Учет, контроль и слезинка ребенка

Тренды
Москва, 06.06.2013
«Русский репортер» №22 (300)

Я тут решил приобщиться к прогрессу. А именно записаться на прием в детскую поликлинику через интернет. Моей десятилетней дочке была нужна справка для санатория. Раньше для получения этой формальной бумажки надо было выстаивать мучительную очередь, толкаться в узких коридорах, доказывать, что «я занимал перед женщиной в розовом, а за мной бабушка в синем…».

Теперь прогресс. Заходишь на портал государственных услуг, нажимаешь на несколько клавиш — и на экране появляется имя твоего врача и номер кабинета. Остается только выбрать удобное тебе время, после чего система автоматически генерирует заветный талончик. Благодать.

На деле, конечно, выяснилось, что половина очереди еще не приобщилась к ценностям модернизации и ждет приема в формате «кто последний?». Но к людям с электронными талончиками здесь относятся почтительно и стараются пропускать вперед. Всего лишь полчаса пришлось простоять в холле, изучая плакат «Что надо знать о здоровье малыша» и график прививок, утвержденный Минздравом СССР. И вот я в кабинете.

Участковый врач неожиданно молода и улыбчива:

— Справку? Пожалуйста, присаживайтесь, сейчас все сделаем. Вы без ребенка? Ничего страшного. Располагайтесь.

Дальше бедная девушка начинает листать документы: медицинская карта, страховой полис, СНИЛС, какой-то журнал, какая-то ведомость. Из каждой бумажки надо выписывать цифры и формулировки в другую бумажку. Рядом сидит медсестра, которая, может, и рада помочь, но перед ней гора других документов, которые надо оформлять.

Проходит три минуты. Врач пишет.

Проходит пять минут. Врач пишет.

Проходит десять минут. Врач пишет.

Я все больше проникаюсь сочувствием. Наверняка эта девушка захотела стать медиком еще в средней школе, ведь это так романтично — помогать людям, особенно детям. Ей представлялись малыши, которых она спасает от коклюша, скарлатины и атопического дерматита. Она героически зубрила экзаменационные билеты, потом шесть лет ночами запоминала названия костей и симптомы сотен заболеваний. Потом ординатура…

И вот теперь она полноценный врач. И выводит шариковой ручкой: «Номер страхового полиса…, место жительства…, диагноз впервые поставлен…» Мне ее жалко. Но еще жальче тех детей с мамашами, которые остались за дверью и ждут, когда же врач освободится. Слышно, как усталые младенцы рыдают с разными интонациями. Кто-то — а-а-а-а-и-и-и-а-а-а-а, кто-то — у-о-о-о-и-и-и-и-и. Про слезинку ребенка еще Достоевский писал. Мол, негоже, чтоб ребенок плакал, даже если его плач осуществляется в рамках оптимизации оказания медицинских услуг. Как-то так у классика было.

По моим представлениям, выписка справки должна занимать несколько секунд. Из компьютерной базы данных выбираются нужные поля и распечатываются на листке. Такую систему еще лет двадцать назад мог написать студент второго курса. Даже если заказывать программу коммерческой фирме, она вряд ли обойдется дороже, чем пара томографов.

Слышно, как усталые младенцы рыдают с разными интонациями. Про слезинку ребенка еще Достоевский писал. Мол, негоже, чтоб ребенок плакал, даже если его плач осуществляется в рамках оптимизации оказания медицинских услуг. Как-то так у классика было

Можно было бы вообще обойтись без доктора и медсестры. Я же авторизовался на сайте, ввел свой логин и пароль. Справку для санатория можно сгенерировать точно так же, как талон. Ведь для нее не нужны ни осмотр больного, ни великие диагностические способности: стандартные тексты и формальные данные.

Врач продолжает писать. Я не выдерживаю:

— Скажите, а неужели у вас компьютера нет?!

— Конечно, есть — вот он!

Замечаю, что за ворохом бумаг действительно стоит компьютер. Современный такой, даже с жидкокристаллическим монитором.

— Нам недавно поставили. Стало еще хуже. Теперь надо все данные и на бумагу заносить, и в компьютер. Времени, чтобы с пациентами общаться, вообще не остается. Все пишем и пишем.

Врач тяжело вздыхает, попадая в ритм плача за дверью. Наконец она заканчивает писать:

— Ну, теперь идите к заведующей, надо у нее подписи поставить.

Иду через всю поликлинику, продираясь сквозь детей, которые бегают по коридорам, плачут и обмениваются вирусами. Заведующая педиатрическим отделением тоже улыбчива и дружелюбна. У нее за плечами не только мединститут и десятилетия практики, но и, вероятно, кандидатская степень. Она раскладывает бумаги, которые я принес от участкового врача, и принимается писать. Из справки данные переписываются в журнал, из журнала — в ведомость…

— Да-да. Компьютеры. Нам установили. Только писанины почему-то прибавилось. На медицину времени нет. Совсем…

Я все-таки получил свои справки. Но мысли о прогрессе не дают мне покоя. Государство — от президента и Госдумы до мелких чиновников Минздрава — очень много работает: «обеспечение инновационного развития здравоохранения», «оптимизация системы управления медицинским персоналом», «совершенствование планирования и использования кадровых ресурсов» и т. д. При этом врачи продолжают писать. А дети — плакать.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №22 (300) 6 июня 2013
    Русский бизнес
    Содержание:
    Реклама