ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Удар по воротам

2014
Фото: Светлана Боброва/ИТАР-ТАСС

На прошлой неделе во владимирские Золотые ворота, архитектурный шедевр ХII века, врезался очередной лихач-водитель. Это спровоцировало общегородскую дискуссию, в ходе которой выяснилось, что к шедевру у жителей масса претензий. Дошло до коллективных требований переставить Золотые ворота в другое место. Корреспондент «РР» отправился во Владимиро-Суздальскую Русь, чтобы узнать, за что можно так невзлюбить свое культурное достояние

Пятница, вечер, час пик. Сердце исторического Владимира, площадь вокруг Золотых ворот, оккупировала нереально вежливая пробка. Она как разновекторный муравейник. Из двух автобусов высыпали туристы и облепили смотровую площадку, Музей хрусталя, площадь и сами ворота. В третий автобус туристы садятся. Между ними, огибая ворота справа и слева, в противоположных направлениях по-корно плетутся потоки машин. Тормозят по первому порыву пешеходов. Идиллия.

— Однажды, увидев это, тогдашний мэр Москвы Лужков возмутился: «Я бы в столице такого не допустил. Город не музей». — Мы со Светланой Мельниковой, генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника, пробираемся к арке Золотых ворот как раз через те самые потоки смиренных машин. — А я парировала: «Так у нас тут и не Москва. Мы живем историей и культурным туризмом».

У логичных рассуждений Мельниковой зримый изъян. Мы встали как раз напротив него. Угол белокаменных ворот справа от арки заметно выделяется свежепокрашенной белизной — это сюда вчера врезалась пришедшая в негодность иномарка 22-летнего Андрея Сазонова.

— Я ехал мимо, — рассказывает свидетель Илья Речкин, — смотрю: «Хендай» носом врубился в ворота. Из машины с матерком вывалили девчонки-подростки. Стоят под подсветкой, курят. «Ржу-нимагу!» — орут. Видят, что на них смотрят. Дурдом, а им по кайфу.

От удара из ворот вылетели пара-тройка кирпичей кладки ХII века, задеты дубовая дверь и металлические крюки, но они устояли. Музей-заповедник ущерб от аварии оценил в десять тысяч рублей. Реставраторы за ночь вернули воротам прежний вид.

— Судиться? — на вопрос, будет ли музей подавать иск в суд, Светлана Мельникова реагирует снисходительно. — Так мы ведь как живем, так и ездим. Все со всеми договариваются. Как сегодня говорят, в досудебном порядке. Я, конечно, подготовила иск. Но что такое десять тысяч рублей? На судебные издержки больше уйдет. У нас только адвокатские услуги обходятся минимум в восемь тысяч. А такие дела, как правило, к середине процесса разваливаются.

Светлана знает, о чем говорит. Чуть больше полугода назад 17-летний пьяный Владислав Разумков на родительском внедорожнике тоже в компании девушек «пометил» Золотые ворота — на спор пронесся сквозь арку памятника. Пострадал не только памятник архитектуры, но и простой смертный.

— Меня на моей машине этот внедорожник чуть ли не в стену вмуровал, — вспоминает таксист Фарасад Исмаилов. — Я два месяца пролежал в больнице. Селезенку отрезали, почка справа отказала. Нужна операция.

Тем не менее дело, как признает Дмитрий Докторов, заместитель прокурора города Владимира, разваливается. Точнее, Разумков наказан годом и шестью месяцами лишения сво-боды условно. А уж какие договоренности будут достигнуты между виновным и потерпевшим, как говорится, «останется за рамками следствия». Но то, что Исмаилов уже отказался подписывать иск о причинении вреда историческому памятнику, красноречиво говорит о том, что договоренности все-таки достигнуты.

— «Кто ж его посадит? Это ж памятник!» Припоминаете? — с грустью цитирует «Джентльменов удачи» Светлана Мельникова. — Это про нас сегодняшних. Пострадавших от аварий лечить надо, им надо возмещать ущерб. Но наши люди не хотят понимать, что памятники тоже болеют. И еще неизвестно, что их больше ранит и изнашивает: время или вот такое людское к ним равнодушие?

Светлана придирчиво осматривает обновленную кладку, трогает руками. От иска Разумкову музей тоже отказался: сумма судебных издержек окажется больше материального ущерба, который легче возместить все из тех же музейных средств.

— Это уже далеко не первая наша заплатка. — Директор отходит в сторону и присматривается к качеству ремонта. — Ее и не видно, если не всматриваться. После первого дождя все сольется с кладкой. Не такое переживали.

Проноситься под аркой, где вообще-то проезд закрыт, не единственная местная традиция, связанная с памятником архитектуры. Есть еще молодожены. До недавнего времени им очень нравилось разбивать здесь бутылку шампанского — на счастье. Разумеется, разбивали о кладку арки. Вмятин накопилось столько, что реставраторы забили тревогу: белый пористый известняк стен начал крошиться. Музей через мэрию Владимира добился официального запрета на распитие шампанского у Золотых ворот.

— Совсем сдурели, что ли?! — возмутились местные обитатели социальных сетей. — Что, других проблем в городе нет, что ли? Наиважнейшая — ворота?!

Чуть позже автолюбители через Росавтодор пытались продвинуть идею переноса ворот в другое место, чтобы «разгрузить федеральную трассу и избавить Владимир от регулярных пробок».

— Да эти ворота вообще давно пора разобрать на кирпичи, — считает водитель с пятилетним стажем 24-летний Александр Половинкин. — Тогда будет прямое движение. И аварий на развороте будет меньше, и ездить станет удобнее.

По данным социологических замеров мэрии Владимира, идею переноса Золотых ворот чуть в сторону от дороги разделяют до трети горожан, как правило, от 16 до 27 лет.

— Поколение пепси, — разводит руками Александр Бологов, автор компромиссного предложения закрыть Золотые ворота от лихачей и аварий створами.

Бологов в своем микроблоге выложил набросок того, как может выглядеть памятник, если на него повесить решетку золотых створок. Сначала над ним иронизировали как над интернет-скоморохом. Потом завязалась дискуссия: когда-то ворота были настоящими, а не декоративными, значит, у них были закрывающиеся створы? Как они закрывались и в каком месте рядом с ними стояла пушка, по старинным чертежам и архивным материалам придумал и частично восстановил другой художник — Андрей Андреев.

— Проект с «воротинами в воротах» смотрела губернатор Владимирской области Светлана Орлова, — говорит Андреев. — Она им загорелась, хочет вынести вопрос на обсуждение сначала экспертов, чтобы оценить выгоду от туристического аттракциона с закрывающимися и открывающимися воротами, а потом на городской референдум.

Светлана Мельникова о проектах художников знает, но относится к ним скептически.

— Смотрите, — показывает она на две ленты объездных дорог вокруг Золотых ворот, — если их оградить створами, дорога станет еще уже и аварийнее. Если створы воткнуть внутрь арки, это тоже спорное решение. С XIV века ворота стоят открытыми. Никто не знает, как и чем они затворялись. Зачем додумывать и закрывать арку, которая открывает вид на город? И потом, если возвращать «все как было», то, например, церкви Покрова на Нерли надо надеть шлем. Снять купол и надеть шлем. Так было раньше. Кому это надо?

Мы поднимаемся на смотровую площадку возле Золотых ворот. Солнце слепит, отраженное куполами городских храмов.

— Не надо изобретать велосипед. — Светлана, будто в первый раз, любуется видом холмистого Владимира. — Думаю, Золотые ворота вот так, через аварии, стучатся к нашей исторической памяти. Вокруг таких архитектурных сокровищ во всем мире создают пешеходные зоны. Я думаю, Золотые ворота молча просят о том же…

№11 (339)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама