Театр: Виноват филфак и немножко Достоевский

Афиша
Москва, 28.04.2016
«Русский репортер» №10 (412)

 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР» 079_rr10_1.jpg
Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»
Тяжело быть зрителем. Например, ты молодой мужчина —  позвал девушку в модный Театр наций, пришел и наблюдаешь, как на сцене два рослых красавца в женских париках борются за одного маленького пищащего Мышкина. А девушка глаз не отводит от Настасьи Филипповны с кубиками и бицепсами. Или ты — женщина за сорок. Собралась раз в месяц на что-то классическое с любимыми актерами, а тут как раз в «Ленкоме» дают «Князя» по Достоевскому (вернее, по «опыту прочтения романа», о чем сообщает афиша, но к черту формальности). И вот ты достала платье, цветы купила Збруеву, а он бац — не выходит на поклон, как все остальные. А в надежде вручить цветы пришлось три часа смотреть, как злой Богомолов измывается над Достоевским. Федор Михайлович-то, конечно, ни о каких слезинках детей не писал, никакой Илюша Снегирев у него не умирал и никакую Настасью Филипповну не совращал никакой Тоцкий. И никаких мерзостей мира у Достоевского нет — это все злой Богомолов придумал, да еще и ангела Мышкина превратил в Князя Тьмышкина.

Впрочем, злой Богомолов не виноват, что у него есть, кроме режиссерского, диплом филфака МГУ. Это все он, подлый, заставляет режиссера мешать «Идиота» с «Бесами», «Братьями Карамазовыми» и «Смертью в Венеции» Манна и писать иронично-скабрезные титры про мир, где взрослые в погонах во всех смыслах насилуют детей.

И картавит тут Настасья Филипповна, изображая маленькую девочку, и играет Аглаю еще вчерашняя Кончита Елена Шанина, и белеет на монологе о смертной казни Александр Збруев, ставший Рогожиным в генеральских погонах. И разливает шампанское Тьмышкин, вальсируя под Догу вокруг Настасьи Филипповны, а титры вдруг меняют тон и практически дословно цитируют начало сцены именин Настасьи Филипповны. И звучат монологи детей из хосписа, мечтающих о том, чтобы их оставили в покое — как мечтает Илюша Снегирев, ставший пионером Ганей Иволгиным в исполнении Виктора Вержбицкого. А в камин летят детские вещи — мир давно уже так залит слезами их обладателей, что Федору Михайловичу и не снилось… Другое дело, к чему тебе эти слезы, когда у тебя девушка, шампанское и цветы? И билет в статусный «Ленком».

«Князь»

 079_rr10_2.jpg

Режиссер Константин Богомолов

Москва, театр «Ленком»

30 апреля

Макбет

Москва, МХТ им. А. П. Чехова

Режиссер Ян Клята

29 апреля

 079_rr10_3.jpg
Удивительное дело: сколько бы ни ставились пьесы Шекспира в Художественном театре, но одна из самых коротких, «Макбет», на сцене МХТ не шла никогда. Восполнить пробел взялся главный режиссер Старого театра в Кракове Ян Клята, имеющий репутацию возмутителя спокойствия и театрального революционера. Те, кто видел предпремьеру, говорят, что «Макбет» — идеальный способ привлечь в театр мужскую аудиторию. Тут тебе и зомби, и летающий дрон, и группа эффектных ведьм. И все это на фоне истории солдата-героя, сведенного с истинного пути ведьмовскими предсказаниями. Макбета в камуфляже играет Алексей Кравченко.

Пленник королевы эльфов

Москва, Театр.doc

Режиссер Елена Гремина

12 мая

 079_rr10_4.jpg
В своей пьесе драматург Елена Гремина рассказывает, как предок нашего Лермонтова шотландский бард Томас Рифмач в своем XIII веке лежал у ручья, пел песни, никого не трогал, но вдруг увидел красавицу в зеленом. Краса­вица честно предупредила, что если Рифмач поцелует ее, то превратится в ее слугу на веки вечные. Поэта предостережение не испугало, и он на долгие годы оказался в королевстве Эльфов. В спектакле режиссера Елены Греминой из этого королевства заколдованный и онемевший Рифмач будет слать приветы английскому Байрону и русскому Лермонтову и разбираться с политическими и любовными спорами. Да, если королевство Эльфов вдруг покажется вам слишком знакомым, просто помните, что вечер-нюю сказку, на которую можно взять с собой детей, поставили в театре, в котором не играют.

Носороги

Санкт-Петербург, ТЮЗ им. Брянцева

Режиссеры Николай Рощин, Андрей Калинин

27 апреля, 28 апреля, 5 мая

 079_rr10_5.jpg
Худрук московского театра «А.Р.Т.О.», режиссер и художник Николай Рощин известен своим радикальным языком. Например, в московском ЦИМе герой рощинского «Крюотэ» в полной тишине 10 минут разрывал могилу. Уже поэтому появление в творческом багаже режиссера пьесы классика абсурдизма кажется весьма закономерным. Вместе со своим помощником, сорежиссером и актером Андреем Калининым Рощин берется за «Носорогов» (или «Носорога») Ионеско, заинтересовавшись, по собственному признанию, глубинным экстремальным духом пьесы. В итоге зрители окажутся прямо на Большой сцене ТЮЗа и вместе с режиссерами попытаются понять, какой он, человек XXI века.

«Каприз Паганини»

Москва, Театр МОСТ

Режиссер Евгений Славутин

11 мая

 079_rr10_6.jpg
Театр МОСТ – прямой наследник знаменитого театра МГУ, реформированного в середине прошлого века Роланом Быковым. На сцену Театра МГУ в свое время выходили Максим Галкин, Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, а сегодня уже в театре МОСТ можно увидеть на сцене биологов, социологов и программистов. Многие, впрочем, успели получить и актерские дипломы, но этот факт никак не повлиял на особый дух студенчества, за которым и ходят в МОСТ. Ощутить его можно и в «Капризе Паганини» — свежей работе Евгения Славутина, худрука театра и кандидата физико-математических наук по совместительству.

У партнеров

    Реклама