Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Очень по-бермудски

2014

Выборочные проверки ресторанов McDonald’s в Москве и других городах породили волну слухов о возможном закрытии этой сети в России. Те, кто громче всех требует изгнания американского символа фастфуда из нашей страны, приводят примеры стран, которым и без McDonald’s хорошо. «РР» решил разобраться, что это за страны и так ли уж им хорошо

Надо признать, американский гигант фастфуда опутал своей сетью далеко не всю планету. В мире достаточно стран, где ресторанов McDonald’s нет до сих пор, и стран, откуда сети пришлось уйти по разным причинам — политическим или экономическим. Языком цифр: McDonald’s есть в 119 почти из 200 независимых государств. В какие-то страны третьего мира McDonald’s и сам не особо стремится, а в какие-то с радостью пришел бы, да не может. Мы выбрали самые показательные примеры.

Боливия

В 2002 году стала первой латиноамериканской страной, в которой не осталось ни одного ресторана McDonald’s. Произошло это отнюдь не по политическим мотивам. Ведь левака и антиимпериалиста Эво Моралеса тогда к власти на пушечный выстрел не подпускали, а президентом страны был сторонник радикальных экономических реформ и свободной рыночной экономики Гонсало Санчес де Лосада.

Восемь ресторанов МcDonald’s закрылись потому, что за все 14 лет работы ни разу не принесли прибыли. Они стали жертвой своеобразного негласного бойкота, объявленного быстрой еде боливийцами. И не то чтобы жители страны совсем не любили перекусить на ходу. В боливийских городах полно маленьких торговых точек, где торгуют национальной едой, в том числе подобием гамбургеров. Вот эти-то торговцы и победили американского гиганта — покупатели предпочитали отдавать деньги своим знакомым и за свои домашние «гамбургеры».

Возвращения в Боливию McDonald’s не планирует. Тем более что нынешний президент Эво Моралес дал понять, что не допустит этого. Чтобы покритиковать американскую ресторанную сеть, он использовал даже трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, заявив, что людям, которые «заинтересованы только в корпоративных прибылях, но не в здоровье людей» путь в страну заказан.

Исландия

 rr3314_021_1.jpg

Три ресторана McDonald’s, которые работали в Рейкьявике, закрылись после обвала курса исландской кроны в кризисном 2009 году. С тех пор жизнь в Исландии помаленьку налаживается: отдали под суд премьер-министра, списали долги по ипотечным кредитам, в два раза уменьшили пенсии, на референдуме приказали правительству не платить по внешним долгам… В общем, жизнь вошла в обычное русло. Но McDonald’s в ней места не нашлось.

Одна из возможных причин — исландский McDonald’s до кризиса работал почти исключительно на сырье, импортировавшемся из Германии. Попытки убедить представителей компании закупать исландские продукты успехом не увенчались, и разговоры о возобновлении работы сети в стране сами собой затихли. Правительство рассматривает возможность создания локальной сети быстрого питания, меню которой будет основано на национальной кухне.

Йемен

 rr3314_021_2.jpg

Казалось бы, исламский мир довольно активно сопротивляется проникновению в него элементов массовой западной культуры, особенно такого символа глобализма, как McDonald’s. Однако вот парадокс: на Аравийском полуострове, где куда ни ступи — одни абсолютные и глубоко религиозные монархии, есть лишь одно государство, где нет ресторанов МcDonald’s. Возможно, все дело в том, что Йемен еще и беднейшее государство полуострова, а американские рестораны стараются открываться только там, где есть платежеспособный спрос. Но все же главная причина, судя по всему, другая: политическая нестабильность. Под крылом монархов ОАЭ или Катара бизнес вести довольно легко. А в Йемене рестораны McDonald’s вполне могут стать целью атаки радикальных исламистских группировок.

Бермудские острова

 rr3314_021_3.jpg

Попытку открыть первый ресторан на островах McDonald’s предпринял в 1995 году. Премьер-министр страны Давид Саул, вопреки мнению которого было выдано разрешение на открытие ресторана, ушел в отставку. Строительство началось лишь в 1998-м, но натолкнулось на неожиданно резкое сопротивление местных жителей.

Во главе протестного движения встала 83-летняя бабушка Филлис Харрон, которая использовала железный аргумент: ее род живет на островах с 1600-х годов и как-то до сих пор обходился без фастфуда. «Это не по-бермудски. McDonald's обесценивает те места куда приходит, принося с собой мусор и низкое качество», — заявляла она и убедила-таки тех, кого надо. Парламент страны принял специальный закон, запрещающий открытие любых ресторанов сетей фастфуда в стране. McDonald’s пытался оспорить этот закон в суде, но безрезультатно.

Надо сказать, что жители Бермуд давно и успешно борются за аутентичность своего туристического рая. Их стараниями помимо McDonald’s на островах запрещены рекламные билборды и неоновые вывески.

Черногория

 rr3314_021_4.jpg

Наряду с Исландией это одна из немногих европейских стран, неприветливых к американскому фастфуду. В двух городах страны — Подгорице и Будве — передвижные лавки McDonald’s работали во время курортных сезонов, сначала в 2003 году, а потом в 2006-м. Были популярны, но потом куда-то испарились. Издание The Vienna Review тогда написало, что работу ларьков  запретило правительство, прислушавшись к хозяевам местных ресторанов, которые испугались конкуренции, и антиамерикански настроенному общественному мнению. Чиновники оправдывались, что никаких запретов не вводили. Однако учитывая, что на популярном и многолюдном курорте рестораны так и не открылись, можно предположить, что запрет — пусть и негласный — со стороны руководства страны все же действует. В самом McDonald’s отсутствие ресторанов в Черногории объясняют тем, что там живет очень мало людей.

КНДР

 rr3314_021_5.jpg

Одна из стран, в которой ресторанов McDonald’s вроде бы не может быть по определению. Впрочем, если бы политики были вольны в своих поступках, положение дел вполне могло бы поменяться. Ведь ничто человеческое северокорейцам не чуждо. В 2011-м британская The Telegraph опубликовала исследование об импорте в КНДР. И выяснилось, что, несмотря ни на какие санкции, в страну поступает все больше товаров категории luxury: одежда от Armani и Gucci, коньяки Hennessy и дорогой виски, швейцарские часы и американские сигареты. Как писала газета, был даже зафиксирован случай, когда самолет авиакомпании Air Koryo совершил специальный чартерный рейс в Китай, чтобы привезти высшим северокорейским чиновникам обеды из McDonald’s. К слову, в Китае число этих американских ресторанов помаленьку приближается к тысяче.

Ватикан

 rr3314_021_6.jpg

Да, в самом маленьком государстве мира McDonald’s тоже нет. Впрочем, обусловлено это скорее не идеологией, а дефицитом пространства. Из мест общественного питания здесь лишь кафетерий Le Carrozze при музеях Ватикана и крошечный бар с кофе и прохладительными напитками, но без алкоголя. Ресторанами буквально облеплены соседние с Ватиканом улицы, но это уже Италия. А там McDonald’s чувствует себя вполне вольготно.

Фото: Gonzalo Espinoza, Halldor Kolbeins, Giulio Napolitano/AFP/East News; Mohammed Mohammed/Xinhua/Zuma Press/ ИТАР-ТАСС; Илья Питалев/РИА Новости; Vadym Kharkivskiy/Alamy/ИТАР-ТАСС; wikipedia.org

№33 (361)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама