Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Трендовые новости

2015

Новую звезду может окружать жизнь

Вокруг молодой звезды MWC 480, находящейся от Земли на расстоянии 455 световых лет, вполне может зародиться жизнь. Астрономы, изучавшие при помощи телескопа ALMA протопланетный диск — вращающееся плотное газовое скопление вокруг этой недавно сформировавшейся звезды, — обнаружили в нем органические молекулы. Среди них было сложное углеродное соединение — цианистый метил, а также цианистый водород и другие молекулы, которые лежат в основе всего живого. Интересно и то, что содержание соединений, найденных рядом с MWC 480, очень схоже с концентрацией молекул, которые были обнаружены в грунте комет, путешествующих по Солнечной системе. (1)

Тайные знаки средневековой рукописи

На страницах Черной Книги из Кармартена 1250 года, самого старого из сохранившихся до наших дней средневекового британского манускрипта на валлийском языке, обнаружены стертые когда-то записи и рисунки. Ученые из Кембриджского университета исследовали книгу при помощи своей новой технологии — они делали снимки страниц с использованием ультрафиолета и потом анализировали их в специальной компьютерной программе. Предполагается, что эти строки и иллюстрации мог зачем-то стереть в XVI веке владелец книги. Сейчас ученые пытаются разобрать, что именно представляли из себя исчезнувшие тексты и изображения. (2)

Бронтозавра вернут в классификацию

Как-то давно палеонтологи пришли к решению, что двадцатиметровые динозавры с длинной шеей и гигантским хвостом, обитавшие на терри-тории современной Северной Америки около 158–146 миллионов лет назад, должны называться не бронтозаврами (Brontosaurus), а апатозаврами (Apatosaurus). С тех пор первое наименование этого древнего зверя считалось устаревшим. Однако дотошные ученые из Лиссабонского университета изучили восемьдесят с лишним скелетов, принадлежав- ших этим динозаврам, и обнаружили между некоторыми останками явные несоответствия, что говорит о серьезной функциональной разности этих скелетов. Теперь ученые предполагают, что Apatosaurus и Brontosaurus — два разных рода. А значит, последнее название должно вернуться в научную классификацию в качестве обозначения родственников апатозавров. (3)

Окна будут подзаряжать гаджеты

Умные оконные системы разработали инженеры из США. Эти изначально прозрачные окна способны затенять комнату, если в нее попадает слишком много солнечного света. Но это не главное преимущество технологии. Окна могут служить зарядным устройством для мелких электронных приборов —  типа кардиостимуляторов и умных часов. Стекла добывают электричество при помощи дождя и ветра. Когда идет дождь, капли попадают на стекло, покрытое наноматериалами с отрицательным зарядом, из-за взаимодействия этого слоя с положительно заряженной каплей генерируется электричество. Ветер же помогает следующим образом: его потоки воздействуют на два встроенных в стекло заряженных листа прозрачного пластика, которые разделены наноскопическими пружинами. Под силой ветра пружины сжимаются, пластины трутся друг о друга и вырабатывают электроэнергию. Такая установка способна работать с мощностью примерно в 130 милливатт. (4)

«Скорость старения может сильно меняться»

Елена Милова, координатор направления по профилактике старения и увеличению продолжительности жизни Совета по общественному здоровью и проблемам демографии.

Общественные организации, выступающие за внедрение в массовую практику про-филактики старения, инициировали создание Российского альянса за продление жизни.

Научные данные показывают, что скорость старения организма может сильно меняться. Такие виды животных, как алеутский окунь или голый землекоп, за счет особенностей генетики способны оставаться здоровыми и жить намного дольше близких к ним видов. Старость можно отодвинуть и за счет применения лекарственных средств или генных терапий. Профилактика старения позволяет отложить развитие возраст-зависимых заболеваний, таких как рак или диабет второго типа.

Но путь инновационных подходов из лаборатории в массовую практику долог и труден. Ни мировая, ни российская политика в сфере здравоохранения пока не признают старение модифицируемым фактором риска для здоровья людей, поэтому продление жизни остается уделом лабораторных червяков, мух и мышей.

Можно ли оставаться в стороне, когда миллионы людей за счет применения средств, замедляющих старение, могут получить дополнительные годы и даже десятилетия здоровой жизни? Объединение общественных и научных организаций ради совершенствования государственной политики в отношении профилактики старения — это назревшая необходимость. И я думаю, вместе мы сможем приблизить желанный момент, когда благодаря средствам для замедления старения каждый человек сможет намного дольше наслаждаться активной.

2770 километров без единой остановки пролетает за три дня маленькая птичка — пестрогрудый лесной певун (Setophaga striata).

Певун обитает в странах Северной Америки, но на время зимовки мигрирует в Южную. Путь птички пролегает в основном над Атлантическим океаном, где невозможно сделать остановку. Это один из самых длинных беспересадочных маршрутов у перелетных птиц.

№10 (386)