Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

В поисках стрелочника

, 2014
Фото: Варя Валовиль

Это была самая крупная авария за всю историю Московского метрополитена. 15 июля 2014 года в 8.39 на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» сошел с рельс поезд. Первые вагоны были смяты, как бумага, погибли 23 человека, более 140 ранены. Власти, как в дурном анекдоте, виновниками трагедии назначили стрелочников. «Русский репортер» поговорил с сотрудниками метро и попытался разобраться, что стало причиной аварии

«Форменная глупость»

Самая первая версия произошедшего — сход вагонов в результате экстренного торможения. Сразу после аварии эту версию телевизионщикам последовательно озвучили представители столичного управления МЧС и Следственного комитета. Даже у обывателя, далекого от инженерных материй и технических тонкостей, возникает вопрос. Ведь экстренное торможение необходимо, чтобы в случае чрезвычайного происшествия сохранить жизни и здоровье пассажиров, а не наоборот.

— Это просто форменная глупость! Люди как будто бы слишком много смотрели фильм «Метро» (российский фильм-катастрофа, в котором поезд сходит с рельс как раз в результате экстренного торможения. — «РР»). По торможению постоянно проводятся проверки, — возмущается машинист Сергей. — Чтобы понять, через какое время поезд остановится, потому что останавливается он, разумеется, не сразу. Колеса, рельсы скользкие. Эти расстояния фиксируют. И конечно же, в результате этих проверок поезда не сходят с рельс.

— В МЧС утверждали, что это могло произойти из-за скачка напряжения.

— Ну и что?! Это тоже случается регулярно. Если бы после каждого такого скачка сходили составы, знаете, сколько бы их уже ушло в небытие?

Впрочем, вскоре в Московской объединенной электросетевой компании заявили, что никаких перепадов напряжения зафиксировано не было.

После того как версия о торможении благополучно рассыпалась, у Следственного комитета появилась версия о стрелочнике, который укрепил одну из стрелок на злополучном участке пути трехмиллиметровой проволокой. И эта проволока лопнула, после чего остряк (подвижная часть стрелки) сместился не до конца, чтобы повести поезд по другому пути, а совсем чуть-чуть, но этого зазора хватило, чтобы на остряк налетел гребень колесной пары. Первые вагоны подбросило на несколько метров вверх, и они врезались в стену.

Казалось бы, все логично, да и арестованный стрелочник, мастер службы пути Валерий Башкатов дает признательные показания. Признания старшего товарища подтверждает его помощник Юрий Гордов, также оказавшийся в надежных руках служителей закона. Загвоздка, однако, в том, что полноценная метрополитеновская стрелка — это автоматизированный массивный механизм с продуманным комплексом различных предохранителей, который просто так взять и сместить очень и очень непросто, если вообще возможно.

— На стрелку ставятся приспособления, которые называются закладки. Они удерживают ее в фиксированном состоянии. И даже предположить, какая небесная сила должна была эти закладки поднять и переставить в то положение, при котором стрелка может болтаться, очень тяжело, — рассказывает другой машинист, Павел. — Как минимум ураган какой-то должен  был пронестись или вихрь, чтобы закладки поднять. Это такие лапки, сделанные из стали толщиной миллиметров в пять и шириной примерно с ладонь. Благодаря фиксаторам, укрепляющим стрелки с двух сторон, их невозможно уже ни вручную, ни электрической тягой перевести. Плюс к этому есть петли. Их как замки обычно вешают. То есть ты  закладку переставил, замок повесил, и после этого вообще ничто и никогда эту закладку не способно убрать.

Коллеги не верят в виновность путевого мастера Валерия Башкатова. Он стал «стрелочником»  не в прямом, а переносном смысле rr2814_033.jpg Фото: Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС
Коллеги не верят в виновность путевого мастера Валерия Башкатова. Он стал «стрелочником» не в прямом, а переносном смысле
Фото: Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Стрелочник мог закрутить петли проволокой, а не вешать замок, что ему, скорее всего, и ставят сейчас в вину. Сотрудники подземки, с которыми пообщался «РР», признают, что нечто подобное могло иметь место, но вот привести к аварии никак не могло. Проволока, пятимиллиметровая и трехмиллиметровая, техническими службами используется повсеместно. А кроме того, самого Башкатова коллеги характеризуют как очень ответственного работника с более чем двадцатилетним стажем. Признательным показаниям Башкатова и Гордова тут не верят — убеждены, что следователи и оперативники давят на путейцев.

Взрывы в метро

Дальше начинается самое интересное. Ведь никакой полноценной стрелки, которую мог бы поднять ураган или небесная сила, в этом месте на путях, оказывается, не было! Стрелку несколько дней назад только начали устанавливать, и то непонятно зачем: альтернативный путь почти сразу же уходил в тупик. Причем до конца стрелку так и не установили. 

— Она была просто кинута, не имела при себе основных деталей: ни тяг, ни закладок, ни-че-го! — утверждает машинист, активист профсоюза работников Московского метрополитена Василий Шеляков.

Договор на установку стрелки метрополитен заключил с фирмой ООО «СМУ Ингеоком», а та в свою очередь привлекла субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция», бывшее дочернее предприятие «Мосэнерго», которое специализировалось не на подземном строительстве, а на ремонте труб.

— Раньше ветки прокладывал «Мосметрострой» — свои, проверенные временем специалисты, — замечает Павел. — Потом перестали строить метро, у людей вообще не было работы. Сдавалась одна станция в два-три года, поэтому профессионалы уходили. Сейчас метрополитен нанимает компанию-инвестора через аукцион. То есть я, начальник метро, говорю: «Мне надо построить десять километров линии. Кто будет строить, называйте цены». Фирмы приходят и говорят: «Я за триста миллионов все сделаю», «Я за двести», «Я уложусь в сто». Я говорю: «Все, все свободны, за сто миллионов меня устраивает» А тот, кто за сто миллионов строит, что он построит? Сэкономит на качестве, а может, и на безопасности.

Хотя как раз «СМУ Ингеоком» и «Спецтехреконструкция», где уже прошли обыски, поступили умнее. Первоначальный договор они заключили на 9 миллионов рублей, а потом подписали дополнительное соглашение, продлили срок работ, а сумму контракта увеличили до 36 миллионов.

Получившаяся в результате хитроумных манипуляций недостроенная, «облегченная», ведущая в тупик стрелка, очевидно, могла переместиться в опасное положение гораздо легче и быстрее, чем ее полноценный тяжелый собрат. Но и для этого потребовалась бы внушительная внешняя сила. Вибрацию, возникающую при проходе составов, путейцы и машинисты как существенный фактор не рассматривают.

Но тут есть другой, гораздо более весомый фактор. В распоряжении «РР» имеется документ, свидетельствующий, что совсем рядом, на перегоне «Парк Победы» — «Деловой центр», вблизи действующего пути производятся круглосуточные взрывные работы. В связи с чем машинистов предупреждают о возможных толчках и задымлении, просят быть осторожнее и в случае чего связаться с диспетчером.

— Недостроенная стрелка и взрывные работы — вот вам два компонента потенциальной аварии, — резюмирует Сергей.  

«Состав не рухлядь, готов к эксплуатации»

В качестве вспомогательной версии власти рассматривают попадание под колеса некоего предмета. Это уже гипотеза не следствия, а московского правительства, о которой рассказали на совещании под председательством заместителя мэра по градостроительной политике Марата Хуснуллина. Во время спасательных работ были обнаружены свежие сколы на бетоне, что свидетельствует о возможном наличии такого предмета под составом. Правда, что бы это могло быть, уточнять не стали.

А таким инородным телом запросто могла оказаться, например, деталь, отвалившаяся от предыдущего поезда. Ведь подобные случаи бывали. Не так давно с одного из составов соскочила карданная муфта колесной тяги. Гораздо чаще отваливаются детали помельче. Примечательно, что рассыпаются новые, разрекламированные вагоны «Русич».

— Руководство метрополитена экономит на закупке качественных запчастей, — объясняет Василий Шеляков. — В депо существуют прогоны, на которых некоторые составы используются как доноры. С них снимают запчасти и переставляют на состав, который выезжает на линию. Ребята заявляют начальнику депо: мол, мы не будем на таких поездах выезжать на линию. А начальник им отвечает: «Понимаете, часть деталей доставляется к нам из Германии, на данный момент мы их ждем. Состав не рухлядь, готов к эксплуатации». А по сути, это как раз почти рухлядь.

Еще в апреле разгорелся скандал на заводе «Метровагонмаш», когда администрация уволила полтора десятка рабочих-активистов независимого профсоюза «Защита». Как считают сами рабочие, уволили в том числе из-за отказа ставить бракованные детали и узлы на вагоны метро. Уже тогда активисты предупреждали о возможных авариях. Впрочем, вагоны не только рассыпаются, но еще и вспыхивают. 

— Помните ситуацию на перегоне «Цветной бульвар» — «Менделеевская», когда в вечерний час пик на перегоне, по словам эмчеэсовцев, заклинило колодку? — продолжает Шеляков. — На самом деле там было возгорание ПРО. Это переключатель, который соединяет все оборудование вагона с контактным рельсом под высоким напряжением. Он считается главным переключателем. В кабине находились два молодых машиниста. При возгорании приемники перегорели, из-за этого машинисты не могли с диспетчером контактировать. И ребята сами от огня отбивались. Но случай этот, как и многое другое, предпочли замолчать.

№28-31 (359)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама