Аккаунт бога

От редактора
Москва, 21.03.2013
«Русский репортер» №11 (289)

Начавшийся у православных Великий пост обогащается новой стихийной традицией: помимо обычных видов воздержания некоторые отказываются от общения в социальных сетях. Осознав, таким образом, такое общение как страсть. В то же время мне довелось услышать то ли в шутку, то ли всерьез заданный вопрос: а есть ли аккаунт у Бога? Ведь если есть, то и от соцсетей отказываться не нужно, по крайней мере от тех, где он окажется зарегистрирован. Мысль на первый взгляд кощунственная. Но если разобраться, то ведь Бог христиан — личность, а значит…

Так или иначе, но вот вопрос: поститься ли «сетевым постом»? То есть запостить что-то про пост и — до свиданья до Пасхи.

В Евангелии от Матфея некий законник задает вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» — и получает ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

В соцсети, которой я пользуюсь, немало моих ближних. Закрывая себе вход туда, мы прерываем многие человеческие связи. Другое дело, можно себя спросить: что я там делаю, в Сети? Стремлюсь что-то сделать для ближнего? Ох, вряд ли. Скорее, тешу страсть «сетебесия». И вправду, многие канонические покаянные формулы как будто специально написаны про блоги и форумы. Мы каемся в том, что кого-то «укорих; или оклеветах кого гневом моим», «или неподобная глаголах», а уж грех «празднословия» — это просто способ бытия в интернете!

Впрочем, только ли в нем? Взять даже и вот этот текст… В общем, празднословить можно и по телефону. Почему же все-таки именно Cеть навевает, в том числе людям нецерковным, мысли о грехе и воздержании?

Оттого, наверное, что она претендует лишить нас уединения, предлагая взамен постоянное пребывание на публике, причем чаще всего, конечно же, в гордыне. Теперь в любую минуту руки тянутся к клавиатуре или к смартфону, дабы поразить мир блестящим экспромтом — своего ли собственного «статуса» или реплики к чужому. При этом молиться в сетевых сообщениях не принято. Значит, неявно мы полагаем, что аккаунт Бога (по крайней мере по личному опыту пребывания в одной из наиболее популярных международных соцсетей) там не зарегистрирован и обратиться к Нему через нее невозможно.

Получается, что для молитвы по-прежнему нужно либо уединение, либо такое публичное место, где, по слову Христа, двое или трое собираются во имя Его, и тогда там и Он между ними. А поскольку в «буках», «контактах» и «журналах» мы — исключая, может быть, специальные сообщества, — собираемся отнюдь не ради Него, то и встретить Его там, кажется, нет решительно никакой возможности. Кроме, повторюсь, особых сообществ.

Однако вспомним еще одну евангельскую мысль: о том, что если мы помогаем нуждающемуся в помощи, то тем самым помогаем самому Христу. Таким образом, можно, наверное, не рискуя впасть в ересь, сказать, что аккаунт Бога в Сети есть, и не один. Это аккаунты тех наших «френдов», кому мы можем сказать от всей души искреннее доброе слово, на чью просьбу откликнуться и получить в ответ такое же движение души. Ради этого, возможно, стоит и побыть на связи. Бог в помощь!

У партнеров

    Реклама