Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мы нашли их!

2015
Фото: пресс-служба губернатора ЯНАО

В начале Великой Отечественной войны Ямал и Таймыр считались глубоким тылом. Именно здесь, вдоль берегов Северного Ледовитого океана, пролегла одна из самых главных на тот момент транспортных магистралей — Северный морской путь. Шедшие по нему северные конвои непрерывно доставляли в нашу страну военную технику, топливо, продовольствие и обеспечивали вывоз цветного металла из Норильска и угля из Воркуты. Стремясь перерезать Севморпуть, в 1942 году фашистская Германия отправила в Карское море десятки подводных лодок и даже тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Но советские моряки не сдались — Северный морской путь остался нашим. И теперь благодаря уникальному проекту «Карские экспедиции», организованному властями Ямало-Ненецкого автономного округа, заполняются последние неизвестные страницы истории северных конвоев

По волнам на самолете

Еще летом 1942 года командование Кригсмарине направило в Карское море тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который должен был топить караваны советских судов, шедших по Севморпути. Однако на пути у «Шеера» стал старый ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Его капитан Анатолий Качарава и команда понимали, что у них нет ни единого шанса в бою против германского крейсера. Но они отказались сдаться, приняли бой и смогли предупредить берег о вражеском корсаре. «Полярный «Варяг» погиб, из 99 человек в живых осталось только 22, но враг так и не узнал от них ни маршруты северных конвоев (а в этот момент по Севморпути шли более 40 грузовых судов), ни особенности ледовой обстановки на пути их движения, ни коды и шифры радиосвязи.

После этого надводные корабли Кригсмарине больше никогда не заходили восточнее Новой Земли. Но на Севморпути резко активизировались германские подводные лодки. Одна из них, U-365, в августе 1944 года хладнокровно расстреляла конвой «БД-5», который шел из Молотовска (ныне — Северодвинск) в Диксон. Из 760 человек, которые в этот момент находились на борту транспорта «Марина Раскова» и трех минных тральщиков ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118 (а это в основном были женщины, дети и полярники) спаслись меньше половины.

Гибель конвоя «БД-5» стала самой трагической страницей в истории внутренних конвоев в Арктике во время Великой Отечественной войны. Но и одной из самых героических. «Когда изучаешь архивные материалы, поражает самоотверженность советских военнослужащих, их отношение к своему долгу, готовность пожертвовать собой ради гражданских», — говорит общественный руководитель «Карских экспедиций» Сергей Шулинин. Например, Матвей Козлов, пилот одного из гидросамолетов, присланных искать пострадавших, девять часов кружил над одним из кунгасов, в котором пытались спастись 36 человек. А получив радиограмму о том, что спасательные суда не смогут подойти в такой шторм к месту трагедии, приводнился, забрал всех оставшихся в живых и проплыл на своем гидросамолете 60 миль по бушующему морю до ближайшего тральщика. И спас тем самым 12 человек.

Яркая жизнь конвоиров

Когда узнаешь такие истории, в душе что-то переворачивается, и на современный мир начинаешь смотреть по-иному. Наверное, это была одна из причин, по которой команда управленцев Ямало-Ненецкого округа во главе с Дмитрием Кобылкиным активно включилась в проект «Карские экспедиции», организованный российской морской инженерной компанией «Фертоинг», цель которого — увековечение памяти павших на арктических рубежах Отчизны. «Наша задача — не просто передать память о тех событиях. Будущие поколения должны знать, что не кто-то другой, а именно наш народ в мировой войне отвоевал у фашизма право на жизнь, — убежден Дмитрий Кобылкин. — Сейчас перед нами новые вызовы. Мы должны не просто сохранить наше великое наследство, но и приумножить его. Мы должны быть достойны славной памяти наших предков. Сохранить право называться народом-победителем».

Проект «Карские экспедиции» получил активное масштабное продолжение. И сегодня он во многом уникален даже в мировой практике. Начавшись как региональный, этот проект быстро перешагнул пределы не только Ямала, но и России. В поисковых мероприятиях, например, участвуют сотни человек из 17 стран мира: члены Общественной палаты, «Русского географического общества», журналисты, краеведы и художники, работники военкоматов, музеев, архивов со всей страны, Советы ветеранов, нефтегазовые компании, морские компании, волонтеры и прочие. За это время поисковиками были найдены пятеро живых участников конвоя «БД-5» и родственники более 130 очевидцев трагедии.

«Про всех могу сказать, что это удивительные люди, прожившие яркую жизнь, — говорит Сергей Шулинин. — Наверное, у тех, кто смотрел смерти в лицо, что-то происходит в сознании, и они понимают, что жить надо ради чего-то стоящего. Я запомнил историю одного кочегара, бывшего на судне. Позднее он стал кандидатом наук, участвовал в разработке нового направления в кибернетике. Другой участник конвоя силой воли победил рак. Он хотел и любил жить — не просто существовать, но жить и дышать полной грудью».

На таких лодках-кунгасах пытались спастись  участники конвоя «БД-5» 083_rr020-1.jpg Фото: пресс-служба  губернатора ЯНАО
На таких лодках-кунгасах пытались спастись участники конвоя «БД-5»
Фото: пресс-служба губернатора ЯНАО

Живой пример погибших

В прошлом году в ходе морской экспедиции, которая была организована компанией «Фертоинг» при поддержке правительства ЯНАО удалось определить точные координаты мест гибели конвоя «БД-5» и ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Что интересно, данные значительно расходились с теми, которые еще в советское время были нанесены на навигационные карты. И вот уже в августе этого года, несмотря на сложные погодные условия (скорость ветра до 12 м/сек., волнение моря — до 5 баллов, температура воды — не более 5 °C), морским инженерам удалось идентифицировать на дне Карского моря все три затонувших корабля конвоя и подтвердить, что они погибли от торпедной атаки немецкой подводной лодки U-385. Четвертому — тральщику ТЩ-116 — тогда удалось уйти от подлодки вместе с теми, кого команда успела поднять из моря на борт.

«Подобные масштабные подводно-поисковые работы научно-исторической направленности выполняются в акватории Карского моря впервые, — подчеркнули в «Фертоинге». — Водолазы экспедиции с борта экспедиционного судна «Балтика» совершили около 10 спусков на глубины до 40 метров, подводно-технические работы обеспечивал глубоководный телеуправляемый подводный аппарат».

Сейчас морские инженеры в рамках проекта «Карские экспедиции» идентифицируют останки «Александра Сибирякова» и ищут еще восемь судов, потопленных фашистами в Карском море в 1941–1945 годах.

А в 70 милях от места гибели «БД-5», на побережье острова Белый, поисковикам-волонтерам этим летом удалось найти место захоронения 13 тел жертв конвоя. Их тела были в кунгасе, который вынесло на берег острова в августе 1944 года. Похоронная команда тогда нашла эту лодку и погребла тела недалеко от берега, но затем данные о месте расположения братской могилы были утеряны. Но с помощью современной техники теперь она найдена.

В августе этого года в море, где обнаружены останки судов конвоя «БД-5», были впервые опущены в воду траурные венки и проведен молебен памяти погибших. В этот же день памятные мероприятия прошли и у места захоронения на острове Белый. Информация о точных координатах нахождения погибших кораблей и братской могилы на острове Белый будет передана Министерству обороны для увековечивания памяти погибших моряков и придания им статуса места отдания воинских почестей. Кроме того, власти Ямала убеждены в том, что найденным в ходе «Карских экспедиций» останкам кораблей должен быть придан статус памятников, объектов культурного наследия федерального значения.

С обнаружением точного места гибели конвоя «БД-5», «Александра Сибирякова» и других погибших в Карском море кораблей, нахождения и перезахоронения тел военных моряков на острове Белом «Карские экспедиции» не заканчиваются. О мужестве и героизме тех времен будут напоминать и монумент в память о погибших в Карском море в годы Великой Отечественной войны, который будет сооружен в Салехарде, и колокольный звон Звонницы Памяти (она в прошлом году была установлена на острове Белый), и электронная книга «Память Ямала» и экспозиция «Атлас Памяти», в которых будет сконцентрирована информация об участии округа в Великой Отечественной войне и местах гибели ямальских военнослужащих. Арктическим конвоям посвящается документальный фильм, который сейчас снимается на Ямале, эта страница истории уже нашла свое отражение  в спектакле «Кон.Вой» театрального объединения «Северная сцена» и в работах художников автономного округа.

Но главное — об истинной истории арктических конвоев, в том числе и «БД-5», будут знать дети. Потому что именно им писать будущую историю нашей страны.

«Истинный патриотизм нельзя навязать. Его можно только воспитать, опираясь на величие нашей страны, на ее славную историю, — убежден глава Ямала Дмитрий Кобылкин. — Ее страницы — трагические и героические — мы должны помнить и чтить, чтобы быть достойными наследия предков. И передать нашим потомкам. Чтобы на живых примерах воспитывать гордость и любовь к Родине».

№20 (396)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама