Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Инфраструктура так и прет

2013
Фото: Евгений Веснин/Trend/PhotoXPress

Высокоскоростные железнодорожные магистрали должны связать Москву с Казанью и Адлером к началу чемпионата мира по футболу 2018 года. Об этом заявил глава Минтранса Максим Соколов. Правда, с большой осторожностью — сказав, что реализация проекта к установленному сроку возможна только «теоретически». Аккуратность формулировок вполне объяснима, если взглянуть на историю наиболее громких инфраструктурных проектов последних лет

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Петербург: только на бумаге

Новую трассу между Москвой и Санкт-Петербургом пытаются построить вот уже больше двадцати лет. Проектировать ее начали еще в 1992 году, а сдать планировали в 2000-м. В итоге к означенному сроку корпорация «Высокоскоростные магистрали» успела раскопать котлован вблизи Московского вокзала в Санкт-Петербурге и обанкротиться. При этом Счетная палата зафиксировала исчезновение в неизвестном направлении 76 млн долларов.

Вторую попытку предпринял в 2004 году тогдашний министр транспорта Игорь Левитин. Он пообещал построить к 2012–2014-му. Два года спустя для реализации была учреждена компания «Скоростные магистрали», но и тут дальше разговоров дело не пошло.

Наконец, в 2011 году РЖД презентовало очередной проект многострадальной трассы. Окончание строительства, стоимость которого, по оценке Минтранса, превысит один триллион рублей, запланировано на 2017 год, но пока оно даже не начиналось. По некоторым данным, проект до сих пор не  получил финального одобрения кабинета министров и застрял где-то в Белом доме.

Между тем сама необходимость в высокоскоростном дублере нынешней железной дороги ни у кого сомнений не вызывает. Дело в том, что на обычных путях даже самые современные поезда не могут без риска развивать крейсерскую скорость. Так, например, «Сапсан», запущенный в 2009 году, теоретически может разгоняться до 350 км/ч, но сейчас едва выжимает 250. Кроме того, из-за движения «Сапсана» по обычной дороге пришлось перекроить расписание пригородных электричек, что существенно усложнило жизнь местного населения.

Новая автотрасса Москва — Петербург: нужнее Химкинского леса

С новой, платной автодорогой между двумя столицами дела идут несколько лучше, чем с ее железнодорожной сестрой. Плачевное состояние нынешней Ленинградки и постоянные пробки на ней не оставляют сомнений в необходимости дублера. Сроки переносились и тут, но работы хотя бы ведутся.

Зато единственный скандал, связанный с трассой, прогремел на всю страну.

Речь о пресловутом Химкинском лесе, через который должна быть проложена дорога. В 2010 году после многочисленных протестов местных жителей тогдашний президент Дмитрий Медведев заморозил стройку на несколько месяцев, но в итоге работы были продолжены. Через своего пресс-секретаря Наталью Тимакову глава государства фактически признал, что мнение жителей Химок учтено не было, но сделать уже ничего нельзя. Виновным объявили экс-мэра Юрия Лужкова. «Альтернативный вариант прокладки маршрута не был реализован из-за того, что мешал бизнес-проектам структур, близких к бывшему правительству Москвы. На сегодня же президент считает, что проект строительства трассы вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно», — заявила Тимакова после возобновления строительства.

СМИ откопали и тот факт, что часть акций основного концессионера головного участка дороги — Северо-Западной концессионной компании (СЗКК) — принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому знакомому Владимира Путина. Справедливости ради, впрочем, следует отметить, что Ротенберг является лишь одним из многих бенефициаров строительства.

Дорогу планируют сдать к 2017 году, и это вполне реальный срок. Идет строительство участка автотрассы с 15-го по 58-й километр, готовится участок 58–97-й километр, начата реконструкция Бусиновской транспортной развязки. К проекту активно привлекаются частные компании, а его стоимость оценена в 350 млрд рублей.

Мост на остров Русский: не только для саммита

Вантовый мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, соорудили за рекордные для России четыре года. Торопились к саммиту АТЭС-2012, хотя без переносов не обошлось и тут. Планировали в марте, а сдали только в июле, буквально накануне сентябрьской встречи.

Мост и сам по себе рекордсмен: его вантовый пролет самый длинный в мире (1104 метра), пилоны в 324 метра тоже самые высокие. Критики проекта указывают еще на один рекорд или антирекорд — цену. Обошелся мост в 32 млрд рублей, еще столько же ушло на дорогу, ведущую к нему. При этом общая длина моста чуть меньше двух километров. Для сравнения: Китай примерно за те же два миллиарда долларов построил 36-километровый мост через залив Ханчжоувань. Правда, стоимость рабочей силы, техники и стройматериалов в Поднебесной существенно ниже.

Задавался и другой вопрос: нужен ли там вообще мост, способный пропускать до 50 тыс. автомобилей в сутки? Он впечатляюще смотрелся в дни саммита АТЭС, но ведь сегодня на острове Русский живет всего пять тысяч человек. Впрочем, в планах властей перевести туда Дальневосточный федеральный университет, создать центр ядерной медицины, привлечь на остров штаб-квартиры крупных компаний.

Дублер Курортного проспекта в Сочи: спасение от пробок

Дублер сочинского Курортного проспекта — еще один пример грандиозного и достаточно успешного строительства: шесть тоннелей и тринадцать эстакад. И все это прямо в центре города. «Олимпиаду без пробок на дорогах» пообещал лично Владимир Путин, когда в 2007 году представлял сочинский проект. Цель дублера — реализовать президентское обещание.

Единственная загвоздка снова в цене: 16 км магистрали, пронизывающей Сочи, обойдутся бюджету в 100 млрд рублей, то есть каждый метр дублера стоит 6 миллионов 250 тысяч. Понятно, что такое деление не совсем корректно, но оно определенно впечатляет.

С другой стороны, строительство идет ударными темпами, да и польза для города, в котором пробки сегодня сравнимы с московскими, несомненна. В январе этого года было начато движение по первой из трех очередей дублера, а в марте строители сообщили, что построена половина тоннелей. Министр транспорта Максим Соколов обещает сдать вторую и третью очереди дублера к концу 2013 года. «Работы много, но при этом мы прекрасно сознаем свою ответственность, — заявил глава Минтранса. — Других сроков у нас просто нет, Олимпиада все равно откроется 7 февраля 2014 года».

Новый сочинский аэровокзал: дешево и сердито

Еще одна успешная олимпийская стройка, причем на этот раз вполне адекватная с точки зрения стоимости, — новый аэровокзальный комплекс в Сочи. Строить его начали еще 1989 году, но после распада СССР работы были заморожены, хотя до сдачи комплекса оставалось только смонтировать оборудование. Российские власти тогда публично разругались со словенскими подрядчиками, отказавшись выплатить причитающиеся по контракту деньги. Более десяти лет недостроенный аэровокзал был пристанищем сочинских бомжей.

Реанимировали строительство после того, как в 2007 году Сочи был объявлен хозяином Игр 2014 года, а сдали объект в 2010-м, за четыре года до Олимпиады, — результат неплохой, хотя реконструкция была и не самая масштабная. По разным оценкам, на нее потратили 6–8 млрд рублей.

Новый сочинский аэропорт может похвастаться современным дизайном и полностью автоматизированным процессом обработки багажа. Площади аэропорта сопоставимы с Домодедово, а вот пропускная способность даже после реконструкции в несколько раз меньше: 2,5 тыс. пассажиров в час. С другой стороны, и после окончания Олимпиады аэропорт точно не будет простаивать — думать о его переформатировании и тем более консервации не придется.

ЦКАД: Москва без фур

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), опоясывающая столицу «поверх» МКАД, — это как раз тот инфраструктурный проект, экономическая и хозяйственная необходимость которого признается практически всеми.

ЦКАД должна кардинально разгрузить и подмосковные участки федеральных трасс, и саму столицу от транзитного автотранспорта, в первую очередь грузового. Однако проект настолько сложен, что уже очень долгое время к нему не могут подступиться. Строительство собирались начать в 2004 году, потом в 2007-м, затем в 2011-м. Сегодня старт работ запланирован на 2014 год. Примерная стоимость ЦКАД составит 300–400 млрд рублей.

Любопытно, что на этой дороге воровать стали еще до начала строительства. Из Инвестиционного фонда РФ на проектно-изыскательские работы, геодезические и экологические исследования, необходимые для сооружения ЦКАД, было выделено 8,8 млрд рублей. По версии следствия, специалисты из ООО «Спецметропроект» и еще ряда структур, которым было поручено эти работы произвести, просто взяли исследования 20–40-летней давности, которые велись по ныне существующей подмосковной бетонке, чуть их отредактировали и выдали за оригинальные.

№22 (300)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама