Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Культура

Поскорее оживай

2017
Елизавета Головчанская

Группе The MATRIXX 12 марта исполнится семь лет. Ее солиста, бывшего фронтмена «Агаты Кристи», за это время прозвали королем хоррора за тексты об эвтаназии, маленьком аде, резне в Асбесте, «прекрасном жестоко» и «живых, но мертвых». «Русский репортер» попытался понять, как выглядит мир через очки с откидными стеклами Глеба Самойлова.

— Вы собрали коллектив для нового проекта сразу после того, как распалась группа «Агата Кристи», и до сих пор исполняете на концертах песни, которые написали в 90-х. Среди аудитории The MATRIXX много поклонников «агатовского» рока?

— У нас недавно был концерт в Нижнем Новгороде, и даже организаторы сказали, что основная часть зрителей — это молодежь, которая вежливо воспринимает песни группы «Агаты Кристи», но притом очень бурно реагирует на музыку The MATRIXX. Я ориентируюсь не на людей сейчас, а на свои чувства. Наше творчество — это реакция на общественные события и события моей личной жизни. Аудиторию «Агаты Кристи» даже в последнее время существования группы составляли люди, вокруг которых не происходило чего-то нового и интересного и которые просто покупали билеты на концерт, чтобы потанцевать под шлягеры своей молодости.

— Какие события больше всего повлияли на ваши тексты и музыку?

— Таких событий было очень много за последние несколько лет, и все они довольно печальные, если послушать наши песни. В них виноваты люди, которые до сих пор живут, но на самом деле уже мертвые.

—Когда вы только начинали проект The MATRIXX в 2010 году, сказали, что будете исполнять «неопостготику».

— Да, я сам придумал такой термин на ходу. «Нео» — это отсылка к «Матрице», а постготикой можно называть все, что после готики.

— За последнюю неделю я послушала много музыки The MATRIXX…

— Я очень вам сочувствую.

— Почему в текстах так много смерти?

— Я никогда этого сам не говорил, но за меня это однажды сделал мой друг. Он сказал: «Вы не понимаете, Глеб не зовет смерть, он ее заговорить пытается». В русской народной традиции есть такая колыбельная: «Баю-бай, баю-бай, поскорее умирай». Эту колыбельную пели над маленьким больным ребенком, чтобы отвадить смерть. Я занимаюсь тем же самым.

— При этом в одной из песен ваш герой подпевает похоронному маршу в мажоре. Это ирония?

— Если бы песни вызывали какое-то одно конкретное чувство, а не смешанные эмоции, тогда мы бы не смогли быть интересными для зрителя. Что бы автор ни закладывал в музыку, слушатели все равно выносят из нее то, что хотят. Но мой главный посыл понятен — это свобода.

— Последний свой альбом, «Резня в Асбесте», вы записали еще в мае 2015 года. Почему с тех пор не выходило ничего нового?

— Я ничего не писал два с половиной года. Я готовился к написанию нового альбома, хотя сам не осознавал этого. Он должен выйти осенью. Благодаря этой работе я сплю последние месяцы по два-три часа в сутки. Сегодня, например, лег в семь. Я понял вдруг, что, несмотря на уже сделанные заготовки, одна песня точно не подходит. И в то же время понял, что мне в альбоме не хватает других песен. Любой музыкальный альбом — это пьеса, история. Если какая-то песня не вписывается, это значит, она не подходит драматически.

— Вы обещали в новом альбоме новый звук.

— Да. Нечто подобное «Агата Кристи» уже делала в альбоме «Чудеса», который основывался на рейв-культуре. Новый альбом будет необычным для тех, кто совсем забыл, что такое хоррор. The MATRIXX смешивает жанры, поэтому мне привычно, если соединяют дапстеп и тяжелый рок, транс и диско. Последний дуэт, который у меня состоялся, — с рэп-группой 25/17. Я послушал, что они делают и о чем говорят, мне понравилось. Но в новом альбоме группы The MATRIXX рэпа не будет: мне не дано раскладывать буквы по слогам и дикция не позволяет.

— Кто из музыкантов делает сейчас то, что вам интересно?

—В последнее время откровением стала группа LittleBig. Я наткнулся на них совершенно случайно. Я так давно не смеялся, я не мог уснуть ночь. Хохотал как бешеный!

— Что вас в них рассмешило?

— А вам не смешно?

— Когда я увидела их в первый раз, было страшно.

— Да, это очень жесткая, злобная сатира, но она очень профессионально, качественно и убедительно сделана.

— Обычно вы сами пишете все тексты для группы The MATRIXX. В новом альбоме вы обращаетесь к чьей-то еще поэзии?

—В этот раз я посотрудничал с таким поэтом, как Владимир Владимирович Маяковский. Более того, это будет именно его прочтение — в песне прозвучит голос самого Маяковского. С него для меня началась поэзия. По-моему, это даже не классика — для меня он жив и по-прежнему существует.

— В октябре The MATRIXX записала песню «Бриллиантовые дороги» на текст Ильи Кормильцева. А его поэзия чем вам близка?

— Так получилось, что мы дружили с Ильей и Алесей (Алеся Маньковская — третья жена Ильи Кормильцева. — РР) два последних года его жизни. Илья как публицист, общественный деятель, переводчик и философ значит для меня гораздо больше, чем Илья как поэт. Самое дорогое — то, что мы смогли с ним стать единомышленниками.

— В чем?

— Понимаете, нам даже спорить было не о чем. Смысл деятельности Ильи был в том, что он объединял вокруг себя людей, которые чувствуют несправедливость этого мира, но двигаются в разных направлениях, поддерживают разные взгляды. Илья объединял таких людей для того, чтобы они перестали друг с другом воевать.

— А в чем вы видите несправедливость мира?

— Если я начну перечислять, наш разговор продолжится до завтра. Например, в том, что хорошие люди умирают, а другие плавают на поверхности.

— Вы говорили, что творчество для вас — это саморазвитие и саморазрушение. Как оно вас разрушает?

— Это со всеми музыкантами и поэтами так было, кроме Гете. Он стал большим высокооплачиваемым чиновником и в то же время продолжал писать стихи. Стихи, которые мне, например, абсолютно не интересны. При всем уважении и любви к слушателям, то, что делают они, — это вампиризм. Они берут, а все творческие люди отдают. Поэтому, естественно, происходит саморазрушение.

— Разве артист не получает эмоциональную отдачу?

— Да, но только в то время, пока он поет, или когда чувствует радость от написания песен. Простой пример. Если бы вы заглянули в нашу гримерку сразу после концерта, то увидели бы, какие мы сидим — с языками на боку, мокрые, — и какие радостные и бодрые залетают зрители. Потому что они получили свое, а мы отдали свое. Я лучше отдам свои силы на концерт, чем буду экономить их для автографов и фотографий после выступлений.

— В таком случае что возвращает вам силы?

— Как ни странно, музыка.

№1 (418)



    Реклама

    Интервью с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Кобылкиным

    В XXI веке богатство России будет прирастать Арктикой

    Время упущено? Пока никто не повторил наш опыт

    «Звезды Арбата» - единственный в премиальном классе комплекс апартаментов в России, где сервисные услуги осуществляет крупнейший мировой гостиничный оператор компания Marriott International


    Реклама