начала разворачиваться довольно оживленная дискуссия о настоящем и будущем, пока в довольно минорном ключе. Но, полагаю, уже скоро мы увидим появление новых «проектов будущего», выдвигаемых различными группами.

Мы в «Русском репортере» считаем, что нужны ожидания — а затем и формирование — такой ситуации, когда политика не делается в едином центре, а оказывается распределена по многим сегментам. Назовем важнейшие на наш взгляд: дискуссия о содержательных вопросах развития образования, переход к выборам шерифов и сами эти выборы, выборность судей, передача на местный уровень власти не только расходов, но и доходов и затем политическая борьба на местном уровне за использование этих доходов.

Общественные ожидания в названных и других подобных направлениях — список, конечно же, нужно расширять — должны подстегнуть федеральную власть к тому, чтобы вывести политику из своей исключительной компетенции, распределить ее по содержательным и территориальным сферам — и тем самым распределить риски. Сейчас политика централизована настолько, что риск для всей системы очень велик. Чтобы сохранить стабильность, нужно начать «сбрасывать» риски вниз. Лучше взаимодействовать, пусть в остро дискуссионном режиме, с рациональными группами общества, будь то профессиональные или местные сообщества, чем с эмоциональной «народной массой», в которую сливаются такие группы, если они слишком долго отстранены от политического участия.

Проще говоря, мы против диктатуры. Или ожидания диктатуры, в соответствии с той логикой, что описана выше.

№49 (278)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама