Бессмысленные мэры

Актуально
Москва, 03.04.2014
«Русский репортер» №13 (341)
Группа депутатов-единороссов и сенатор Степан Киричук внесли в Госдуму законопроект, практически отменяющий прямые выборы в крупных городах. Коснется это как законодательных, так и исполнительных властных структур. Но история муниципальной реформы в России свидетельствует о том, что без радикальных изменений самой философии местного самоуправления любая локальная реорганизация, по сути, бессмысленна

Фото: Константин Чалабов/РИА Новости

Как это будет выглядеть на практике? В разделенных на районы городах депутатские выборы останутся только на уровне этих самых районов. После из районных депутатов сформируют городскую думу, а та уже из своих рядов выберет мэра, который одновременно будет и спикером. Как отметил Киричук, реформа коснется 67 городов, где есть искомое районное деление. Среди них, к примеру, Екатеринбург, в котором мэром прошлой осенью был избран оппозиционер Евгений Ройзман, и Ярославль, во главе которого до ареста стоял еще один оппозиционер Евгений Урлашов. Та же система предусмотрена и для крупных муниципальных районов, состоящих из сельских поселений. В небольших городах и селах выборы депутатов местных советов останутся, но именно депутаты, а не жители будут выбирать глав муниципалитетов.

Теоретически новый порядок избрания мэров и дум призван приблизить городскую власть к народу, а заодно и наделить нижний, муниципальный уровень власти реальными полномочиями. Проблема, однако, в том, что все они, по сути, сводятся к роли выборщиков вышестоящих инстанций. А никакими новыми правами в налоговой и распределительной сфере наделять муниципалитеты никто не собирается. Между тем, если говорить не о тонкой настройке, а о реальном преобразовании местного самоуправления, от этого все равно никуда не уйти.

За последние годы Россия пережила не одну реформу местного самоуправления. Две самые известные — создание института наемного сити-менеджера, что во многих городах лишило избранных мэров реальных полномочий, а также изменение межбюджетных отношений, в результате которого в городскую казну стали поступать полные сборы только от земельного налога и налога на имущество физических лиц. Городам полагается также процент от ряда федеральных налогов, в том числе подоходного, но этого все равно, как правило, недостаточно, чтобы самостоятельно обеспечивать свое существование.

Исключение, как правило, составляют как раз мегаполисы. Тот же Екатеринбург — один из немногих городов-доноров в области, Ярославль и вовсе единственный. И именно там нет-нет да и придут к власти оппозиционеры, которые могут управлять относительно самостоятельно. По-видимому, ради того чтобы обезопаситься от таких эксцессов, отчасти и заварена вся каша. В городах поменьше деятельность градоначальников сводится к выпрашиванию средств у областных властей, тут уже не до оппозиционности.

Реальные перемены, которые могут вовлечь в низовую демократию жителей — а именно это декларируется как конечная цель всех реформ, — наступят только тогда, когда у муниципалитетов будут собственные средства, обеспечивающие их полномочия. А для этого должна быть проведена не столько муниципальная, сколько налоговая реформа, направленная на то, чтобы в городских бюджетах оседали существенно большие деньги, чем сегодня. И к этому уже подверстывать преобразования системы управления, и прежде всего избрание даже не мэров, а шерифов (участковых) и районных судей. Без всего этого комплекса мер любой ремонт местного самоуправления так и останется косметическим.

Реформа без конца

1995. Принят федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1997. В целях «сохранения единства городского хозяйства» на территории Москвы и Санкт-Петербурга объекты муниципальной собственности и источники доходов местных бюджетов определяются законами этих субъектов.

2000. Региональные власти и президент России получили право распускать представительный орган местного самоуправления и отрешать от власти главу муниципалитета в том случае, если ими был принят норма-тивный акт, противоречащий Конституции, федеральному или региональному закону.

2003. Принят новый федеральный закон о местном самоуправлении со старым названием. Введена должность наемного сити-менедежера, который работает параллельно с выборным мэром.

2009. Новый закон о местном само­управлении окончательно вступил в силу.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №13 (341) 3 апреля 2014
    Фигура и мозг
    Содержание:
    Французская мода, или Дюкан вам в помощь

    Диет и систем питания для похудения — миллион. Но одна из них, диета Дюкана, в последнее время стала особенно популярной не только в России — в мире. «РР» решил обратиться к первоисточнику и взять интервью у ее основателя, французского диетолога Пьера Дюкана

    Реклама