Москва, 30.09.2016


Братья или чужаки?

, , 2014

Насколько регионы России, Украины и стран ЕС похожи друг на друга на самом глубоком, ценностном уровне? Принято считать, что жители востока и юга Украины похожи на жителей многих российских регионов, но отличаются от западных украинцев или, скажем, от поляков. Но насколько это верно? Можно ли вообще научно измерить подобное сходство? Мы представляем попытку такого измерения, предпринятую старшим научным сотрудником Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики Максимом Рудневым специально для «РР». Руднев использовал данные многолетнего Европейского социального исследования. Академическая версия текста впоследствии может быть опубликована в научной печати

Присоединение Крыма и война в Донбассе заставляют задуматься о трагических расколах, которые существуют на Украине и, возможно, говорят о глубинных различиях ценностей населения в разных регионах страны. Однако спор вокруг этих различий чаще всего носит эмоционально-политический и поэтому неконструктивный характер. Кто-то верит в то, что между русскими и украинцами пролегла пропасть, кто-то — что они по сути один народ, кто-то — что пропасть лежит внутри самой Украины. Как это можно обсудить рационально, существует ли наука, способная внятно говорить о подобных вещах?

Социология изучает в том числе и представления людей. Но говоря о социологии, многие подразумевают массовые опросы общественного мнения. А общественное мнение — вещь зыбкая. Так, например, недавний опрос Левада-Центра показывает, что 41% россиян считают миролюбивость качеством, присущим русским, и лишь 10% россиян готовы назвать миролюбивыми украинцев. По мнению российских респондентов, русские по сравнению с украинцами чаще готовы прийти на помощь, более открыты, просты, терпеливы, гостеприимны и надежны (а также более ленивы и менее практичны); украинцы же характеризуются как в большей степени лицемерные, скрытные, заносчивые, завистливые и скупые.

Но вряд ли такие опросы могут сказать что-то о действительных сходствах и различиях русских и украинцев. Массовые стереотипы вообще редко соответствуют реальности — и тем более это касается стереотипов, усиленных информационной войной. Если бы опрос проходил в мирное время, результаты, вероятно, были бы другими. По опыту, если изменится ситуация, то довольно быстро изменится и общественное мнение (опытные опросные социологи говорят о том, что после резонансного события общественное мнение в отношении него устанавливается в течение двух недель). Тот же Левада-Центр регистрирует резкое падение «хорошего» отношения к Украине среди россиян за последний год — с 70% до почти 30.

Как измерить базовые ценности?

К счастью, с помощью опросов можно измерять не только текучее общественное мнение и общественные суеверия и стереотипы, но более глубокий слой характера народа — его ценности. 

Популярную в науке методику изучения ценностей с помощью массовых опросов разработал израильский ученый Шалом Шварц. На основании этой методики уже существуют сравнимые данные о ценностях жителей Украины, России и других европейских стран, собранные в рамках Европейского социального исследования (сокращенно ЕСИ, в России оно проводится под руководством Анны Андреенковой Институтом сравнительных социальных исследований). Одни и те же вопросы задавались респондентам репрезентативных выборок на Украине начиная с 2004 года и в России — с 2006-го. Данные очередной волны, опросы для которой идут в данный момент, будут доступны лишь в 2015 году, поэтому наш анализ останавливается на данных за 2012-й.

В этом исследовании вопросы задаются не напрямую, как в упоминавшемся выше опросе Левада-Центра, а косвенно — респондентам предлагают оценить сходство двадцати одного ценностного портрета с собой по шкале от «Совсем не похож на меня» до «Очень похож на меня». На основании этих ответов строятся частные ценностные индексы. Например, ценности Власти—Богатства измерялись с помощью двух ценностных портретов — «Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей» и «Для него важно, чтобы его уважали. Он хочет, чтобы люди делали так, как он скажет». Оценки двух портретов усреднялись и проходили поправку на стиль ответов (некоторые люди всегда выбирают высокие оценки, а некоторые — всегда низкие, и этот эффект должен быть поправлен). В результате каждый респондент получал значение по индексу ценностей Власти—Богатства. Аналогичным образом вычислялись и другие частные ценностные индексы, а также две более обобщенные, более абстрактные ценностные оси.

Что в итоге измеряется? Под базовыми жизненными ценностями понимаются «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей».

Ценности не всегда напрямую определяют поведение, однако показывают  направленность мыслей и высказываний человека. В известном эксперименте из области социальной психологии исследователи притворялись, что им стало плохо на одной из людных улиц в двух разных странах — при этом в одной из стран люди пришли на помощь почти сразу, тогда как в другой не нашлось ни одного человека, предложившего свою помощь в течение долгого времени. Такие различия в поведении людей могут объясняться различной важностью (приоритетом) ценностей безопасности и ценностей универсализма (так называют заботу человека о благополучии тех, кто не входит в его ближний круг).

Понятно, что никакой опрос не раскроет человека в полной мере: невозможно предсказать, в каких именно ситуациях люди пожертвуют временем или деньгами, а за что они будут готовы воевать. Это и про близких друзей, и родных не всегда ясно. Но по крайней мере метод опросного исследования ценностей позволяет корректно сравнивать по одной шкале разные народы и страны.

Европейское исследование ценностей позволяет сравнивать страны, но для ответа на наши вопросы нужен и более детальный взгляд — на различие регионов Украины, ведь именно гражданский раскол, возможно, является причиной нынешних конфликтов.

Идею ценностной неоднородности, присущей населению любой европейской страны, Максим Руднев с Владимиром Магуном разрабатывают начиная с 2007 года. Например, в одной из своих работ Руднев показал, что представлять Эстонию как одну точку на ценностной карте бессмысленно, поскольку ценностные различия между эстоноговорящим и  русскоговорящим населением этой страны намного больше, чем у жителей разных стран. «РР» обратился в Максиму Рудневу с предложением проанализировать региональные сходства и различия населения России и Украины.

Иерархия ценностей жителя Украины

Но для начала взглянем на иерархию базовых ценностей среднего жителя Украины, обобщенную по итогам опросов 2006-го, 2008-го, 2010-го и 2012 годов. На первом месте среди десяти базовых ценностей украинца стоит Безопасность, затем следуют ценности заботы о людях и природе, то есть Благожелательность и Универсализм. Затем две консервативные ценности — Конформность и Традиция, а также Самостоятельность. Предпоследнее место делят ценности Власти—Богатства и Достижения, на последнем — Гедонизм и Риск—Новизна.

Если сравнить эту ценностную иерархию с российской, мы не найдем никаких различий. Более того, такая же или очень похожая иерархия ценностей типична и для Польши, и для многих других восточноевропейских стран.

Другое дело — если посмотреть на иерархию ценностей в такой стране, как Германия. Там Безопасность опускается на четвертое место, Самостоятельность поднимается на третье, а первые два места занимают ценности заботы: Благожелательность (забота о близких) и Универсализм (забота о природе и о людях в целом). Последнее же место занимает Власть—Богатство.

Сами по себе эти результаты обрисовывают общую картину различий, проводя грань не между Россией и Украиной, а между посткоммунистическими странами и западноевропейскими.

Украинцы среди жителей других европейских стран

Теперь взглянем на различия между средним жителем Украины и жителями других европейских стран, поместив их на ценностную карту. Горизонтальная ось представляет собой ценностную шкалу, на негативном полюсе у которой консервативные ценности, или ценности Сохранения, а на положительном полюсе — ценности Открытости изменениям. Вертикальная ось противопоставляет эгоистические ценности Самоутверждения альтруистическим, ценностям Заботы о людях и природе.

Средний украинец находится в нижнем левом углу, что говорит о том, что относительно жителей других европейских стран на Украине достаточно сильны консервативные ценности и слабы ценности Открытости, а также важны ценности Самоутверждения в ущерб ценностям Заботы о людях и природе.  По оси Сохранение—Открытость от Украины не отличаются Чехия, Косово и Польша — лишь Болгария более консервативна. По оси Самоутверждения—Заботы Украина не лидирует, есть страны, имеющие более выраженную доминанту Самоутверждения над Заботой о людях, — это страны со значительным исламским населением, Косово, Израиль, Турция. Но не только — здесь еще и Россия, Латвия и Литва. Большую значимость, чем в среднем по Украине, Открытости и Заботе придают во всех странах Западной и Северной Европы. Средний россиянин отличается от среднего украинца большей значимостью Открытости и Самоутверждения, однако эти различия — по сравнению с отличиями, например, от западноевропейских стран — крайне малы.

Ценности русскоязычных и украиноязычных

Вычислив ценности по четырем украинским макрорегионам, по экономическим зонам России и — для сравнения — по регионам Польши, Германии и Испании, поместим все это на ту же самую ценностную карту (Максим Руднев для научной строгости замечает, что выборки по регионам нерепрезентативны, они скомбинированы из данных четырех опросов ЕСИ, и результаты носят скорее ориентировочный характер).

Во-первых, отметим, что все страны, разбитые на регионы, выглядят очень и очень неоднородно. Во-вторых, сохраняется разделение Восток — Запад, и это самое существенное различие. Регионы Германии и Испании четко отстоят как от всех регионов Украины, так и от регионов России и даже Польши. В-третьих, регионы Украины, России и Польши существенно перемешаны (регионы других восточноевропейских стран не добавлены на карту, но они расположены в той же области и образуют собой очень пестрое облако).

Очевидно, что средний житель Западной Украины несколько отличается от жителей всех остальных регионов Украины — прежде всего по горизонтальной оси, то есть в сторону более консервативных ценностей. Если посмотреть на более частные ценностные индексы, то можно уточнить, что это отличие Западной Украины возникает преимущественно из-за более высокой значимости Традиции и Конформности и меньшей значимости Риска—Новизны и Гедонизма. Если всмотреться в еще более дробные исходные показатели, то можно отметить, что на Западной Украине значительно чаще отмечают пункт «Для него важны традиции. Он старается следовать религиозным или семейным обычаям» и значимо реже выбирают пункты «Ему нравятся сюрпризы, и он всегда ищет, каким бы новым делом заняться. Он считает, что важно заниматься в жизни многими разными вещами» и «Он ищет любую возможность повеселиться. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие».

Все макрорегионы Украины перемешаны на ценностной карте с российскими регионами и с регионами Польши, при этом Западная Украина в большей степени тяготеет к регионам Польши. К российским регионам на ценностной карте ближе всего Центральный макрорегион Украины, а не Южный или Восточный, как можно было ожидать. Когда идея этого исследования только обсуждалась, предполагалось, что Восток и Юг Украины будут неотличимы от некоторых регионов России, а центр будет чуть ближе к Западной Украине. Однако оказалось, что Центральная Украина ближе к российским регионам, чем Восточная, причем ближе всего к Сибири и Дальнему Востоку России. 

Пафос этого удивительного результата несколько снижается тем, что различия между всеми макрорегионами Украины существенно меньше, чем разброс между регионами России, Польши, Испании и даже Германии. То есть в региональном разрезе Украину можно назвать более ценностно однородной, чем все перечисленные страны. Этот вывод несколько противоречит мнению, согласно которому на Украине нет единой нации, — во всяком случае, если определять нацию как единство ценностей. 

Если уточнять этот тезис — исследование ценностей показывает структуру ценностей, а не то, как они выражаются в языке, вере, в политических представлениях. По разные стороны баррикад украинцы могут думать по-разному: для одних Россия — враг, для других — друг, но и там и там люди ведут себя сходным образом.

На этой же ценностной карте помимо точек по разным регионам представлены также и точки, соответствующие средним значениям ценностей по языковым группам на Украине и в России. Украиноязычные украинцы имеют более консервативные ценности, чем русскоязычные жители Украины и России — это и предсказуемо, поскольку большая часть украиноязычных сосредоточена на «более традиционном» Западе страны. Русскоязычные жители Украины придают меньшее значение ценностям Традиции и Конформности и большее значение ценностям Гедонизма. При этом интересно, что средний русскоговорящий житель Украины отличается и от среднего русскоговорящего россиянина, причем эти различия проходят строго по оси Самоутверждения—Заботы: украинские русскоговорящие придают большее значение ценностям Заботы (Благожелательности, Универсализму) и меньшее значение ценностям Самоутверждения и ценностям Достижения, но не отличаются от россиян по ценностям Власти—Богатства. Иными словами, население России в целом находится дальше в сторону капиталистического эгоизма и индивидуализма от традиционной солидарности.

Индивидуальные различия в ценностях

Можно отказаться от группировки ответов респондентов по внешним признакам, таким как регион или язык, а рассматривать только сами ценности. Максим Руднев с коллегами создали классификацию всех респондентов из 29 европейских стран, опрошенных в рамках четвертого раунда ЕСИ, основываясь исключительно на их ценностях. В результате было получено пять ценностных классов, которые есть в любой стране, но в различных пропорциях. Четыре класса упорядочены по шкале от сильной социальной ориентации до сильной индивидуалистической ориентации. Пятый класс — класс ценностей Роста — особенный, в нем сочетаются ценности Открытости с ценностями Заботы об окружающих. Доля представителей класса ценностей Роста оказывается тесно связанной с уровнем социально-экономического развития страны, так что на Украине и в России этот класс почти не представлен. Обе наши страны внутренне резко разделены на тех, кому важнее индивидуализм, и на тех, кому по сердцу ценности социальной солидарности. На Украине существенно большая доля населения попадает в класс сильной социальной ориентации. По остальным классам различия между Россией и Украиной незначимы.

В сухом остатке различия России и Украины сводятся к тому, что в России несколько больше людей со слабой, неявно выраженной индивидуалистической ориентацией, которую также можно обозначить как индифферентность, а на Украине шире представлен тип людей, для которых одновременно важны и Сохранение, и Забота о людях и природе, то есть более традиционные и социально ориентированные ценности. То есть украинцы в целом несколько более консервативны и склонны к солидарности.

Различия эти статистически значимы, но не превышают десяти процентных пунктов (грубо — 10% населения). При этом на фоне различий с Польшей и Германией Россия и Украина выглядят очень схожими. Например, 41% жителей Германии входит в класс ценностей Роста, который практически отсутствует в России и на Украине.

Куда движутся Украина и Россия

Все приведенные выше результаты получены на основе обобщения данных по четырем волнам опросов с 2006 по 2012 год. В принципе такие обобщения оправданы, ведь базовые ценности обычно меняются очень медленно — как на уровне стран, так и для отдельных людей. Психологические исследования говорят о том, что нужны действительно серьезные потрясения, чтобы ценности человека существенно изменились — например, эмиграция.

На уровне страны ценности меняются крайне медленно и в основном связаны с замещением старших поколений новыми. Даже большие социальные потрясения, такие как смена политического и экономического режимов в России в 1991 году, изменили ценности населения значительно, но только на короткое время.

Однако ценности все же меняются —  и интересно, есть ли какое-то выраженное движение за последние годы. И здесь можно еще раз по-настоящему удивиться: из динамики по пяти странам, представленным на графике, Украина меняется быстрее всех, причем совсем не в сторону сближения с Польшей и тем более Германией, а в ту же сторону, что и Россия. В обеих странах ценности движутся в сторону большей значимости Открытости и Самоутверждения и меньшей значимости Сохранения и Заботы о людях и природе. Другими словами, население Украины становится менее социально ориентированным и более индивидуалистичным. Если представить, что эта динамика сохранилась и в 2014 году, то, вероятно, мы обнаружим точку Украины на ценностной карте вплотную с точкой, обозначающей Россию (эту гипотезу мы сможем проверить по завершении исследований этого года).

Насколько это длительный тренд? Данные по Украине в Европейском социальном исследовании доступны только с 2004 года, но мы можем обратиться к данным Всемирного исследования ценностей и косвенно подтвердить, что тенденция движения от более традиционных ценностей к более индивидуалистическим прослеживается как минимум с 1995 года (самый ранний из доступных опросов). Так, по индексу традиционных — секулярно-рациональных ценностей Украина имела значение -0,25 в 1995 году, а в 1999-м — уже -0,11. То есть направление изменений в 1995–1999 годы было таким же, что и в 2004–2012-м. Страна интенсивно расстается с традицией и общественной солидарностью; растет количество индивидуалистов.

И Украина, и Россия с 2006 по 2012 год двигались в одну и ту же сторону — в сторону более индивидуалистических ценностей. В других европейских странах ничего похожего не происходило. В Польше динамики почти нет, и выглядит она противоречиво. В Германии и Испании слабая динамика по горизонтальной оси, но достаточно явно выраженная по вертикальной — от ценностей Самоутверждения к ценностям Заботы о людях и природе.

Война всех против всех?

То есть Украина и Россия движутся не в сторону Германии и Испании (несмотря на то что многие у нас так долго говорили о «европейских ценностях»), а ровно в обратную сторону. Германия и Испания сильно отличаются по горизонтальной оси, испанцы в среднем традиционнее, но по вертикальной оси они движутся синхронно, растет доля доброжелательных людей, готовых к заботе о других. Между тем как Россия и Украина движутся в обратном направлении — у нас становится все больше людей, готовых самоутверждаться, то есть, грубо говоря, толкаться локтями в обществе.

Региональные различия ценностей, измеренных по методологии ЕСИ, на Украине, конечно, есть: запад страны в целом традиционнее остальных макрорегионов (и даже некоторых регионов Польши). Но в целом региональные различия на Украине относительно невелики, регионы страны близки и друг к другу, и к российским регионам. Есть страны существенно менее однородные, например упоминавшаяся двухобщинная Эстония. Но динамика ценностей в наших странах после распада СССР имеет опасную, с нашей точки зрения, тенденцию: наши общества интенсивно теряют солидарность, доброжелательность, ценности заботы друг о друге, то есть интенсивно катятся к войне всех против всех. После распада Союза мы учились «капитализму» и, как казалось, западным ценностям, но при этом двигались ровно в обратную сторону от Западной Европы.

И это понимание дает новую пищу для обсуждения ценностей в связи с войной на Украине и социальными конфликтами в России. Можно спекулятивно предположить, что обе наши страны интенсивно ищут основания для солидарности, в том числе и в таких уродливых формах, как крайний национализм, любовь к «своим» через ненависть к «чужим». Остается верить, что в ближайшие годы мы увидим перелом тренда изменения ценностей и на Украине, и в России.

Иерархия ценностей
Ценности жителя Украины
Ценности жителя Украины по регионам
Динамика ценностей
Ценностная ориентация
Соотношение динамики ценностей
№41 (369)

Журнал «Русский репортер»

Уникальный проект, объединяющий высококачественную журналистику, лучшие фотографии, захватывающие репортажи о жизни современного общества




    Реклама

    AdRiver
    26 октября 2016 года. Форум «Эксперт-400»

    «Драйверы экономического роста России в настоящее время»



    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика
    Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

    В ситуации, когда государство не платит по госзаказам и забирает больше 14 рублей налогов и обязательных платежей с каждого рубля предпринимательской прибыли, а население сокращает расходы, дальнейшее повышение налогов не имеет смысла. Минфин публично признал это и пообещал не повышать налоги ближайшие три года


    Пресс-служба правительства РФ/ТАСС Автор: Екатерина Штукина

    Конкуренция и монополии

    Глава ФАС: «Госкорпорации монополизировали рынки»

    С поощрением конкуренции ситуация все лучше, а с самой конкуренцией — все хуже, заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Бороться с этим он будет спецпрограммами, которые появятся к весне. Да, соглашаются аналитики, но условия оплаты госконтрактов неблагоприятны и их способны выдержать только сверхкрупные игроки, часто именно госкомпании. Парадигма развития экономики отдает и ресурсы, и заказы в их руки. Наверное, в компенсацию за столь тяжкий груз они потом и включают бриллианты в заявки на закупки, как тоже рассказал глава ФАС

    Imago/TASS

    Мир

    Deutsche Bank: шансов на спасение без господдержки все меньше

    Акции Deutsche Bank в четверг снова рухнули на фоне бегства клиентов из хедж-фондов. Руководство компании пытается успокоить рынки и намекает даже на некий заговор "рыночных сил", но все больше экспертов склоняются к тому, что крупнейший немецкий банк придется спасать за счет средств правительства Германии

    ТАСС

    Специальный доклад

    Экспорт и техническая эффективность: есть ли связь?

    Результаты модельных расчетов говорят о наличии положительной взаимосвязи между статусом экспортера и технической эффективностью предприятий. Это, с одной стороны, является следствием обучения в процессе экспортной деятельности, а с другой — результатом самоотбора изначально эффективных предприятий, выходящих на экспортный рынок