Инновации в старость

Финансы
Москва, 15.05.2014
«Русский репортер» №18 (346)
В России не принято думать о пенсии заранее. А надо бы. Государство позволяет себе менять правила игры чаще, чем хотелось бы. Чтобы не висеть в будущем на шее у детей, стоит обратить внимание на негосударственные пенсионные программы. Этим вы поддержите новый рынок, и не исключено, что впоследствии он поддержит вас

В конце 2013 года президент России подписал пакет законов, которые вводят новый порядок формирования и начисления пенсий, а также устанавливают необходимость акционирования российских НПФ (негосударственных пенсионных фондов). Эти законы стали очередным поворотом в пенсионной системе России. Однако до сих пор непонятно, куда этот поворот может привести будущих пенсионеров и профессиональных участников рынка.

Пенсионная система: основные принципы

Для того чтобы разобраться в том, что происходит на пенсионном рынке, в первую очередь нужно понять, как работает российская пенсионная система. В настоящее время она функционирует на основе страховых принципов, включая как распределительный (его еще называют страховым), так и накопительный компоненты. Эти компоненты формируются из взносов работодателя, которые составляют 22% официальной заработной платы.

До недавнего времени 6% из этих взносов направлялось на финансирование выплат нынешним пенсионерам и в накопительную часть пенсии, 10% — в страховую ее часть. Однако поправки, внесенные в законодательство в конце 2013 года, изменили эту систему. В результате с 2016-го 6% взносов, ранее направлявшихся в накопительную часть, будет перечисляться в страховую, управлением которой занимается государство в лице Пенсионного фонда России (ПФР) и на которую, кстати говоря, не распространяется право наследования.

Однако граждане, желающие оставить себе накопительную часть пенсии, по-прежнему могут это сделать. Для этого до конца 2015 года нужно подать заявление в ПФР о переводе своих пенсионных накоплений в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд. Таким образом, «молчуны» — не проявившие инициативы граждане — будут перечислять 16% своих взносов в страховую часть пенсии. У тех же, кто выбрал НПФ или управляющую компанию, 6% будет отчисляться в накопительную часть пенсии, а 10% в страховую, как это было до 2014 года.

Важной новацией является тот факт, что теперь учет страховой части пенсии будет вестись в баллах, а не в рублях, как раньше. Количество баллов зависит от трудового стажа и пенсионных отчислений: чем больше стаж и размер отчислений, тем больше будет начислено баллов. При этом тем, кто захотел оставить себе накопительную часть пенсии, при прочих равных будет начислено меньше пенсионных баллов, нежели тем, кто решил перечислять 16% в страховую часть пенсии. Государство почему-то не желает поощрять инициативу граждан, предпочитая концентрировать деньги у себя.

При выходе на пенсию баллы будут конвертироваться в рубли индивидуально каждому пенсионеру с помощью специально введенного для этих целей пенсионного коэффициента. Этот коэффициент будет ежегодно устанавливаться правительством в зависимости от трансфертов, которые направляются из государственного бюджета в ПФР. При этом чтобы получить право на страховую пенсию, необходимо набрать не менее определенного количества баллов, которое будет постепенно увеличиваться с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025-м. Аналогично (с 6 лет в 2015 году до 15 в 2025-м) будет увеличиваться и минимальный стаж, необходимый для получения права на страховую часть пенсии.

НПФ или ПФР: что выбрать?

Таким образом, в настоящее время российские граждане могут выбрать один из вариантов начисления пенсии. Первый вариант — доверить управление своими средствами государству в расчете на то, что при выходе на пенсию трудового стажа и пенсионных отчислений вам хватит для набора нужного количества баллов и что при конвертации они будут подсчитаны в вашу пользу.

Второй вариант — выбрать НПФ или частную управляющую компанию и оставить за собой хотя бы небольшой контроль за пенсионными накоплениями. Однако у тех, кто выбрал этот путь, максимальное число пенсионных баллов, которые могут быть начислены за год, окажется меньше, чем в аналогичных условиях получил бы «молчун». В результате «не молчунам», чтобы увеличить размер пенсионных отчислений и, соответственно, количество получаемых баллов, придется иметь либо бóльший трудовой стаж, либо бóльшую заработную плату.

Может показаться, что НПФ как частные компании более подвержены рыночным рискам, чем ПФР. Например, если ситуация на финансовом рынке сложилась таким образом, что инвестиционный портфель фонда или его управляющих компаний показал отрицательную доходность, как это было в 2008 году с большим количеством негосударственных фондов. Естественно, НПФ часто имеют более рискованную стратегию инвестирования средств, чем ПФР. Теоретически это, с одной стороны, позволяет получить бóльшую доходность на выходе, а с другой — несет в себе и бóльшие риски, что, в принципе, является стандартной рыночной ситуацией.

Дьявол, как водится, в деталях. Статья 24 Федерального закона № 75 обязывает НПФ инвестировать пенсионные накопления, основываясь, в частности, на принципах обеспечения сохранности и доходности, которые не позволяют негосударственным фондам фиксировать отрицательную доходность по счетам своих клиентов. При этом НПФ должны ежегодно отчитываться о результатах инвестирования. Фактически это вынуждает фонды использовать менее доходные и вместе с тем менее рискованные инструменты, для того чтобы избежать начисления на счета застрахованных лиц отрицательной доходности. Тем не менее многие НПФ показывают доходность, превышающую как уровень инфляции, так и доходность, которую показывает государственная управляющая компания ВЭБ.

Но если негосударственный фонд не сможет обеспечить даже нулевой прирост пенсионных накоплений, он будет вынужден покрыть недостаточную доходность, например, за счет имущества для осуществления уставной деятельности. А это уже грозит снижением финансовой стабильности самого фонда, что в худшем случае может привести к банкротству этого НПФ. Таким образом, по сравнению с полностью государственным Пенсионным фондом России, за которым стоят ВЭБ, Минфин и другие финансовые институты, готовые при крайней необходимости поделиться средствами, частные негосударственные пенсионные фонды — институт более рискованный, поскольку в случае нехватки средств они могут надеяться только на помощь своих владельцев.

Стоит, однако, учитывать тот факт, что обычно крупные НПФ принадлежат не менее крупным полу- или окологосударственным компаниям, таким как РЖД, «Газпром», Сбербанк, «Лукойл» и т. д., которые в случае снижения капитала фонда, скорее всего, смогут предоставить необходимое финансирование. Это позволяет говорить о том, что перевод пенсионных накоплений в такие НПФ фактически не увеличивает риск потери этих средств в случае финансовой несостоятельности фонда.

Немаловажную роль играет и удобство работы подобной организации. До недавнего времени будущий пенсионер мог прийти в один из банков, с которым у НПФ было заключено трансфер-агентское соглашение, и перевести свои пенсионные накопления в понравившийся ему фонд. Крупные НПФ, как правило, заключали договора с несколькими банками. Таким образом, придя в банк, будущий пенсионер мог выбрать, какой из фондов будет формировать его пенсию. Однако были случаи, когда недобросовестные агенты НПФ передавали заявление не только в тот фонд, который был выбран, а сразу в несколько. Это увеличивало агентское вознаграждение, однако будущие пенсионеры сталкивались с тем, что их накопления оказывались совсем не в том НПФ, который они выбрали.

В результате от этой практики решено было отказаться. До 2014 года, чтобы подать заявление на перевод своих средств, нужно было прийти в НПФ, имея на руках паспорт и СНИЛС, и написать соответствующее заявление. Однако последние законодательные нововведения сделали перевод накоплений еще чуть более сложным. В настоящее время, для того чтобы перечислить указанные средства, нужно подать заявление в ПФР, а потом уже заключить договор с выбранным вами негосударственным фондом.

Стоит также отметить, что принятые в конце прошлого года законы обязывают НПФ пройти процедуру акционирования до 1 января 2016 года. Это должно повысить эффективность системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений. При этом, согласно закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного обеспечения», до перехода в новую организационно-правовую форму и до вступления в систему гарантирования фонды не смогут принимать пенсионные накопления, которые сформировались у граждан, в частности в 2014–2015 годах.

И хотя законы, обязывающие НПФ акционироваться, были приняты еще в 2013 году, только в марте 2014-го Центробанк подготовил документ, описывающий технические аспекты этого процесса. В итоге по состоянию на 23 апреля 2014 года только 26 из примерно 120 негосударственных фондов объявили о начале этого процесса.

Результаты

Стоит признать, что эти новации в законодательстве привели к резкому росту интереса к НПФ со стороны российских граждан. Так, если в 2011 году количество клиентов, которые перевели свои накопления в фонды, составляло 11,6 млн человек, то по итогам 2013 года их количество увеличилось до 22,2 миллиона. При этом только за 2013 год рост составил почти 34%. Эти показатели не могут не радовать НПФ.

Однако «замораживание» пенсионных накоплений на два года, введение процедуры акционирования фондов и, что самое важное, фактическое уничтожение накопительного компонента пенсионной системы никак нельзя назвать позитивными факторами, которые будут способствовать развитию отрасли. Очевидно, что НПФ придется самим искать новые точки роста.

В этих условиях тем гражданам, кто не хочет полностью зависеть от государства, скорее всего, придется самостоятельно заботиться о своей пенсии, что, в принципе, является достаточно распространенной практикой в странах Запада. Тем более что инструментов для этого в нашем распоряжении достаточно много, начиная с банковских вкладов и заканчивая инвестициями в недвижимость или акции российских или зарубежных компаний. Однако в первую очередь следует все-таки помнить о возможностях, которые есть у самих НПФ, например о программах негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

Эти программы пока не пользуются популярностью у российских граждан, несмотря на рост числа россиян, которые перевели свои пенсионные накопления в НПФ. Так, по данным на конец 2013 года только 6,77 млн наших соотечественников так или иначе являются участниками программ негосударственного пенсионного обеспечения. Интересен также факт, что количество участников программ НПО остается стабильным на протяжении последних лет, притом что их доля по сравнению с числом застрахованных лиц по ОПС снизилась с 55,5% в 2011 году до 30,5% в 2013-м.

Таким образом, программы НПО действительно могут стать точкой роста для рынка НПФ, в частности за счет эффекта низкой базы. Кроме того, популярности этих программ может способствовать постепенное повышение общего уровня финансовой грамотности населения и рост доверия к НПФ со стороны тех граждан, которые все же перевели свои пенсионные накопления в НПФ.

Сравнение средней доходности лучших по данному показателю НПФ, ВЭБа и уровня инфляции, %

Количество участников НПФ по программам негосударственного пенсионного обеспечения

Динамика количества клиентов нпФ по пенсионным накоплениям, чел.
Структура инвестиционного портфеля средств пенсионных накоплений НПФ Райффайзен
Структура инвестиционного портфеля средств пенсионных резервов НПФ Райффайзен

У партнеров

    «Русский репортер»
    №18 (346) 15 мая 2014
    Украина
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама