Этнотуризм: найти себя

Специальный проект
Москва, 14.03.2013
«Русский репортер» №10 (288)
Этнографическое направление туризма на Ямале становится все более популярным. Иностранцев больше всего привлекают гастрономические изыски и традиции, россиян — волшебство и мистика коренных народов

Ямальские коренные культуры — настоящие, древние и одновременно близкие. Такого в мире почти не осталось. По большей части туристам под видом древних традиций предлагают театрализованное действо в современных декорациях или отдаленные отголоски прошлого, часто омраченные чувством вины колонизатора. На Ямале же между туристическими объектами и живой традицией, укладом жизни хантов и ненцев нет никаких преград.

Вы сами можете решить, насколько глубоко вы хотите погрузиться в быт кочевников. В ямальских чумах кипит жизнь. Местные жители очень гостеприимны, здесь людей встречают не по одежке и рады каждому. Гостю в тундре всегда почет и уважение, ради него готовят редкие угощения и исполняют национальные песни.

Не знаю, готовы ли вы отведать горячей оленьей крови, а также обменять свое шаткое западное рациональное сознание на магическое мышление. Я бы не стал. Но сама близость и доступность такого экзистенциального опыта завораживает.

И уж точно вы ничем не рискуете, когда вам утром предложат ароматный чай, днем поручат пасти оленье стадо, а вечером будут учить национальным играм, песням и танцам. Доля аборигенного населения в общей численности жителей округа составляет 7%, это 41 тысяча человек, из них кочевую жизнь ведут более 15 тысяч. К счастью, они сумели сохранить свой образ жизни, а не имитируют экзотику для туристов.

Большинство туристов в мире вообще и конкретно на Ямале осваивают местные культуры прежде всего через желудок. Национальные блюда коренных народов Ямала, возможно, не слишком изощренны, зато очень экологичны, полезны и вкусны. Здесь вам предложат не редкостные специи и авторские изыски, а глубокий и естественный вкус. Например, сваренное в котелке без специй свежее оленье мясо «работает» и без вмешательства высокой кулинарии. Это возвращение к настоящему вкусу: если вы уже выбрались из большого города к естественности, то поймете, «о чем» этот вкус. Так же «работают» блюда из клюквы и морошки и строганина.

Внимательный турист, не ограничившийся дегустированием местной кухни, скоро увидит, что не только быт, но и народная культура здесь живая. Для этого даже не нужно всерьез и надолго погружаться в жизнь чума. Хотя и такие возможности есть: в округе разработаны «Памятка туриста», каталоги и карты маршрутов по Ямалу и, главное, подписаны договоры о сотрудничестве с лидерами 18 национальных общин: они готовы круглогодично принимать туристов на своих стойбищах.

В приуральском поселке Горнокнязевск — это родовое гнездо хантыйского князя Ивана Тайшина — создан природно-этнографический комплекс под открытым небом. Древний поселок сохранен в самом настоящем, живом и первозданном виде. Специально для туристов там недавно поселился сказочный волшебник Ямала — Дед Мороз, Ямал Ири.

Ежегодно в марте-апреле отмечается главный праздник коренного населения Ямала — День оленевода, который проходит во всех районах и городах региона. Традиционно центром торжеств становится город Надым, сюда съезжаются кочевники со всего автономного округа. Самая яркая и захватывающая часть праздника — гонки на оленьих упряжках.

Во время этого праздника можно увидеть традиционные игры и забавы: прыжки через нарты, национальную борьбу, метание тынзяна (аркан) на хорей (шест для управления оленьей упряжкой) и многое другое. И все это — часть настоящей жизни. Этот праздник — чуть ли не единственная возможность для кочевой молодежи найти себе пару: все остальное время в году оленеводы гоняют стада по своим родовым территориям, и встретиться на этих пространствах непросто.

В марте 2013 года в рамках Дня оленевода в Салехарде состоится VII съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а значит, можно будет увидеть целый калейдоскоп разных культур Русского Севера.

Участника этнического туризма на Ямале поражает особое ощущение времени: человек может встретиться здесь со своим началом, как будто мерзлота сохранила для нас детство человечества. Это переживаешь буквально как возвращение во времена, когда наши предки жили бок о бок с мамонтами. Находки бивней и костей мамонтов известны во всех районах Ямало-Ненецкого автономного округа. Ханты называли мамонта мухор или мугор, а самоеды (ненцы) — еггор, то есть земляной оленекозел. Мамонтенка, найденного в мае 2007 года на реке Юрибей, которого окрестили Любой в честь жены оленевода Юрия Худи, знает сегодня весь мир.

Возможно, пройдет еще несколько лет — современная инфраструктура и поток туристов, число которых на Ямале ежегодно удваивается, заглушат переживание древности и первозданности этой земли, которое охватывает человека на Ямале, сотрут некоторые черты естественного уклада коренных народов, но сейчас вы еще имеете возможность почувствовать себя первооткрывателями.

Как добраться на Ямал

У партнеров

    Реклама