Фильмы

Афиша
Москва, 26.06.2014
«Русский репортер» №24 (352)

ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬ

Кристоф Хоххойслер Мнение

Берлинская школа: шепоты, не крики

Каждый год Московский кинофестиваль старается открыть нам новые, экзотические направления кинематографа. Вот, например, немецкое кино так называемой берлинской школы, ретроспектива которого только что прошла на ММКФ.

Как ей удалось столько лет провести в подполье? Да очень просто: снимали для телевидения полноценное кино, получали деньги из местных фондов, не тратили слишком много, иногда попадали в кинотеатры, если вдруг тема фильма случайно совпадала со зрительской конъюнктурой.

В России это поколение часто называют «новыми тихими». Берлинскую школу тоже упрекают в слабой артикуляции, в кажущейся аполитичности. Ну да, герои этих фильмов не выкрикивают громкие лозунги и не произносят программные монологи о положении дел в международной политике. Но это не значит, что политика и реальные проблемы здесь не отражены. Наоборот, именно в таком кино, показывающем человека наедине с его мелкими проблемами и повседневными делами, политика и реальность проявляются наиболее полно и осязаемо. Ведь политика и идеология сегодня — это не пустые лозунги за все плохое против всего хорошего, примерно одинаковые что у правых, что у левых. Политика — это то, как вы проводите свободное время. В немецкой глубинке, не утратившей общинности, люди ходят на танцы и сборы добровольных пожарных команд, а в отчужденных городах одиноко сидят на дачах. То, как обставлена ваша квартира. У немцев всегда ремонт, а у поляков, например, уютный живой беспорядок.

Режиссеры берлинской школы не пытаются проникнуть в психологию своих героев — просто не верят в такую возможность. Вместо этого они предлагают внимательный, как у натуралиста, взгляд на биологию современного человека. Подобная растерянность перед реальностью всегда воспринималась российскими режиссерами как слабость. Но, может быть, посмотрев эти фильмы, мы поймем, что это сила. Ведь чтобы трезво взглянуть на настоящее, нужно сделать шаг в сторону, добровольно стать посторонним, аутсайдером, чужаком.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Лок

Стивен Найт

Предельно минималистская психодрама: главный герой Иван Лок (Том Харди) — простой человек, оказавшийся в непростых обстоятельствах, — весь фильм сидит за рулем своего BMW, решая вопросы по телефону. Но «Лок» не типичное роуд-муви. Бесконечные крупные планы  бородатого Тома Харди настойчиво указывают на то, что главная территория, которую должен исследовать кинематограф, — это не мир трехмерных пушных зверей, роботов-механоидов или бескрайних просторов Земли, а обычное человеческое лицо.

Теорема Зеро

Терри Гиллиам

Типично гиллиамовская эксцентрика, помноженная на богоискательство. Герой Кристофа Вальца живет в заброшенной церкви и ждет телефонного звонка от Бога. Окружающий героя фантастический мир, в котором люди ходят в костюмах плюшевых зверей и не расстаются с гаджетами, — довольно узнаваемая сатира на современное человечество. Мы погружены в посттехнологическое разочарование, разуверились в науке и прогрессе точно так же, как когда-то в божественном присутствии, и впали в новую тоску по чему-то вечному, абсолютному, неоспоримому. Но Он все не звонит.

Трансформеры: эпоха истребления

Майкл Бэй

Вот уже семь лет хороший режиссер Майкл Бэй находится в плену у игрушечных солдатиков. За это время он выпустил три фильма про вечную войну десептиконов и автоботов. По сюжету четвертый фильм франшизы мало отличается от остальных:  все та же война двух механических рас на фоне человеческой глупости. Впрочем, есть тут одно свежее дизайнерское решение: к роботам-самолетам и роботам-автомобилям добавились роботы-динозавры — диноботы.

Мачо и ботан — 2

Фил Лорд

Продолжение комедии про толстяка (Джона Хилл) и зануду (Ченнинг Татум), работающих полицейскими под прикрытием. В прошлом фильме парочка расследовала наркоторговлю в средней школе, а теперь поступила в колледж. Парням не до работы — их пара под угрозой: толстяк сходится с громилами из футбольной команды, а ботан — с местной богемой с факультета искусств. И начинается комическая американская версия пьесы «С любимыми не расставайтесь».

У партнеров

    «Русский репортер»
    №24 (352) 26 июня 2014
    Импортозамещение
    Содержание:
    Реклама