Трендовые новости

Тренды
Москва, 04.07.2014
«Русский репортер» №25-26 (353)

Комментарий

«Возраст паразита значительно больше, чем мы предполагали»

Пирс Митчелл, палеопатолог, профессор Кембриджского университета, президент Британской ассоциации социальной антропологии

При раскопках поселений древней Месопотамии ученые обнаружили один из первых случаев заболевания шистосомозом, от которого сегодня страдают порядка 210 миллионов людей по всему миру. Болезнь вызывают плоские черви-паразиты

Мы обнаружили яйца шистосом в одной из могил древнего города близ Евфрата в Сирии. То есть род этих червей-паразитов существовал уже много тысяч лет назад. Их распространению способствовало развитие ирригации вдоль Тигра и Евфрата и частично на территории современных Ирака, Ирана, Сирии и Турции.

Люди стали активно использовать пресную воду для полива, что и привело 6000 лет назад к вспышке шистосомоза. Попадая в организм человека, плоские черви рода Schistosoma поселяются в кровеносных сосудах мочевого пузыря и кишечника. Инфекция может привести к анемии, почечной недостаточности и раку мочевого пузыря.

Открытие доказывает, что возраст паразита значительно больше, чем мы предполагали. В Сирии шистосомоз появился почти на восемь веков раньше, чем в Египте: впервые их яйца были обнаружены в египетских мумиях — считается, что заболевание распространилось в Египте около 5200 лет назад. Интересно, что яйца паразитов были обнаружены только в области малого таза (там, где при жизни у человека был мочевой пузырь). Это доказывает, что шистосомоз действительно существовал уже в то время, а яйца червей попали в могилу вместе с человеком неслучайно.

В дальнейшем мы планируем изучить, как различные занятия древних людей (охота, собирательство, выпас животных, обработка сельскохозяйственных культур) способствовали развитию других видов паразитов.

Записала Дарья Вяльцева

-1920С при такой температуре будет заморожено тело немецкого ученого Клауса Самеса, решившего после смерти подвергнуть себя криоконсервации.

Сразу после кончины из его вен откачают кровь, а вместо нее вольют физраствор. Тело будет храниться в Институте крионики в Мичигане — сейчас там уже лежит около сотни «криопациентов». Профессор надеется, что за 150 лет, которые он проведет в жидком азоте, специалисты научатся оживлять замороженные клетки и омолаживать тело.

Бриллиантовая звезда

Астрономы из американской Национальной радиоастрономической обсерватории NRAO объявили об открытии светила, которое описали как «бриллиант размером с Землю». Предполагается, что возраст объекта около 11 миллиардов лет.

Ученые считают, что «бриллиант» когда-то давно представлял собой звезду, похожую на Солнце. В результате термоядерных реакций образовалось огромное количество углерода, и, охлаждаясь, звезда превратилась в гигантский алмаз. (1)

О чем поведали фекалии неандертальцев

Археологи, ведущие раскопки на юге Испании, выяснили, что в рационе неандертальцев было гораздо больше растительной пищи, чем предполагалось ранее. Анализ образцов человеческих фекалий возрастом 50 тысяч лет доказывает, что эти древние люди, населявшие Европу, готовили на костре не только мясо, но и некоторые растения.

До недавнего времени исследователи считали неандертальцев закоренелыми мясоедами, однако проведенный химический анализ налета на их зубах показал обратное: они явно любили полакомиться ягодами и орехами, клубнями растений и даже зерновыми, предварительно обжарив или сварив их. (2)

Больше мозг — лучше видишь

Ученые давно спорят, в чем состояло главное преимущество увеличения мозга по мере эволюции приматов. Психологи из английского Университета Бата считают, что важным эволюционным завоеванием был рост области мозга, отвечающей за зрение.

Сравнивая анатомические данные с исследованиями поведения, ученые показали, как улучшался процесс обработки визуальной информации по мере увеличения мозга приматов: вместе с ростом числа нейронов и связей в этой области развивалась способность различать мельчайшие детали. (3)

Новое состояние материи

Все мы знаем, что вещества бывают твердыми, жидкими и газообразными. Однако этим дело не ограничивается: есть еще плазма, конденсат Бозе — Эйнштейна, фермионный конденсат и т. д. Недавно физик из МФТИ Александр Рожков открыл новое состояние материи — одномерную фермионную жидкость.

Фермионы — это такие элементарные частицы, а «жидкость» в данном случае понятие условное: в этом смысле электроны в проводнике тоже жидкость. Возможность существования нового состояния материи пока была показана только на бумаге, но его можно будет воссоздать с помощью магнитной ловушки, которая будет удерживать в магнитном поле охлажденные атомы. (4)

Источники: (1) https://public.nrao.edu/news/pressreleases/cold-white-dwarf;  (2) Gibons Ann// Science. June 25, 2014;  (3) De Sousa Alexandra A. and Proulx Michael J. // Front. Neuroanat. June 25, 2014;  (4) Rozhkov A. V. // Phys. Rev. Lett. 112, 106403 (2014).

№25-26 (353) 3 июля 2014