Фильмы

Афиша
Москва, 06.11.2014
«Русский репортер» №43 (371)

Фото: kinopoisk.ru

Мамочка

Ксавье Долан

Мнение

Мамин фильм

Этим летом молодой канадский режиссер Ксавье Долан получил в Каннах приз жюри —пополам с Жаном-Люком Годаром. Но если «Прощай, речь» 78-летнего Годара — это дерзкий, юный духом и высокоинтеллектуальный эксперимент, то «Мамочка» 25-летнего Долана — нечто противоположное.

Долан, напористый вундеркинд, довольно нагло эксплуатирующий две беспроигрышных для фестивалей темы, исповедальность и квир-проблематику, снимает все время как будто бы про себя. Автобиографичность автоматом читается и в «Мамочке». Формально ее действие происходит в недалеком будущем, а главный герой, сладкий и гадкий подросток Стив, гетеросексуален. Но в остальном Стив полностью вписывается в каноны персонажа квир-культуры: тут и обязательная привязанность к матери, и боязнь отцовских фигур.

Эмоционально неустойчивый, социально опасный подросток провел пару лет в исправительной колонии. Мать забирает его домой после инцидента, сделавшего соученика (или сокамерника?) Стива инвалидом. Ее попытки как-то социализировать сына терпят крах — Стив теряет контроль, вспышки гнева оборачиваются вспышками насилия. Укротить подростка удается соседке — несчастной в браке экс-учительнице, приходящей в себя после какого-то шока, настолько сильного, что она едва может выговорить пару слов.

Натянутость, даже вымороченность сюжета «Мамочки» как бы искупается, а на самом деле усугубляется нехитрыми модными жестами формального рода. Например, сперва Долан снимает фильм в квадратном формате кадра — не в старомодном 3:4, а в новомодном Инстаграмм-стиле. Квадрат — эмблема печали. Когда дела идут на лад, Стив буквально раздвигает рамки кадра до стандартного. Стоит ли добавлять, что вместе с надеждами героев на нормальную жизнь снова усохнет и экран. Но в этом действительно эффектном жесте вся слабость и порочность долановского кинематографа. Обращаясь с жизнью как с бумажным театром, а с героями как с куклами, Долан упорно замыкается в узких рамках массовой культуры, которой он вроде бы бросает свой, несколько томный, жест эстетического протеста.

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Уиджи: Доска дьявола

Стайлз Уайт

Подростковый фильм ужасов о том, как группа товарищей решила поговорить с духом подруги, умершей нехорошей смертью, и о том, что из этого вышло. Шорохи и крики, страшные стуки на чердаке, буквы, которые сами пишут себя на стенах, и прочий смешной ад. В нормальных странах такое кино выходит строго на Хэллоуин, но в России хоррор актуален каждый день.

Мое лето пинг-понга

Майкл Талли

Артхаусная ретрокомедия о взрослении. Дело происходит в середине восьмидесятых — уже потрепанном многочисленными режиссерами-острословами, но по-прежнему смешном десятилетии макромагнитофонов и микрошортов. Тринадцатилетний тихоня Рэд едет с семьей на лето в Мэриленд, где все для него ново и восхитительно: море, пляжи, девочки, хип-хоп и пинг-понг. С последним, как и с девочками, дела, правда, обстоят не очень — богатые злые переростки прогоняют Рэда с приятелем из торгового центра, где стоят теннисные столы. Но заручившись дружбой странной, пропахшей рыбой и пивом соседки (Мэрил Стрип), Рэд победит всех и даже научится лунной походке.

Пацаны

Ренат Давлетьяров

После знаменитого конфуза на «Кинотавре-2013», когда публика искренне приняла сделанный Говорухиным римейк «Лифта на эшафот» за комедию, строгий Станислав Сергеевич поклялся уйти из кино. И ушел. Но не совсем. Говорухин превратился в призрачного режиссера, чье имя поначалу появляется в титрах каких-то фильмов, а потом бесследно исчезает. «Пацаны» — тот самый случай: еще несколько недель назад эта костюмно-историческая мелодрама о СССР семидесятых рекламировалась в кинотеатрах как новая картина режиссера Говорухина. А теперь это фильм Рената Давлетьярова — бдительного продюсера, всегда сидящего на съемках справа от своих режиссеров.

День дурака

Александр Баранов

И снова «Ревизор» — вольное переложение вечно актуальной гоголевской комедии. Пролог несколько утяжелен, зато немая сцена хороша. Да и сцены со словами в этом фильме тоже очень даже ничего. Иногда сценарист и вовсе осмеливается на прямую политическую сатиру. И это в фильме, поддержанном Life News!

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (371) 6 ноября 2014
    Донбасс
    Содержание:
    Легкость войны. Выносимая и не очень

    «РР» публикует репортаж с выборов в Донбассе известного журналиста Андрея Бабицкого. В свое время он симпатизировал чеченским сепаратистам и был арестован в Чечне при чрезвычайно скандальных обстоятельствах. В последнее время Бабицкий работал на «Радио Свобода», но вопреки позиции этой американской радиостанции выступил за присоединение Крыма к России и был фактически уволен — теперь уже «за симпатии к сепаратистам в Донецке»

    Реклама