Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Гонки гиков

, 2016
Фото: AP/ТАСС

Правительство включило киберспорт во Всероссийский реестр видов спорта. Теперь киберспортивные соревнования можно будет проводить под эгидой Министерства спорта России и присваивать победителям звания вроде мастера спорта. Между тем сегодня киберспорт стремительно выходит за рамки соревнований по онлайн-стрелялкам и прорывается из виртуальных миров на реальные спортивные арены. Мы решили разобраться, как эволюция кибернетических технологий меняет спорт и какие виды киберспорта могут приобрести массовую популярность в ближайшем будущем

Если посмотреть кадры спортивной кинохроники начала ХХ века, легко заметить, как сильно отличаются соревнования от современных: спортсмены кажутся немного неуклюжими, одежда — мешковатой, инвентарь — громоздким. Развитие технологий все изменило: поднялась планка человеческих возможностей, жесткая борьба идет не только на самих соревнованиях, но и в сфере подготовки спортивного инвентаря, и в медицине (одно из ее проявлений — пресловутые допинг-скандалы).

Спорт меняют и новые технологии подготовки спортивных площадок: например, футбольное поле будут покрывать специальным дерном, позволяющим увеличить скорость движения футбольного мяча, а баскетболисты смогут прыгать намного выше благодаря карбоновому покрытию пола. Зрелищности соревнованиям добавят и новые возможности трансляции: мы сможем наблюдать за игрой с точки зрения любого игрока или воспроизводить повторы матчей в натуральную величину на 3D-площадках с использованием дополненной реальности.

Но самое интересное — это новые виды спорта, возникающие вместе с новыми плодами прогресса: дронами, роботами, очками виртуальной реальности, кибернетическими расширениями человеческого тела.

Завоевание реальности

Киберспорт, на Западе больше известный как e-sport, сегодня представляет собой прежде всего многопользовательские игры в виртуальном пространстве, куда игроки «попадают», сидя за экранами компьютеров и щелкая мышью. За исключением того что соревнующиеся никуда не бегут (да и вообще не встают со стула), все похоже на обычные виды спорта: здесь есть команды с капитанами, упорные тренировки под руководством опытных тренеров, любители и профессионалы, болельщики и комментаторы, отборочные турниры и чемпионаты.

Чемпионаты по онлайн-играм уже собирают стадионы, где разыгрываются миллионные денежные призы, а победители становятся звездами мирового уровня, среди которых есть и наши команды, такие как Team Empire, Moscow Five, Team Spirit. С каждым годом растет популярность игр, которые выбирают для соревнований киберспортсмены: Dota 2, World of Tanks, League of Legends, Starcraft 2, Counter-Strike (каждая из них — это как бы отдельный вид киберспорта). А значит, в развитии киберспорта очень заинтересован весь игровой бизнес. На наших глазах развлечение для подростков превращается в солидную и быстрорастущую индустрию.

Недавно бизнесмен Алишер Усманов инвестировал 100 млн долларов в развитие российского киберспорта. Деньги пойдут в том числе на организацию национального кубка по киберспорту, на создание медийных каналов для освещения состязаний и на строительство в Москве киберспортивного стадиона, одного из крупнейших в мире. Стадион, рабочее название которого Arena Moscow, должен открыться уже в октябре.

Объявить официальным видом спорта еще недавно дружно осуждаемые обществом компьютерные игры правительство подтолкнула их огромная популярность в России. Судя по всему, это только начало: ведь в ближайшем будущем игры обещают стать намного более реалистичными. Вероятно, спортсменам в итоге все-таки придется встать со стула: управлять игровым процессом можно будет не только с помощью мыши или джойстика, но и движением рук, ног, мимикой. Собственно, устройства вроде Wii и Microsoft Kinect позволяют делать подобные вещи уже сейчас, хотя до идеального интерфейса им еще далеко.

Вероятно, магистральное направление эволюции состязаний в виртуальных мирах будет связано с развитием VR-индустрии – то есть очков и шлемов виртуальной реальности, переносящих игрока в трехмерный мир, все менее отличимый от реального. Но еще более важная тенденция заключается в том, что киберспорту стало тесно в виртуальности — он начинает завоевывать реальность.

Роботы, вперед!

Покорение киберспортсменами физического мира началось, кажется, с боев роботов-гладиаторов, управляемых на расстоянии людьми-пилотами. Приземистые коробки на колесах не впечатляют своим видом, ведь все эти «метатели» и «рубители», «толкатели» и «ломатели» созданы не для того, чтобы радовать глаз, а чтобы драться и уничтожать других металлических бойцов. Зато сами бои мало кого могут оставить равнодушным: лобовые столкновения, мощные удары боевых молотов и топоров, искры, визг и скрежет циркулярной пилы, разлетающиеся осколки брони, поверженные роботы, истекающие машинным маслом... Оказалось, «неодушевленность» бойцов не мешает болеть за них и их создателей. Страсти кипят, публика входит в раж, словно римляне на боях гладиаторов — похоже, пора восстанавливать Колизей и приспосабливать его под битвы железных героев.

В прошлом году мода на бои дошла и до России. Во многих городах появились команды механиков и пилотов, создающие своих роботов-бойцов. 12 ноября в Перми финал первой российской «Битвы роботов» собрал тысячи зрителей. В битве участвовало 20 команд из Москвы, Краснодара, Уфы, Рязани и самой Перми. Звание первого чемпиона «Битвы роботов» и приз в 300 тысяч рублей получила пермская команда X-FORCE.

Но не все любят драки — и, как оказалось, роботам не обязательно крушить друг друга, чтобы получилось увлекательное соревнование. Не менее зрелищный вид киберспорта — гонки летающих роботов, дронов, развивающих скорость свыше 100 км/ч. В этом могли убедиться посетители московского и петербургского Гик-Пикников - крупнейших в Европе фестивалей на открытом воздухе, связывающих  высокие технологии, науку и искусство. Уже не первый год гонки дронов становятся одним из самых ярких событий на Geek Picnic: киберспортсмены проводят своих дронов по извилистой и круговой трассам, управляя ими в режиме «от первого лица» с помощью VR-очков. Зрелищности соревнованиям добавляет то, что камеру на дроне с видом от первого лица можно использовать не только для управления летающей машиной, но и для видеотрансляции полета.

В марте в Дубае прошел первый чемпионат мира по гонкам дронов World Drone Prix. За призовой фонд в 1 млн долларов боролось 150 команд. Соревнования проходили в двух категориях: фристайл и кольцевые гонки, в которых третье место и приз за самый быстрый круг получил Владимир Мещеряков, лидер российской команды VS Meshcheriakov, получив в сумме 150 тысяч долларов. А главный приз в размере 250 тысяч долларов забрал 15-летний британец Люк Баннистер.

С 30 июня по 4 июля в Лейпциге проходил финал мирового чемпионата по футболу среди роботов RoboCup-2016. Разные типы роботов соревновались в разных подгруппах по общим правилам: каждая команда состоит из вратаря и трех игроков, сражающихся на поле размером 9×6 метров с искусственным травяным покрытием (высота ворса 3 мм). Мяч у андроидов тоже меньше обычного: его диаметр — 13 сантиметров, вес — 150 граммов. Матч состоит из двух таймов по 10 минут. Роботы должны быть полностью автономными, способными самостоятельно подниматься при падении. Во время игры можно провести две замены. Но все эти «детские» правила актуальны, лишь пока длится детство технологий создания человекоподобных роботов. Организаторы соревнований рассчитывают, что к середине века команда андроидов победит команду людей, выигравших мировой чемпионат.

Нынешний RoboCup не остался без российских киберспортсменов. В категории человекоподобных роботов высотой до 90 см после квалификационных матчей в финал вышли 24 команды из 13 стран, в том числе команда Photon Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Всего на RoboCup 2016 приехало около 3,5 тысяч участников из 45 стран. Успешней всего в этот раз выступили команды из Ирана, взявшие главный приз в категории андроидов размером с человека и в нескольких других номинациях. Кстати, помимо футболистов на RoboCup 2016 соревновались роботы-спасатели и промышленные роботы.

Все эти состязания роботов — не только спорт, но и прекрасный способ сделать популярнее науку и инженерную деятельность, вырастить новое поколение создателей «умных вещей». Они доказывают, что наука может собирать стадионы, а «гики», увлекающиеся наукой школьники и студенты, способны стать настоящими спортсменами, даже если они не дружат с физкультурой.

Киборги и люди с ограниченными возможностями

Каждые Олимпийские игры спортсмены устанавливают новые мировые рекорды, но когда же наступит предел человеческим возможностям? Похоже, никогда — просто в будущем для достижения высоких результатов спортсмены начнут модифицировать свой организм. И, кстати, далеко не только спортсмены. Уже сегодня исследования в области генетики доказывают, что атлеты могут улучшать свои физические показатели при помощи генетических допингов. Давайте теперь представим, что генный допинг легализован. На арену выходит суператлет. Он невероятно вынослив (ген Epor) и не чувствует боли (ген SCN9A); его мышечная масса увеличена вдвое (ген MSTN), он способен долго не останавливаться, так как может работать на максимальной скорости на 60% больше обычного (ген PEPCK).

Другой метод стать быстрее — хирургическое изменение тела. Например, перепонки между пальцами стопы позволят значительно улучшить результаты в плавании. А что начнется, когда в широкий обиход войдут роботизированные протезы, экзоскелеты, электрическое стимулирование мышц, нейрокомпьютерные интерфейсы?! Эти технические устройства будут становиться все менее заметными и все больше восприниматься как естественное продолжение наших тел, своего рода органы.

Если вспомнить успехи Оскара Писториуса — спортсмена, потерявшего ногу, который благодаря современному протезу смог на равных сражаться не в Паралимпийских, а в Олимпийских играх, то становится понятным, что в будущем результаты людей «с ограниченными возможностями» будут в разы превышать показатели обычных спортсменов; то есть людьми с ограниченными возможностями будут считаться те, кто обходится без кибернетических дополнений к телу. Для них, видимо, будет проводиться специальная олимпиада — как сейчас Паралимпийские Игры.

Похоже, уже пора задуматься об Олимпиаде по киберспорту. Геймеры надеются, что их дисциплина скоро будет признана олимпийской и кибербитвы будут включены в рамки Олимпиады 2020 года. Все к тому идет: в Дубае в 2017 году пройдет целая робоолимпиада. Роботы будут соревноваться в плаванье, беге, борьбе, автомобильных гонках и гонках летающих дронов.

Не сидят без дела и киборги: в октябре в Цюрихе пройдет Cybathlon 2016 — первый в истории чемпионат среди атлетов, использующих механизированные протезы рук или ног, манипуляторы с нейрокомпьютерным интерфейсом, подключенные к нервной системе экзоскелеты и другие подобные устройства. Ожидается прибытие спортсменов из 23 стран. Второй Cybathlon собираются провести в 2020 году в Токио одновременно с Олимпийскими играми. Возможно, именно Олимпиада в Токио войдет в историю как переходный этап к той системе, в которой рядом с обычными спортсменами будут состязаться спортсмены новой эпохи: геймеры, гики со своими роботами и люди-киборги.

 

$600–750 млн Во столько оценивается объем рынка киберспорта в 2015 году

 

$1,9 млрд До таких объемов вырастет рынок киберспорта к 2018 году

 

130–200 млн человек составила аудитория компьютерных состязаний в 2015 году

 

$1 млн Таков призовой фонд чемпионата по Dota 2, который пройдет в России в конце 2016 года

№15 (417)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама