Дорого, но сердито

Актуально
Москва, 14.02.2013
«Русский репортер» №6 (284)
Владимир Путин обрушился с критикой на строителей олимпийских объектов в Сочи: строят дорого и медленно. Что, впрочем, давно не новость. «РР» проследил, как дорожала и затягивалась подготовка к Олимпиаде, и оценил реальную готовность к соревнованиям

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Молодцы! Хорошо работаете!» — саркастическая оценка Владимиром Путиным подготовки к Олимпиаде в Сочи пока стоила постов лишь одному человеку. Крайним оказался вице-президент Олимпийского комитета России и глава ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов.

Но о том, что стоимость возведения олимпийских объектов неудержимо растет, а сроки их сдачи постоянно отодвигаются, известно давно. За последние годы сменились четыре главы «Олимпстроя» и три профильных вице-губернатора Краснодарского края, одного из которых, Василия Надирадзе, уволили с исчерпывающей формулировкой: «За попытку завысить стоимость работ по олимпийскому строительству».

Как корректировались сроки и сметы

Март 2011 года «Откуда такой песчаник, из Китая его, что ли, возят?» — поинтересовался в начале 2011 года тогда еще президент Дмитрий Медведев у начальника контрольного управления своей администрации Константина Чуйченко. Тот доложил ему, что гравий и щебень в Сочи стоит в три-четыре раза дороже, чем в среднем по России. Оказалось, что возят его все-таки не из Китая, а с соседних карьеров в Краснодарском крае.

Май 2012 года Проверка Счетной палаты зафиксировала общее превышение сметы по четырем объектам — бобслейной трассе, ледовому дворцу, Большой ледовой арене для хоккея и центральному стадиону — на 18 млрд рублей.

Июнь 2012 года Сочинское управление МВД возбудило два уголовных дела. По данным следствия, на 5,6 млрд рублей была необоснованно завышена стоимость центрального стадиона «Фишт» и на 2,4 млрд — трассы для бобслея. Изначально стадион оценивался всего в 332 млн рублей, а впоследствии смета выросла до 7,5 млрд. Бобслейную трассу намеревались сдать в 2011 году. Потом в марте 2012-го. Теперь хотят сдать в этом месяце, но нарекания к качеству льда остаются. Расследование уголовных дел пока не привело ни к каким результатам.

Сентябрь 2012 года Сданы сноуборд-парк и фристайл-центр. Смета на объекты увеличилась с 860 млн до 4 млрд рублей.

Декабрь 2012 года Введен в эксплуатацию керлинговый центр «Ледяной куб». Его строительство подорожало в три раза — с 452 млн до 1,5 млрд. Дворец зимнего спорта «Айсберг» по смете 2007 года оценивался в 1,4 млрд рублей, к открытию «подорожал» до 2,4 млрд.

Февраль 2013 года По итогам поездки Владимира Путина в Сочи уволен вице-президент Олимпийского комитета России и глава ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов. Якобы его фирмы строили олимпийские трамплины, которые подорожали с 1,2 млрд до 8 млрд рублей, а сроки сдачи затянулись на два года. Правда, позже выяснилось, что трамплины строила фирма брата Билалова.

Итоговые цифры таковы: в 2007 году, когда Россия выиграла право на проведение Олимпиады, расходы оценивались в 320 млрд рублей. К сегодняшнему дню они выросли до 1,14 трлн, а к началу соревнований составят 1,52 трлн.

При этом собственно на спортивные объекты, по словам вице-премьера Дмитрия Козака, потрачено около 200 млрд. Остальное — это инфраструктурные проекты по развитию всего региона. «Было бы неправильно, если бы мы обустроили территорию самих Олимпийских игр — Адлер и Красную Поляну, а Сочи оставили в том состоянии, в котором он находится», — аргументировал вице-премьер траты на новые дороги, гостиницы и даже очистные сооружения, которых в Сочи до последнего времени не было. При этом, по словам Козака, из 1,5 трлн чисто бюджетными окажутся около 700 млрд рублей, остальные 800 млрд — частные инвестиции.

Готовность объектов…

Скандал вокруг «трамплинов Билалова» породил опасения, что какие-то олимпийские объекты могут быть не сданы к Олимпиаде. Это напрасные страхи. Даже пресловутые трамплины на самом деле уже построены, и на них даже можно соревноваться. Проблема лишь в том, что этого никто не увидит: не готовы трибуны для зрителей.

…у моря и в горах

В так называемом Прибрежном кластере построены все запланированные спортивные объекты, кроме стадиона «Фишт», на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. В «Олимпстрое» уверяют, что сдадут стадион осенью 2013 года, как и было запланировано. На самом деле изначально стадион планировали сдать в 2012 году, но не смогли. Однако степень готовности там большая, и до Олимпиады его сдадут точно. В крайнем случае на церемонии открытия будет немного пахнуть краской.

Остальные объекты построены, и во многих даже прошли тестовые соревнования, как, например, в ледовом дворце «Айсберг», на конькобежной «Адлер-арене». В ближайшие месяцы пройдут первые соревнования в большом и малом хоккейных дворцах.

Построены все объекты и в Горном кластере. Собственно, здесь еще в 2010 году появился первый исправно функционирующий объект — горнолыжный центр «Роза Хутор». Впрочем, лишь потому, что Владимир Потанин строил его с середины нулевых и не привязываясь к Олимпиаде. На остальных объектах тоже начались тестовые соревнования. На некоторых из них еще предстоит достроить трибуны для зрителей, служебные здания, подъездные дороги, благоустроить территорию.

Главная проблема, связанная с затягиванием строительства спортивных объектов, вовсе не в том, что мы не успеем к Олимпиаде, а в том, что нерасторопность строителей, по сути, лишает нас преимущества своей площадки: если бы объекты сдавались раньше, российские спортсмены тренировались бы на них дольше, изучили особенности трасс, льда, и это давало бы им некоторое преимущество. Его у нас на домашней Олимпиаде не будет.

…в городе

По оценкам Дмитрия Козака, именно на транспортную инфраструктуру приходится две трети всех затрат. И с инфраструктурой дела похуже, чем со стадионами. Так, лишь в прошлом месяце ввели в действие первую очередь автомагистрали — дублера Курортного проспекта. Две другие очереди планируют ввести к концу нынешнего года, то есть, по сути, непосредственно перед Олимпиадой.

Не до конца построена и совмещенная авто- и железная дорога, которая должна соединить Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. РЖД потратило на эту дорогу 240 млрд,  а заработает она не раньше апреля нынешнего года.

Есть проблемы и со строительством гостиниц. Не все инвесторы укладываются в сроки, и на последнем совещании у Дмитрия Козака прозвучала идея: те девелоперы, кто не успеет построить гостиницы, обязаны будут зафрахтовать круизные лайнеры, чтобы расселить в них гостей Олимпиады. Десять инвесторов уже подписали дополнительные соглашения с этим условием. Судя по всему, на лайнерах разместят самых непритязательных участников Олимпиады — волонтеров.

В любом случае неготовность некоторых объектов повлияет лишь на уровень комфорта части гостей, но не на сам факт проведения соревнований.

Наиболее прибыльные события Олимпиады
Наименее прибыльные события Олимпиады
Стоимость билетов на Олимпийские игры

У партнеров

    «Русский репортер»
    №6 (284) 14 февраля 2013
    Сироты
    Содержание:
    Реклама