Три вопроса об обществе

От редактора
Москва, 23.01.2014
«Русский репортер» №3 (331)

«Почему люди скрываются под масками?»«Почему друзья предают?»
«Почему хорошие люди совершают порой плохие поступки?»

Это из анкеты, которую мы с коллегой раздали ученикам средней школы. Ребят просили написать три вопроса о людях и обществе, на которые они хотели бы получить ответ.

Перед Новым годом я задумался о том, что мне действительно хотелось бы делать в жизни. Космонавтом я уже не стану. Рок-звездой тем более. Даже автор детективных романов из меня вряд ли получится. Почему-то пришел к выводу, что мне необходимо преподавать обществознание в школе. Есть в этом какой-то особый драйв. Такая вот мечта у меня случилась. Потом я выпил шампанского, съел оливье, а спустя две недели услышал свой сбивающийся от волнения голос:

— Здравствуйте, меня зовут Григорий. В смысле Григорий Витальевич. Можете садиться. Эй, на задней парте, не надо ломать стул, он же ни в чем не виноват. Так вот… Я буду вести у вас обществознание. Есть ли вопросы?

«Почему люди ленивые?»
«Как доказать, что не в деньгах счастье?»
«Как доверять неприятным людям?»

Мне достались пятый, шестой и седьмой классы. Это вам не одиннадцатый, где половина учеников уже попробовали взрослой жизни: работу за деньги, крепкий алкоголь и физическую близость. А тут почти дети. Наивные, честные, незамутненные. Что они знают об обществе? Что их действительно волнует? Пытаюсь это выяснить с помощью самодельной анкеты. Получаю их вопросы.

«Почему люди могут стать “смертниками”?
Зачем они отдают жизнь, чтобы убить других?»
«Почему в нашем мире много зависит от денег и власти?»
«Как успокаивать человека, когда он сильно расстроен?»

Обществознание — загадочный предмет. Особенно, когда его пытаются преподавать в пятом или шестом классе. Государственный стандарт оказался набором пафосных абстракций: «Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям …» А по сути этот предмет — коктейль из философии, социологии, права и экономики: перед употреблением взболтать, потом зажмуриться и выпить. Причем в каждом классе рецепт повторяется. И в пятом экономика с правом, и в шестом, и в седьмом.

«Как расположить к себе людей, чтобы они не считали тебя изгоем?»
«Как заводить друзей и уметь с ними прощаться?»
«Почему о богатых людях все время говорят и пишут, а о бедных — нет?»

Я перечитываю эти вопросы уже в который раз. Мне кажется, в них куда больше социологической правды, чем в унылых программах и стандартах.

Послезавтра у меня очередной урок. А пока я смотрю жутковатые новости из Киева. Что-то горит, у кого-то пробита голова, подросток с дубиной бросается на бойца «Беркута», клубится слезоточивый газ. Тысячи блогеров сейчас рассуждают о парадигмах украинской политики и тенденциях международного влияния. А мне все не дают покоя вопросы школьников. Они про то же самое.

«Почему мы ссоримся по пустякам?»
«Зачем нужны войны?»
«В чем смысл жизни?»

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (331) 23 января 2014
    История
    Содержание:
    Реклама