Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

7 вопросов Михаилу Корниенко, летчику-космонавту

2016
Zuma\ТАСС

Летчик-космонавт и Герой России Михаил Корниенко вернулся на Землю из самой долгой миссии на МКС, где с американским астронавтом Скоттом Келли провел без малого год — 340 суток. С ними 182 дня также работал российский коллега, космонавт Сергей Волков. На борту МКС они проводили научные эксперименты, данные которых нужны ученым для подготовки экспедиций в дальний космос и высадки человека на Марс. Как это происходило, Михаил Корниенко рассказал «РР».

1. Успели ли вы посмотреть фильмы о космосе, которые вышли в 2015 году?

Так мы их первыми смотрели на орбите! Наши американские партнеры присылали их нам одним из первых. «Интерстеллар» я смотрел еще до полета, «Марсианин» — в полете. Очень впечатлил, хороший фильм! Это хорошо поставленные голливудские фильмы, с близкой степенью правдоподобия. В «Гравитации» много спецэффектов, притянутых за уши вещей, он далек от реалий космонавтики. Но тем не менее свою задачу все эти картины выполняют: мальчишки посмотрят — и захотят полететь в космос.

2. В этом году вы провели в открытом космосе 5,5 часов. Как вы готовились к выходу, что чувствовали, когда были там? Было страшно?

Страшно должно быть. Любой нормальный человек будет бояться выходить из люка на высоте 400 километров над Землей. Подготовка к выходу в открытый космос начинается на станции за две недели. Это напряженная работа — и психологически, и физически. Скафандр жесткий. Мы периодически ныряем из тени в свет: то холодно, то жарко. Руки на поручне сразу чувствуют, если станция зашла в тень: солнышко, как мячик, запрыгивает за горизонт, и руки мерзнут. Это сложно, это тяжело, но тем не менее я люблю выходы. Это настоящая мужская работа.

3. Есть время, чтобы оглянуться по сторонам, заметить, как все вокруг красиво?

Выход весь расписан по минутам. Любоваться красотами некогда, нужно работать. Но минута, когда можно посмотреть на Землю, все же выпадает. И это очень впечатляющее зрелище, когда держишься одной рукой за поручень, а под тобой, как на картинке, Средиземное море и Кипр, похожий на арфу.

4. Какие научные эксперименты вы проводили на МКС?

Основная направленность этого годового полета — отработка медико-биологических аспектов дальнего перелета человека, например на Марс. Ведь мы спускаемся на планету — и сразу надо на ней работать. Как будет себя чувствовать человек после долгого перелета, в условиях гравитации, чужеродной среды? Какие понадобятся реабилитационные мероприятия, чтобы быстро войти в рабочий ритм? Есть такой эксперимент Fluid shifts — он изучает, как страдает зрение в невесомости. И космонавт должен понимать, как с этим бороться, чтобы не прилететь на планету слепым. Мы со Скоттом Келли провели эксперимент, и я надеюсь, он послужит хорошей платформой для выработки рекомендаций.

5. Насколько ваш космический корабль похож или не похож на те, что мы видим в кино?

Космический корабль «Союз», на котором мы стартуем и садимся, довольно тесный. Просто как три человека в телефонной будке! Орбитальная станция — это совершенно другое: она очень большая, там много модулей. Это уже ближе к фантастическим фильмам.

6. Как вы готовите «Союз» к возвращению с орбиты? Как происходит возвращение?

Где-то за 10 дней приходит радиограмма по возвращаемым грузам, и мы начинаем загружать его. Вы, наверное, в курсе, что «Союз» во время спуска делится на отсеки? Бытовой отсек сгорает в атмосфере, туда мы кладем удаляемые грузы, или мусор. В спускаемый аппарат кладем возвращаемые грузы: результаты экспериментов. Захлопываем люк, надеваем скафандры, проверяем герметичность. От отстыковки до посадки проходит около пяти часов. За это время нам нужно дать тормозной импульс, погрузиться в атмосферу на скорости восемь километров в секунду, пройти плазму; потом — открытие парашютов, приземление. Тяжело в это время, что я могу сказать! Это и перегрузка, и большие динамические нагрузки, когда открывается парашют, потому что болтает и скорость гасится с 200 метров в секунду до семи. Сам удар о землю тоже достаточно чувствителен. Несмотря на то что называется мягкой посадкой.

7. Что чувствует человек после возвращения из космоса? Меняется ли отношение к Земле и ее обитателям?

Все космонавты, наверное, испытывают радость при возвращении в семью, встрече с друзьями. А что касается философских мыслей — они приходят скорее на орбите, когда мы смотрим, что люди творят с Землей. Всем скопом мы рубим сук, на котором сидим, и это плохо. Пора уже задуматься, что всем нам нужно наш общий дом беречь, а не воевать в нем. Так и напишите.

Корниенко Михаил Борисович, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт РФ

Справка:
Порядковый номер: 106/511 Количество полетов: 2 Налет: 516 суток 10 часов 43 секунды Выходы в открытый космос: 2 Суммарная продолжительность: 12 часов 17 минут
№7 (409)

как Enterprise Content Management управляет всем

Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина