Трендовые новости

Тренды
Москва, 28.04.2016
«Русский репортер» №10 (412)

Динозавры долго деградировали

056_rr10_1.jpg Фото: David Kryzaniak/flickr.com; allenran 917/flickr.com; Quantum Moves; из личного архива Александра Шаенко; ZUMA/ТАСС
Динозавры исчезли с лица Земли 66 миллионов лет назад, во время массового мел-третичного вымирания, главной причиной которого считается столкновение Земли с астероидом. Но накапливается все больше данных о том, что вымирание динозавров началось задолго до этого, а астероид лишь добил их. Недавно ученые из Университета Рединга и Бристольского университета в Великобритании изучили отдельно скорость эволюции каждой из трех основных групп динозавров: птицетазовых, завроподоморфов и теропод. Исследователи обнаружили, что у первых видов вымирающих динозавров способность замещать исчезающие виды новыми снизилась еще 114 миллионов лет назад, за 50 миллионов лет до падения астероида и окончательного исчезновения динозавров. Во многом такая «отрицательная скорость эволюции» предопределила вымирание: после катастрофы и резкого ухудшения условий жизни старые виды не могли восстановиться и исчезали, а заменить их было некому — новые виды возникали все реже.

Любовь — рискованное дело

056_rr10_2.jpg Фото: David Kryzaniak/flickr.com; allenran 917/flickr.com; Quantum Moves; из личного архива Александра Шаенко; ZUMA/ТАСС
Как оказалось, классическая формула, выраженная строками известной песни «не везет мне в смерти — повезет в любви» справедлива и в обратном варианте. Ученые из США доказали, что нерадужные романтические перспективы подталкивают людей к принятию рискованных решений. Они провели эксперимент, в котором группам добровольцев предлагалось принимать решения о покупке акций и лотерейных билетов, вложении средств в пенсионные фонды и спонсировании научных центров. При этом в группе испытуемых гетеросексуальных мужчин преобладали мужчины, а в группе для гетеросексуальных женщин преобладали женщины. Выяснилось, что в неблагоприятных для любовных отношений условиях люди более склонны к рискованным поступкам.

Люди лучше компьютеров

056_rr10_3.jpg Фото: David Kryzaniak/flickr.com; allenran 917/flickr.com; Quantum Moves; из личного архива Александра Шаенко; ZUMA/ТАСС
Уникальная научная игра Quantum Moves, созданная командой ученых, разработчиков и дизайнеров из Университета Орхуса в Дании, уже успела прославиться. По задумке, это не только развлечение, но в перспективе и реальная помощь физикам в задаче построения квантового компьютера. Пользователи, которыми являются как люди, так и программы, должны находить самые эффективные способы перемещения атомов и манипулирования ими. Исследователи предполагали, что у людей меньше шансов придумать лучшие комбинации, чем у компьютера, однако недооценили человеческий потенциал. Люди уже создали множество полезных решений, но и сейчас присоединиться к этой довольно увлекательной игре по сети и помочь ученым в создании квантового компьютера может любой желающий.

Ученые довели мышей до заикания

Почему у людей возникает заикание? Несколько лет назад исследователи установили одну из причин: у многих заикающихся людей обнаружилась мутация в гене Gnptab. Этот ген похож на водителя мусоровоза: он кодирует белок, помогающий направлять ферменты в лизосому — отсек, перерабатывающий клеточные отходы, а также утилизирующий поврежденные белки. Группа нейробиологов из Вашингтонского университета в Сент-Луисе вывела мышей с аналогичной мутацией. Изучая писк новорожденных мышат, оторванных от матери, исследователи обнаружили, что у мышат с мутацией паузы во время писка случаются чаще и продолжаются дольше. Связь между мутацией в гене и заиканием пока остается весьма туманной, но ученые надеются, что сделанное ими открытие поможет понять причины заикания у людей.

Источники: (1) Manabu Sakamoto et al. // PNAS, April 18, 2016; (2) Joshua M. Ackerman et al. // Psychological Science, April 7, 2016; (3) Jens Jakob W. H. Sørensenb et al. // Nature 13 April 2016; (4) Terra D. Barnes et al. // Current Biology, April 14, 2016.

«Наш спутник будет ярче, чем звезды»

Александр Шаенко, доцент кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители» МГТУ им. Н. Э. Баумана, инженер и руководитель проекта «Маяк» 056_rr10_4.jpg Фото: David Kryzaniak/flickr.com; allenran 917/flickr.com; Quantum Moves; из личного архива Александра Шаенко; ZUMA/ТАСС
Александр Шаенко, доцент кафедры «Космические аппараты и ракеты-носители» МГТУ им. Н. Э. Баумана, инженер и руководитель проекта «Маяк»

В Москве проходят испытания спутника «Маяк» — космического аппарата, созданного группой энтузиастов и студентов. Основная цель проекта — популяризация космонавтики, но аппарат выполнит и ряд практических задач. По замыслу разработчиков, спутник станет одним из самых ярких объектов ночного неба, что позволит использовать его в качестве эталона для проверки фотометрических расчетов.

«Космический аппарат “Маяк” — это компактный спутник формата CubeSat 3U. После вывода на орбиту он развернет четырехгранную пирамиду из металлизированной полимерной пленки, которая хорошо отражает солнечные лучи, поэтому спутник будет отлично видно с Земли. По предварительным расчетам, его яркость составит примерно -2 звездную величину. Это ярче, чем любая звезда. Аппарат будет летать по околополярной орбите, поэтому наблюдать его можно будет из любой точки планеты. А найти на ночном небе его поможет специальное приложение для смартфона.

Сейчас аппарат проходит предстартовые испытания. Буквально только что мы завершили климатические испытания электрического макета. Все системы “Маяка” поместили в климатическую камеру с температурой -20 °С (расчетная температура в полете на теневой стороне витка), где аппарат прошел весь цикл работы — он длится около получаса.

Следующий этап — испытания в вакуумной камере. Там, помимо заданной температуры, будет вакуум, то есть будут созданы условия, близкие к тем, что ожидаются в полете. На май запланированы сборка аппарата и финальные испытания. Сначала мы протестируем все системы аппарата по отдельности, затем соберем вместе и проверим в вакуумной камере. В конце будут испытания на вибростенде, где проверяется воздействие нагрузок от полета на ракете. После этого аппарат будет готов, летом повезем его на Байконур».

Валерия Самсонова

Научный персонал работает в зоне приземления спускаемой капсулы научного спутника Шицзянь-10 (SJ-10) в районе Сыцзыван на территории Внутренней Монголии. Пока спутник 12 дней находился на орбите Земли, ученые провели 19 экспериментов, открывая новую страницу в изучении космического пространства с помощью возвращаемых спутников. 057_rr10_1.jpg Фото: David Kryzaniak/flickr.com; allenran 917/flickr.com; Quantum Moves; из личного архива Александра Шаенко; ZUMA/ТАСС

12 500 лет

Таков возраст мумии щенка, найденного в прошлом году в Якутии под слоем вечной мерзлоты недалеко от деревни Тумат. Уникальность находки не только в том, что ученым теперь известен вероятный предок нескольких пород собак. Самое удивительное — мозг животного за столь внушительный период времени еще не успел до конца разложиться.

Кто больше гадит