Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

ТЕАТР: Разбирая машину смерти

2016

На сцене умирают двое – один в палате, другую кормят с ложечки. Над ними светится цитата из беседы Мюллера с Клуге: «Единственное, чем можно объединить публику, в чем публика может быть единой, — страх смерти, он есть у всех<>…Итак, театр всегда основывается на символической смерти."  Зрители ищут свои места, более важные, чем символическая смерть. Раз.

«Я — женщина с петлей на шее, женщина со вскрытыми венами, женщина с избытком кокаина на губах», — актер Александр Горчилин с кровью, льющейся из низа живота, в роли Офелии, становящейся Гамлетом, достает флейту и играет. Два.

На заднике видеопроекцией рушатся дома, из самолетов летят бомбы, все сметает апокалиптический огонь, подсвечивающий корчащиеся в жутком танце тела абсолютно голых перформеров. Три.

И так — до бесконечности.

Елена Смородинова,
театральный обозреватель «РР»

Разбирать по деталям «Машину Мюллер», собранную из «Квартета», «Гамлетмашины», писем и дневников Мюллера, начали, кажется, еще до премьеры. Во-первых, Мюллер, родившийся в 1929-м, живший и фактически запрещенный в ГДР самый известный драматург Европы, первый номер репертуарного театра по ту сторону Берлинской стены. Мало знакомый российскому зрителю наследник Брехта, верящий в необходимость отрицательных импульсов в мире, где катастрофа вещь постоянная и привычная. Во-вторых, Константин Богомолов и Сати Спивакова в роли либертарианцев-соблазнителей виконта де Вальмона и маркизы де Мертей, обсуждающих разврат в канун Великой Французской революции. В-третьих, 19 абсолютно голых перформеров, служащих живой декорацией. Есть еще «в-четвертых», «в-пятых» и так далее — и в каждом пункте Кирилл Серебренников идет по краю, предлагая поговорить чуть ли не на все табуированные темы. И все – на фоне обнаженного, ничем не защищенного от мира после Освенцима человека, чья нагота становится наготой лишь тогда, когда перформеры снимают маски. В финале на них, бьющихся в конвульсиях, будут натягивать вечерние платья для поклонов, и станет понятно, почему Мюллер обозначил место действия «Квартета» как «Салон времен Французской революции / Бункер после третьей мировой войны». И называл себя оптимистом — потому что верил еще и в четвертую войну. Осталось не забыть натянуть платье — перед тем, как снова убивать друг друга.

«Машина Мюллер»

Москва, «Гоголь-центр»
Режиссер Кирилл Серебренников

 912-teatr.jpg

Звездный мальчик

Санкт-Петербург, Эрарта Сцена
Режиссер Максим Диденко
19 марта

 01.jpg

Режиссер  и хореограф Максим Диденко, известный работой в жанре физического театра и интересом к  авангарду начала ХХ века, вдруг решил поставить моноспектакль по мотивам сказки Оскара Уайльда. Солировать под фортепианный аккомпанемент Шолпан Шарбаковой будет актриса Дина Корзун, в связи с фамилией которой в памяти сразу всплывают тэги – «Страна глухих» и фонд «Подари жизнь». Возможно, именно поэтому «Звездный мальчик» обещает быть историей про ответственность и выбор: «Было невероятно полезно подробно рассматривать причинно-следственную связь всех событий и видеть во всем глубоко скрытую борьбу добра и зла, где поле боя — сердце человека», — рассказывает сама Корзун про новую работу.

Ель. Андерсен

Москва, Театр.doc
Режиссер Варвара Фаэр
19 марта

 02.jpg

История про елочку, срубленную под самый корешок, уже сто лет весело поют на всех новогодних утренниках, не задумываясь, что радоваться-то особенно нечему.  «Ель. Андерсен» — тот случай, когда страшная, в общем-то, история страданий Ели становится поводом для размышлений о ценности каждого мгновения и возможности счастья здесь и сейчас. И  хотя спектакль считается детским философским мюзиклом, смыслов в ней упаковано из расчета на серьезного родителя-театрала. Тем более что в роли Ели, которая 40 минут мюзикла мечтает, поет и умирает, — Ксения Орлова, получившая «Золотую маску» за лучшую женскую роль на фестивале прошлого года как раз за моноспектакль – правда, тогда были поэмы Блока «Возмездие» и «Двенадцать» и целых пять часов пения.

Дом, который построил Свифт

Москва, Театр им. А.С. Пушкина
Режиссер Евгений Писарев
19, 20 марта

 03.jpg

Худрук Театра им. Пушкина, сумевший, кажется, навсегда избавиться от репутации «бульварного» театра (стоит он, кстати, на бульваре — Тверском) в очередной работе с помощью пьесы Григория Горина решил выяснить, как противостоять власти и жить по совести тогда, когда непонятно, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В «Доме, который построил Свифт», Писарев, вслед за Гориным, не стремится к биографической точности и населяет мир Свифта его же героями, лилипутами и великанами. Разобраться с ними, а заодно и с гениальностью и одиночеством художника предстоит прибывшему к Свифту доктору Симпсону — а вместе с ним и зрителям.

Хорошие новости

Прокопьевск, Драматический театр им. Ленинского комсомола
Режиссер Данил Чащин
20 марта

 04.jpg

«Хорошие новости», поставленные без пяти минут выпускником совместной магистратуры московского Центра им. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ Данилом Чащиным по пьесе Юлии Тупикиной, — завершение трилогии пьес о жителях города Прокопьевска. Этот райцентр Кемеровской области давно стал одной из театральных столиц России. Первой частью трилогии был «Подросток» Вячеслава Дурненкова, второй — «30 Плюс» Ярославы Пулинович и Полины Бородиной. Следуя этой логике, «Хорошие новости», смешивающие ретро и рэп  Касты, должны были стать разговором о старости, а получились размышлением еще и о молодости – категории, в общем-то, вневозрастной: «Я видел много молодых стариков и много старой молодежи, — говорит Данил Чащин. — Старость — это же не когда ты говоришь, что раньше трава была зеленее, а когда ты смотришь назад, а не вперед».

№7 (409)



    Реклама

    как Enterprise Content Management управляет всем

    Более четверти века российские организации стремятся перевести свои рабочие процессы в цифровой формат и оперировать данными и электронными документами.

    Интервью Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина

    Впервые за последние несколько лет бюджет ЯНАО на 2018-2020 года сверстан бездефицитным. 20 ноября читайте интервью Дмитрия Кобылкина


    Реклама