Такая опасная безопасность

Актуально
Москва, 23.01.2014
«Русский репортер» №3 (331)
Президент США объявил о реформе самой секретной из американских спецслужб — Агентства национальной безопасности. Его предложения, касающиеся прежде всего ограничения шпионских программ АНБ, — эхо скандала, вызванного прошлогодними разоблачениями Эдварда Сноудена. Между тем и прежде ни одна другая американская спецслужба не имела столь однозначно дурной репутации. И возможно, вполне заслуженно

Фото: AFP/East News

Один из народных вариантов расшифровки американской аббревиатуры АНБ (NSA) звучит как Never Say Anything («Никогда ничего не говори»). Он удачно отражает самую соль АНБ — ее тотальную засекреченность. Другой вариант — No Such Agency («Нет такой службы»). Это про то, что в первые годы существования АНБ вообще не упомина-лось ни в одном официальном документе, настолько большую тайну представляла его деятельность.

Созданное в 1952 году АНБ было призвано заниматься радиоразведкой — проще говоря, прослушкой в самых разных формах, причем как интересующих правительство США иностранцев, так и собственных граждан, если того потребуют «национальные интересы».

О реальном содержании деятельности агентства простые смертные узнают в основном из скандалов и разоблачений, которые нет-нет да и происходят. За полвека до Сноудена агенты Вильям Мартин и Бернон Митчелл бежали в Советский Союз и на открытой пресс-конференции в Москве рассказали, что АНБ прослушивает политических деятелей, дипломатов, военных и простых граждан в 40 странах мира. Еще один перебежчик, Виктор Гамильтон, в интервью газете «Известия» поведал о том, как его бывшие коллеги взламывают дипломатические коды и «слушают» штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.

В середине 70-х в процессе расследования Уотергейтского скандала выяснилось, что АНБ активно прослушивало антивоенных активистов, боровшихся против войны во Вьетнаме, а два десятилетия спустя Европарламент провел целое расследование роли агентства в экономическом шпионаже в ведущих европейских фирмах.

Все эти скандалы хоть и высвечивали неприглядные сто-роны деятельности спецслужбы, однако до нынешних решений Обамы, похоже, не вели к каким-то особым изменениям в характере работы. Зато образ АНБ в культуре сложился вполне определенный: ни одна другая спецслужба не вызывает у американцев, которые вообще с подозрением относятся к секретной правительственной деятельности, столь однозначного неприятия. «РР» собрал все «хорошее» об АНБ, что успели сказать режиссеры и писатели за шестьдесят с лишним лет его существования.

«Тихушники» (1992)

 rr0314_034_2.jpg Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

Математик изобрел устройство, которое может вскрыть любой шифр. За ним охотятся и мошенники, и АНБ, а главный герой, которого играет Роберт Редфорд, пытается выжить и не отдать устройство никому. АНБ здесь не главные злодеи (аэнбэшник появляется в фильме лишь в последней сцене), но цели организации понятны: залезать в компьютеры Министерства финансов, ФБР, банковских структур, знать все обо всех — короче, как выражается одна из героинь, «делать разные гадости». Паранойя зарождается, но лишь в общих чертах. Оно и понятно: персональные компьютеры скорее экзотика, чем повседневная реальность.

«Меркурий в опасности» (1998)

 rr0314_034_4.jpg Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

Страдающий аутизмом маленький мальчик смог прочитать сверхсекретный код АНБ. Аэнбэшники пытаются убить его, но на их пути встает бывший агент ФБР в исполнении Брюса Уиллиса. После перестрелок и погонь хорошее ФБР убивает плохих аэнбэшников. Впрочем, злодеями являются лишь несколько сотрудников, в первую очередь высокопоставленный мерзавец, готовый идти по трупам ради сохранения секретности. Главный грех АНБ здесь не в том, что они за всеми следят, хотя и следят, конечно, тоже, а в том, что ставят себя выше закона. И ради своих внутренних целей решают, кому жить, а кому умереть.

«Цифровая крепость» (1998)

 rr0314_034_5.jpg Фото: Everett Collection/East News
Фото: Everett Collection/East News

Одна из ранних проб пера будущего автора «Кода да Винчи» Дэна Брауна. АНБ занимается созданием суперкомпьютера, который, по идее, должен взламывать любые коды. Вокруг этого компьютера начинаются смертельные пляски, есть хорошие и плохие аэнбэшники, Браун рассказывает про различные виды кодов и разные способы дешифровки. Тут важно другое: цель АНБ (или по крайней мере одной из групп внутри организации) — создать суперкомпьютер, который сможет вскрыть абсолютно любой код и от которого уже ничто не укроется.

«Враг государства» (1998)

 rr0314_035_1.jpg Фото: Everett Collection/East News
Фото: Everett Collection/East News

Классический параноидальный фильм про АНБ. Конгресс вот-вот должен обсудить законопроект, по которому АНБ получит право знать все про каждого американца. Для одного из высокопоставленных аэнбэшников этот закон важен настолько, что он убивает несогласного с ним конгрессмена. Однако убийство случайно фиксирует камера слежения за птицами, а затем пленка попадает в руки адвоката, которого играет Уилл Смит. В итоге на протяжении всего фильма АНБ гоняется за Смитом, демонстрируя весь гигантский арсенал своих спецсредств. Это спутники слежения, которые видят все и везде, перехват телефонных звонков, возможность подключиться к любой камере, умение заблокировать банковские счета, бесконечные жучки и, наконец, армия головорезов, которых даже из спецназа выгнали за жестокость. Паранойя во всем своем величии.

«Подарок» (2009)

 rr0314_035_3.jpg Фото: Everett Collection/East News
Фото: Everett Collection/East News

В центре сюжета «Эшелон» — суперкомпьютер АНБ, который должен следить за всеми и обрабатывать всю информацию, которая только есть в мире. В какой-то момент он начинает жить своей жизнью и играть судьбами людей. «Эшелон» может даже убивать, поскольку ему доступны все компьютеры мира: он может вызвать вас в определенную точку планеты эсэмэской, которую сам пошлет, проверить ваше нахождение с помощью камер наружного наблюдения, а затем переключит светофоры, и вас собьет машина. Фильм удивительно плохой и запутанный, хотя в нем есть хорошие русские хакеры-разведчики во главе с мудрым генералом (Гоша Куценко). Отключить «Эшелон» оказывается очень просто: в доверительной беседе компьютеру объясняют, что его создавали для того, чтобы защищать свободу, а он ей мешает. В итоге «Эшелон» уничтожает сам себя. 

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (331) 23 января 2014
    История
    Содержание:
    Реклама