Атолл стабильности и лоска

Среда обитания
Москва, 28.03.2013
«Русский репортер» №12 (290)
На прошедшем в Швейцарии автосалоне шампанское лилось рекой. Кризис еврозоны и проблемы кипрских вкладчиков здесь, похоже, никого не волновали

Фото: Uli Deck/picture-alliance/dpa/AP

Гуляя по павильонам женевского

выставочного центра Palexpo, мы с коллегами обсуждали, как начать эту статью. Понятно, что в первом же абзаце должно присутствовать слово «самый». Но Женевский автосалон не самый большой (Франкфурт), не самый старый (Париж), не самый роскошный (Дубай) и даже не самый родной (конечно, Москва). И все же, если посмотреть на список премьер и отклики в прессе, он очевидный передовик. В итоге мы сошлись на формуле «самый респектабельный» — с таким определением, думаю, никто спорить не будет.

Итак, чем же запомнилось самое респектабельное автошоу планеты? Лично мне — техническим двориком, где стояли огромные контейнеры, доверху заполненные пустыми бутылками из-под «Вдовы Клико», «Лоран-Перье» и «Дом Периньона». И это уже к десяти утра! Не то чтобы внутри экспоцентра не было ничего интереснее, но красивые машины для автожурналиста штука привычная, а вот такой нескромной мусорной кучи я, признаюсь, отродясь не видал.

Элитные бутылки, сотнями откупоривавшиеся на выставке, хороши, конечно, и сами по себе, однако особую пикантность женевским роскошествам придает царящее на автомобильном рынке Старого Света уныние. В прошлом году в Европе было продано всего 12 млн новых машин — это худший показатель с 1995 года. Январь 2013-го выдался еще гаже — на уровне 1990-го. На этом печальном фоне не входящая в Евросоюз Швейцария выглядит просто уникумом: здесь авторынок показывает стабильный рост, в 2012-м на 2,5% — исторический максимум.

Надо полагать, столь выдающимися показателями Швейцария обязана двум факторам. Во-первых, местные власти не связаны путами брюссельской бюрократии, а значит, могут позволить себе большую управленческую гибкость. Во-вторых, здесь по-прежнему много международных инвесторов, которые надеются переждать в тихой швейцарской гавани бушующий кризис еврозоны. Уж здесь-то вклады точно конфисковывать не станут. А там, где крутятся большие деньги, всегда есть место лоску и оптимизму. Женевская автобиеннале — отличное тому подтверждение. Да, здесь было представлено немало бюджетных моделей, однако тон, несомненно, задавали не они, а дорогие и продвинутые авто — суперкары и электромобили.

Торжество скорости

На выставке состоялось сразу несколько абсолютно термоядерных премьер. Ошеломленные изобилием спорткаров посетители толпами бродили от одного к другому, очевидно, ломая голову, какой из них круче. Характерно, что, несмотря на умопомрачительные ценники, многие из этих автомобилей были куплены прямо на шоу.

Например, на стенде Ferrari красовался автомобиль с нехитрым названием LaFerrari — обжигающе алый преемник легендарного гиперкара Enzo. За креслом пилота LaFerrari взрывает воздух 963-сильный 12-цилиндровый монстр, однако (вполне в духе времени) здесь есть и электромотор. Благодаря избытку мощности батареи гибрида заряжаются при торможении. Используя тягу обоих двигателей, машина в состоянии разогнаться менее чем за семь секунд до… 200 км/ч. Модель LaFerrari — это штучный товар, всего их будет выпущено 499 штук. Каждая — по миллиону евро. А знаете, сколько на нее уже поступило заказов? Более семисот. Дефицит.

Извечный соперник «жеребцов» — их соотечественники, «быки» из Lamborghini. Чтобы перещеголять конкурента, пришлось попотеть, но задача была выполнена: пусть даже 750-сильный мотор Lamborghini Veneno не дает ему права считаться самым мощным, но по числу восхищенных вспышек фотокамер этой машине не было равных. Впечатляют динамические характеристики спорткара: до первой сотни он разгоняется за 2,8 секунды, а максимальная скорость ограничена 355 км/ч. Водитель этого дорожного автомобиля будет испытывать «формульные» нагрузки, оценить которые ему поможет акселерометр на приборной панели. Автомобиль запредельно дорог — 3 млн евро — и будет выпущен лимитированной серией в количестве трех штук. Надо ли говорить, что все три, включая показанный на выставке, уже обзавелись владельцами.

Похожая история и с гиперкаром Maclaren P1, раскупавшимся на автошоу как горячие пирожки: шесть машин ушло только за первый день выставки. Выстроилась даже своеобразная очередь, и на сегодня количество предзаказов уже превышает оставшийся мелкий тираж. Очевидно, что коллекционеры всего мира истосковались по этому временно отсутствовавшему производителю. А быть может, это те несчастные, кому не досталось ни Ferrari, ни Lamborghini.

В Женеве было представлено немало бюджетных моделей, однако тон, несомненно, задавали не они, а дорогие и продвинутые авто — суперкары и электромобили

В общем, кризис кризисом, а люксовый сегмент растет как на дрожжах. Причем это касается отнюдь не только спорткаров. Изысканные «лимо» тоже в фаворе. Очевидным шоу-стоппером Женевы оказался седан Bentley Flying Spur, который просто светится роскошью. Редкий посетитель выставки отказал себе в удовольствии посидеть в этой машине. По словам дизайнеров, их задача состояла в том, чтобы сделать новую «летающую шпору» как можно агрессивнее, сохранив при этом прежние черты и облик. В итоге «злость» наметили небольшими штрихами к фарам, бамперу и решетке радиатора. Внутри появились 8-дюймовый сенсорный экран для водителя и два 10-дюймовых табло для задних пассажиров, а также салонный роутер Wi-Fi.

Ну и, конечно, абсолютно невозможно было пройти мимо премиум-бегемота Rolls-Royce Wraith. Говорят, один из отечественных ценителей внес предоплату за эту новинку вслепую, то есть еще до женевской премьеры. Wraith — самый быстрый автомобиль за всю историю марки, он ускоряется до 100 км/ч всего за 4,6 секунды. Рекордную динамику ему обеспечивает 6,6-литровый двигатель V12 мощностью 624 л. с. с двумя турбинами и прямым впрыском и 8-ступенчатая автоматическая коробка ZF. Эта трансмиссия оснащена созданной для болидов «Формулы-1» примочкой, благодаря которой обладает даром предвидения — для этого она использует данные GPS. В отделке машины все как обычно, то есть немыслимо. Например, тщательно подобранные и уложенные панели из нелакированной древесины, где каждая «царапина» нанесена под углом 55°. Или, скажем, обивка потолка с подсветкой из 1340 огоньков. Секси, что уж тут скажешь.

Электровозы

Электромобилями нынче никого не удивишь, они присутствуют на любом автосалоне. Вот и в Женеве недостатка в них не было: «зеленые» авто составляли 10% экспозиции. Большинство из них по-прежнему укладываются в две равно бессмысленные категории. Либо это «мыльницы на батарейках» с максимальным пробегом в пару десятков километров, либо гипертехнологичные, но безнадежно дорогие гости из будущего. В первых мне, как обывателю, мешает необходимость выбирать между магнитолой, кондиционером и возможностью доехать до точки назначения. Во вторых же, наоборот, все прекрасно, но ценник в голове не укладывается. Вот, допустим, понравился мне Exagon Furtive e-GT — бежевый красавец о двух электромоторах и с запасом хода под 400 км. Красивая, быстрая, экологичная машина. Но полмиллиона долларов? Увольте.

Речь здесь, конечно, не о гибридах. Эти-то малоежки уже и сегодня вполне доказали свою функциональность. И катят хорошо, и экономия, и на душе приятно — как-никак по пути на работу планету спасаешь. В результате сегодня даже самые яростные поставщики скорости имеют в линейке нечто подобное, например упомянутые выше суперкары. Производители же массовых авто уже почти поголовно обзавелись гибридами. Сдаются даже самые упрямые. Так, например, в Женеве «сломалась» компания Subaru, которая помимо основного хита — нового Forester — выкатила на подиум концептуальный дизель-гибрид с говорящим названием Viziv. Японцы обещают, что вот-вот презентуют публике и свой первый серийный гибрид.

Но это что касается помесей. А вот в хотя бы относительно доступные и функциональные чисто электрические авто я, честно говоря, до Женевы не верил. То есть да, однажды на старости лет, но уж никак не сейчас.

На пути моего экоскепсиса в Женеве все же встал один автомобиль. Меня впечатлил серийный Model S от компании Tesla, одна из не слишком растиражированных премьер этого салона. Пробег этой стильной машины на одной зарядке — под 500 км. При этом разгон до сотни — 4,5 секунды! Два багажника — один там, где мы привыкли, другой под капотом — с суммарным объемом почти 900 литров (а при сложенных задних сиденьях аккурат в два раза больше). Семнадцатидюймовый, как два айпада, дисплей на торпедо. И за всю эту красоту просят в зависимости от «фарша» и мощности от 52 до 87 тысяч долларов. То есть как за вполне конвенциональный хороший автомобиль. Это, конечно, цена для Америки, у нас Tesla пока не продается. Но важны здесь не столько конкретные цифры, сколько их порядок. То, что ценник на замечательный, более чем прикладной электромобиль возможно себе помыслить, — вот это настоящий прогресс! А лично для меня еще и главный итог Женевского автосалона: все-таки не каждый день удается примерить на себя будущее.

При участии Тимура Хасанова

«Лесник» и «вызов»

Шигеру Огура, глава российского представительства компании Subaru

На Женевском автосалоне мы сделали акцент на двух новинках. Первая — гибридный концепт-кар Viziv, красивое, технологически совершенное авто. Мы пока не планируем запускать его в серийное производство, это прежде всего символ, наше видение перспективного автомобиля будущего.

Вторая презентация — это, наоборот, настоящее нашей компании: с новым Forester мы связываем большие ожидания. При работе над ним мы учли пожелания потребителей, сделав машину более комфортной и, если хотите, благородной. Учитывая, что при этом Forester отнюдь не растерял своих сильных сторон — проходимости и функциональности, — мы надеемся, что в России он будет пользоваться популярностью. Если наши расчеты оправдаются, то в этом году мы сможем добиться существенного роста продаж Subaru в России — порядка 15%. Для этого в 2013-м нам надо продать 17 тысяч машин.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №12 (290) 28 марта 2013
    Законы общежития
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама