Пароход «Н. В. Гоголь» (Северодвинск)

Среда обитания
Москва, 21.11.2013
«Русский репортер» №46 (324)

Фото: Алексей Мрочко/Фотобанк Лори

История

Колесный пароход был построен в 1911 году под Нижним Новгородом, на Сормовском судостроительном заводе, по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Он не был единственным в своем роде: первым судном этой серии был заложенный в 1909 году «Михаил Криличевский» (переименованный потом в «Ивана Каляева»), на котором сюда приехали первые строители Северодвинска. Был у «Гоголя» и еще один брат-близнец — «Генерал Кондра-тенко», переименованный в «А. И. Желябова».

Меняли параходы не только имена («Преподобный Савватий» стал «Добролюбовым», «Преподобный Зосима» — «М. В. Фрунзе»), но и маршруты, «Криличевский» под конец стал тренировочной базой для сыктывкарского клуба юных моряков. А потом все их списали и распилили на металлолом.

И только «Гоголь» избежал этой участи: когда-то он был революционным боевым транспортом и госпиталем, потом возил грузы и пассажиров из Архангельска в Котлас, а в 70-х стал плавучей турбазой для работников флота и членов их семей.

Легенда

Капитальному ремонту пароход подвергался в 40-х годах, в 50-х и, как ни странно, в середине 90-х — сотрудники северодвинского завода «Звездочка», который ремонтирует индийские подлодки и строит норвежские рыболовные траулеры, просто отказались сдавать судно в утиль, хотя им пришлось компенсировать Северному речному пароходству стоимость 100 тонн металлолома. Вместо этого они бережно перебрали его по винтику, поменяли всю «начинку» и стали катать туристов. Так что «Гоголь» на плаву уже больше ста лет.

После всех ремонтов вместимость парохода изменилась: дореволюционные 700 пассажиров сидели на собственных тюках, нынешние 53 плывут в комфортабельных одно-и двухместных каютах. В 2013 году на пароходе можно было отправиться на несколько дней в круиз или совершить двухчасовую прогулку по Северной Двине. Правда, из-за внезапного обмеления реки судно не могло преодолеть всю дорогу до Котласа. Некоторые туристы жаловались на то, что маршрут менялся в худшую сторону прямо посреди плавания. Однако на следующий навигационный сезон местные турагентства тоже обещают продавать билеты. Видимо, «Гоголь» будет совершать короткие поездки в непосредственной близости от города.

  • Осадка 150 см
  • Первый капитальный ремонт судна  1939 год
  • Пароход в сутки расходовал 40 м3 дров
  • От Вологды до Архангельска шел «Гоголь» 4 суток

У партнеров

    «Русский репортер»
    №46 (324) 21 ноября 2013
    Продуктовая мафия
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама