Трендовые новости

Тренды
Москва, 05.06.2014
«Русский репортер» №21-22 (350)

Комментарий

«У насекомых начинаются понос и рвота»

Юлия Сергеева, заведующая лабораторией биологических методов защиты леса ВНИИЛМ

Один из самых опасных лесных паразитов — рыжий сосновый пилильщик. Это насекомое поедает хвою, из-за чего у дерева нарушается процесс фотосинтеза и оно постепенно погибает. Благодаря плодовитости самок пилильщика за довольно короткий срок поражены оказываются огромные площади —  по сути, эта проблема по разрушительности сопоставима с лесными пожарами. Российские ученые для борьбы с паразитом разработали новый препарат, главным действующим веществом которого является вирусная кишечная инфекция

Пилильщиком его назвали за особенность размножения: самки откладывают яйца в пропилах на хвоинках. Участки леса, где поработал паразит, можно узнать по голым кронам. Согласно нашим исследованиям, прирост у сосновых насаждений, потерявших 40–50% хвои, в два раза меньше, чем у неподвергшихся налетам этого насекомого. А при потере более 90% хвои прирост вообще не образуется.

Вирусные препараты для борьбы с лесными паразитами появились давно. Их разработка стала особенно актуальна после того, как во многих странах запретили химическую обработку лесов. В США с 60-х годов деревья опрыскивают раствором на основе опасного для насекомого вируса неочек. В России применялся его аналог вирин-диприон, который в 2009 году признали неэффективным. Мы создали препарат нового поколения, но пока не раскроем его название.

Находящийся в препарате вирус, попадая в кишечник пилильщика, стремительно размножается. Заболевший паразит перестает питаться, двигаться, у него начинаются понос и рвота, ткани организма разжижаются. В течение нескольких дней погибает вся колония. Причем вирус уничтожает не только личинки, но и насекомых в коконе, а также оказывает влияние на плодовитость чудом выживших особей.

50 000 000лет — возраст останков самой древней птицы-опылителя Pumiliornis tessellatus, обнаруженных учеными из Зенкенбергского исследовательского института Германии. До этой находки палеонтологи считали, что такие птицы жили позже: 47 млн лет назад.

В смерти динозавров виновен мексиканский астероид

Падение огромного астероида на Землю в области Мексиканского залива около 66 млн лет назад привело к глобальному похолоданию, уничтожевшему динозавров. Ученые, исследовавшие глубины залива рядом с Техасом, обнаружили следы этой климатической катастрофы в морских отложениях. Удалось добраться до осадочных пород, которым больше 60 млн лет. На них запечатлелись признаки цунами, случившегося после падения небесного тела, а еще в их составе обнаружилась высокая концентрация иридия и других химических элементов, испарившихся с поверхности астероида и отравивших морских животных. (1)

Зачем отпускают приговоренных к смерти

Американские историки проанализировали кипу личных дел заключенных, содержавшихся в тюрьмах США с 1974 по 2004 год, и вывели интересную закономерность: люди, приговоренные к смертной казни, выходят на свободу чаще, чем осужденные пожизненно или на какой-то ограниченный срок. В процентном соотношении расклад получился такой: 4% всех изученных дел принадлежали смертникам, которых внезапно оправдали и отпустили на свободу; 2% — дела приговоренных к пожизненному заключению или к 25–30 годам тюрьмы, но тоже помилованных и освобожденных; остальные — отсидевшие назначенный срок. Кроме того, в досье преступников ученые нашли рабочую переписку сотрудников тюрем, в частности психиатров, которые писали, что страх смерти, особенно отложенный на неопределенное время, является более суровым наказанием, чем расстрел или казнь на электрическом стуле. Так что, вероятно, отпуская на свободу смертников, тюремщики были точно уверены, что те уже перевоспитались.  (2)

Незнакомцы пугают интровертов

Порой нам кажется, что достаточно просто посмотреть в лицо человеку и мы сразу поймем все о его личности, характере и темпераменте. Тем временем ученые проводят все новые эксперименты, желая выяснить, как люди воспринимают лица других. Недавнее исследование, проведенное психологами из Нижегородского университета, показало, что оценка по фотографии во многом зависит от самого оценивающего. Например, интроверты (это те, кто ориентирован внутрь себя), глядя на портрет незнакомого человека, чаще предполагают, что он напряжен и не очень привлекателен. (3)

Невосприимчивость к боли продлевает жизнь

Мыши, которые не чувствуют боли, дольше остаются молодыми и позднее умирают. Это доказала команда американских исследователей, долгое время изучавшая влияние некоторых рецепторов организма на обмен веществ. Внимание специалистов привлек рецептор TRPV1, отвечающий за болевые ощущения и связанный с пищеварением.

Ученые отобрали пять лабораторных мышей, у которых этот рецептор был напрочь атрофирован, и еще пять грызунов, чувствующих боль как все нормальные животные. Тех и других на протяжении нескольких месяцев  закармливали высококалорийной едой и содержали в одинаково комфортных условиях. Оказалось, что грызуны, у которых нет рецептора TRPV1, не набирают лишнего веса и остаются шустрыми и проворными, тогда как мыши, способные чувствовать боль, быстро полнеют, стареют и теряют шерсть. (4)

Источники: (1) Vellekoop Johan et. al. // PNAS. May 27, 2014; (2) Gross Samuel et al. // PNAS. May 20, 2014; (3) Хрисанфова Л.А. // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 5–17; (4) Chizh B. A. et. al., Metabolism: A longer life with less pain// Nature. Published online May 28, 2014.

№21-22 (350) 5 июня 2014