Большие гонки и большие деньги

Актуально
Москва, 16.10.2014
«Русский репортер» №40 (368)
Первый в истории страны Гран-при «Формулы-1» был признан успешным. Россия в очередной раз доказала: у нас научились организовывать события международного масштаба. Десятки тысяч болельщиков готовы приехать в Сочи. В чемпионате выступает собственный талантливый гонщик. Но будет ли российский этап «Формулы-1» пользоваться такой же популярностью в будущем? Корреспондент «РР» провела три дня в Сочи и попыталась найти ответ на этот вопрос

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

— Самый дешевый билет стоит 14 тысяч. Остальные закончились, — виновато улыбнулась кассир билетного центра, разместившегося в круглом белом здании рядом с железнодорожной станцией Олимпийский парк. До первой в истории России гонки «Формулы-1» осталось двадцать минут, и особого ажиотажа около касс нет. Дешевле купить билет у спекулянта. Отчаявшись продать закупленное втридорога, они отдают билеты за полцены. Но даже такое выгодное предложение уже не интересует потенциальных покупателей.

— Девушка, ну хотя бы за треть цены возьмите! — спекулянт пытается догнать женщину лет сорока, но та прибавляет шаг. Она решила смотреть «Формулу-1» с железнодорожной платформы, как и многие сочинцы, — совершенно бесплатно. Почти ничего не видно, зато слышно отлично.

— В Сочи живут 400 тысяч человек, и процент людей, которые могут позволить себе потратить такие деньги на билет, не слишком велик. Поэтому основная часть зрителей — приезжие, купившие билеты заранее. Причем это в основном россияне, иностранцы есть, но их немного. А вот российская география представлена здесь, кажется, в полной мере, от Калининграда до Владивостока, — рассказывает студентка Алена. Она продает в зрительской зоне гоночную программу. Цена за журнал с основной информацией о Гран-при России тоже впечатляет — тысяча рублей. Но люди все равно покупают и программки, и сувениры с символикой автодрома, и экипировку любимых команд. Дороговизна (кепка Даниила Квята, например, стоила четыре тысячи рублей) никого особо не смущает.

— Видимо, для тех, кому по карману сюда приехать, купить эту программу — все равно что нам — йогурт в магазине, — размахивает журналом Алена. — Мы только за пятницу втроем штук семьсот продали, а кроме нас в парке работают еще несколько бригад.

Относительно финансовых возможностей зрителей Алена права лишь отчасти. Гуляя по Олимпийскому парку, отчетливо видишь, что приехали в Сочи не только богачи. Единственное, в чем сходятся почти все гости автодрома, так это в любви к гонкам (вариант — гонки любит близкий человек). А социальный статус, пол и возраст очень сильно варьируются.

— Здесь собралась настолько разношерстная публика! И одно я могу сказать точно: в России очень любят «Формулу-1». Я ходила, общалась с людьми, они разные, но все действительно увлечены автоспортом. И я думаю, что не только на первый, но и на последующие этапы наши люди будут ездить. Надеюсь, со временем увеличится и число иностранцев, — говорит Екатерина Болотова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник журфака МГУ. В Сочи она прилетела из Москвы специально на «Формулу-1».

—  Я смотрю гонки очень давно, не скажу даже, с какого года. Тот чемпионат, во время которого погиб Айртон Сенна, не видела, но последующие смотрела очень активно, не пропуская ни одной гонки. Правда, чтобы попасть в Сочи, я не приложила ни малейшего усилия, только вот дочь родила. Именно она отправила меня сюда на четыре дня. Это ведь все-таки наш первый российский этап, дочь решила, что я не могу его пропустить! — голос Болотовой тонет в реве моторов. Первая в истории России гонка началась.

Денежный вопрос

— Нам в Сочи нравится. Интересная трасса, хорошая организация, просто потрясающий пейзаж. Хочется поздравить промоутера этапа и его команду с отличным результатом. Думаю, у этого Гран-при хорошее будущее, — говорит руководитель Infiniti Red Bull Кристиан Хорнер. На его командной футболке рядом с традиционными нашивками основных спонсоров Infiniti и Red Bull на время Гран-при России появилась еще одна: розничная сеть «Дикси» стала единственной российской компанией, решившей воспользоваться домашним Гран-при в маркетинговых целях.

Оранжевый логотип ретейлера разместился на переднем крыле гоночных машин команды и на комбинезонах гонщиков. Но всего на одну гонку. После Гран-при России компания «Касперский», поддерживающая Ferrari, вновь станет единственным российским спонсором в чемпионате. Больше пока ни у кого «королевские гонки» не вызывают ощутимого интереса. Возможно, негативно сказалась история с созданием команды «Маруся». Проект стоил миллионы долларов, но просуществовал всего пару лет и был признан провальным. Только вот оценить его настоящую значимость с маркетинговой точки зрения сейчас невозможно: в истории много неясного. Спрос на дорожные машины компании «Маруся» был, просто их по непонятным причинам решили вообще не продавать. Зато в российских бизнес-кругах родился миф: вкладываться в «Формулу-1» невыгодно.

— Мы начали спонсировать Red Bull в 2011 году, а титульным спонсором команды стали в 2013-м, — рассказывает генеральный директор Infiniti по «Формуле-1» Томмасо Волпи. — И это сотрудничество оказалось для нас весьма выгодным. «Формула-1» — уникальная платформа для маркетинговой деятельности. В прошлом году нам удалось достичь показателя в два миллиарда долларов прибыли, что сделало нас самым успешным спонсором «Формулы-1». И приход гонок в Россию для нас огромное преимущество. Россия — это третий по значимости рынок для нас после Китая и США. Говорить от имени других спонсоров «Формулы-1» я не имею права, но, насколько мне известно, этот Гран-при для многих компаний очень важен.

В светлое будущее «королевских гонок» в России верит и президент Российской автомобильной федерации Виктор Кирьянов: на Всемирном совете по автомобильному спорту в Китае предварительно согласовали дату проведения следующего сочинского уик-энда — октябрь 2015 года. И через год у российских болельщиков будет намного больше шансов увидеть соотечественника на пьедестале: Даниил Квят продолжит карьеру в команде Red Bull Infiniti Racing. Для обычных людей эмоциональная составляющая всегда играет главную роль. И если у России появится собственный герой, способный бороться за чемпионство, все вопросы о том, будет ли популярен Гран-при России, утратят актуальность.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №40 (368) 16 октября 2014
    Демократия по-китайски
    Содержание:
    От редактора
    Вехи
    Реклама