Трендовые новости

Тренды
Москва, 16.05.2013
«Русский репортер» №18-19 (297)

Комментарий

«Мне всегда было интересно, как устроены насекомые»

Джон Роджерс, профессор Университета Иллинойса

Группа ученых из США, Китая, Сингапура и Южной Кореи создала миниатюрную камеру, устроенную так же, как глаза насекомых. Изображение формируется с помощью множества линз, установленных на полусферической поверхности. Такая камера может охватывать пространство на 180 градусов и не нуждается в наведении на резкость

Сколько себя помню, мне всегда было интересно, как устроены насекомые: их система полета, оптические структуры и так далее. Несколько лет назад мы поняли, что для создания камеры, устроенной по тому же принципу, что и глаза насекомых, у нас есть абсолютно все материалы и технологии. Настоящим вызовом была необходимость создать камеру полусферической формы, потому что все необходимые нам чипы и интегральные схемы, которые доступны в продаже, абсолютно плоские. Но мы нашли способ сделать микролинзы пластичными. В итоге мы можем «надуть» получившиеся конструкции, как воздушные шарики.

Строение нашей камеры разительно отличается от всех существующих камер. Вместо одной линзы и плоского датчика изображений наша разработка состоит из большого количества микролинз, расположенных на полусферической поверхности. Это дает возможность смотреть одинаково хорошо во всех направлениях на 180 градусов. Кроме того, камера не требует фокусировки: находящееся совсем близко видно так же хорошо, как и объекты, расположенные вдали. Принцип формирования изображения позволяет сохранять высокое качество и при съемке движущихся объектов. Картинка, полученная нашими камерами, в настоящий момент имеет то же разрешение, что и изображение, которое видят огненный муравей или короед.

Записала Василиса Бабицкая (Школа научной журналистики «РР» — МГППУ)

23 слова из 1000 слов, наиболее часто употребляемых в повседневной жизни, оказались общими для семи языковых семей Евразии.

Эти слова на разных языках звучат похоже, как, например, английское not и русское «нет». Исследователи из Кембриджа, анализировавшие языковые семьи, считают, что эти слова — остатки древнего евразийского языка, на котором люди говорили в ледниковый период 15 тысяч лет назад.

Печень свиньи удалось пересадить тибетской макаке. Операция проведена в военном госпитале китайского города Сиань. Животное, использованное в качестве донора, было с модифицированными генами. Операция открывает новые возможности для пересадки органов от свиньи к человеку.

Магнитное поле омолодили

Луна имела глобальное магнитное поле еще 3,56 млрд лет назад. Этот факт установили геологи, изучив два булыжника, доставленные на Землю американскими астронавтами в 1969 году.

Сейчас общего магнитного поля у Луны нет, но уже несколько лет известно, что в прошлом оно было. Обычно магнитные поля образуются в результате движения расплавленных пород планеты (в случае Земли, например, — движения жидкого металлического ядра). Значит, рассуждают исследователи, хоть сейчас Луна геологически и мертва, в прошлом ее породы передвигались. Ученые полагают, что помимо радиоактивности разогреть Луну могли приливные силы (гравитация) Земли. (1)

Моль слышит высокое

Британские ученые опять выяснили нечто сенсационное. Оказывается, большая восковая моль слышит ультразвук вплоть до частоты 300 килогерц. Это рекорд среди насекомых.

Ультразвук нужен бабочкам, чтобы подзывать полового партнера и спасаться от летучих мышей. В первом случае моль использует частоту 80 килогерц, во втором — все, что выше. Известно, что летучая мышь имеет ультразвуковой локатор, которым она постоянно прощупывает пространство и находит съедобных насекомых. Некоторые мыши издают ультразвуки до 212 килогерц. Бабочкам нужно уйти с курса полета хищника, чтобы не быть съеденными, вот они и приспосабливаются.

До сих пор рекордной считалась частота 150 килогерц — большая восковая моль улучшила результат вдвое. (2)

Породнились всей Европой

Любой житель Старого Света может найти миллионы дальних родственников в другой его части, показало исследование ДНК 2257 европейцев. То, что все люди братья, наука установила давно: мы все происходим от общих предков Homo sapiens. Но остается вопрос, насколько близкое это родство.

Американские генетики провели колоссальную работу, изучая перемешанность миллионов частей ДНК у тысяч людей. Выяснилось, что предки большинства европейцев активно скрещивались между собой 1500 лет назад. Меньше всего родственников из тех времен у итальянцев, испанцев и португальцев — видимо, из-за изолированности полуостровов. А у славян, напротив, родственников огромное количество, поскольку они вслед за гуннами участвовали в Великом переселении народов. (3)

Нашли новые типы рака матки

373 образца рака матки изучила международная группа медиков, генетиков и цитологов. В огромном исследовании участвовало и несколько российских институтов. До сих пор все случаи рака тела матки (карцинома эндометрия) подразделяли на два типа — первый, более легкий, обычно лечится лучевой терапией, для второго применяют химиотерапию.

В результате комплексного анализа опухолей медики обнаружили множество новых подвидов заболевания. Все они связаны с мутациями или другими хромосомными нарушениями.

Ученые предлагают ввести новую классификацию опухолей, разделив их на четыре группы. В медицине уже сейчас можно использовать результаты этого исследования и в зависимости от группы выбирать правильное лечение. (4)

Источники: (1) Suavet, C. et al. // PNAS. Published online before print May 6, 2013.  (2) Moir, H. M., Jackson, J. C. & Windmill, J. F. C. // Biol. Lett. 10.1098/rsbl.2013.0241.  (3) Ralph, P. & Coop, G. // PLoS Biol . 2013. V. 11. N. 5.  (4) Gad Getz et al. // Nature. 2013. V. 497. P. 67–73.

№18-19 (297) 16 мая 2013