Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Дом, который построил Табаков

2017
предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Этой весной Московский театр под руководством Олега Табакова, известный всем под именем «Табакерка», отметил тридцатилетие. Театр, начавший свою историю во времена расцвета режиссерского театра, сделал ставку на актера – и стал одной из самых авангардных трупп Москвы. Все тридцать лет «Табакерка» – пример театра-дома, идеал модели театра, об успехе и возможности существования которой сегодня все чаще ведутся разговоры. «РР» попросил четырех актрис Театра Табакова рассказать о том, как быть частью современного театра-дома.

Марина Зудина

Окончила ГИТИС им Луначарского в 1986 году (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева). С 1987 года – в труппе «Табакерки».

Про начало работы

Ни о каком другом театре я не думала. И хотя к окончанию учебы я уже достаточно много снималась и понимала, что если что, у меня есть кино, была безусловная юношеская вера в этот театр, в то, что у нас все получится. Возможно, здесь свою роль сыграл и оптимизм Олега Павловича. Поэтому мы не анализировали шансы на успех, а просто очень много работали. Если и сомневались, то по поводу того, насколько каждый интересен на сцене, насколько у нас вместе что-то получается. Но вообще сомнения ведь в принципе сопровождают тебя с момента поступления, все время приходится сдавать экзамены: возьмут – не возьмут, отчислят – не отчислят. Понятно, что не все равнозначны в степени одаренности, или в степени трудолюбия. В результате, конечно, не все, кто учились со мной в Мастерской, вошли в состав театра. Но большая часть вошла. Позже к нам присоединились ученики первого выпуска.

Про метод Табакова

Олег Павлович относится к МХАТовской школе, и методология строится на вере в предлагаемые обстоятельства. Олег Павлович всегда обращает внимание на энергоемкость артиста, на то, как человек обладает внутренними ресурсами, насколько он способен энергетически «покрыть» собою пространство – это важно в большей степени в театре, чем в кино. Сам Олег Павлович – светлый и жизнелюбивый человек, и в свои студии он интуитивно подбирал людей с схожим ощущением жизни. Лучших учеников Олега Павловича можно узнавать по энергетике. Все ученики Табакова – одной группы крови, мы обучены одинаково, для нас одни и те же вещи являются основополагающими, у нас единой ощущение профессии, поэтому нам легко находить общий язык.

Про манифесты

Никаких манифестов мы не писали. Но был некий набор внутренних правил. А поскольку у нас всегда было доверие к Олегу Павловичу – и как к интеллигентному, благородному, любящему свое дело, человеку, и как к режиссеру, эти правила сомнению не подвергались. Но основано все с самого начала было на доверии и любви.

Про большой МХТ и камерную «Табакерку»

«Табакерку» уже нельзя в полной мере считать маленьким, камерным театром: есть сцена на Сухаревской, там почти четыреста мест. Много режиссеров, которые ставили в обоих театрах, - Константин Богомолов, Евгений Писарев, Адольф Шапиро, Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис…

Разница между МХТ и «Табакеркой», мне кажется, в том, что тут сильнее ощущение одной команды потому, что здесь работают или ученики Олега Павловича, или ученики учеников Олега Павловича. А вот атмосфера и в МХТ, и в «Табакерке» похожа. И там, и там работают доброжелательные позитивные люди. Возможно это потому, что руководит обоими театрами Олег Табаков, умеющий создавать эту атмосферу вокруг себя. И его аура, его личностное начало распространяется на оба пространства. Вообще я думаю, что если театром руководит светлый человек, который не завидует успеху других и не любит склоки и интриги, – в театре будет все хорошо.

Про главные спектакли и роли

Мне трудно выбрать какой-то один спектакль, потому что три десятка лет – это слишком длинный путь для того, чтобы выбрать что-то одно. Было очень много ярких и сильных работ. Важными были и «Комната смеха» Гинкаса, и «Бумбараш», и «Смертельный номер» - история театра немыслима без этих спектаклей. Но если все-таки попробовать что-то выбрать, то выделю «Матросскую Тишину», потому что эта история имеет продолжение.

Похожая история и с ролями: когда работаешь пять лет, еще можешь, наверно, выбирать, а когда работаешь тридцать, уже сложнее. Есть разные этапы жизни и разные роли. Мне дорога моя первая характерная роль в «На всякого мудреца довольно простоты», потому что это был новый шаг в профессии. Олег Павлович сомневался, давать мне эту роль или нет, и после того, как эта роль получилась, я стала играть характерные роли. По каким-то личным ощущениям важна была роль в «Старом квартале» Уильямса, а из последних – Аркадина, опять же, в силу зрелости и каких-то личных ощущений.

Марина Зудина служит в Театре под руководством Олега Табакова с момента выпуска из ГИТИСа 057_rusrep_09-3.jpg предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова
Марина Зудина служит в Театре под руководством Олега Табакова с момента выпуска из ГИТИСа
предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Про театр-дом

Мне кажется, что близость людей в актерской профессии определяется доверием друг к другу и талантом. Если человек талантлив, ни возраст, ни статус не имеют значения, ты общаешься с ним на равных. Все равно есть некий внутренний отбор. Этот отбор может годами происходить. Я не верю в слова вроде «А давайте жить дружно». Да, априори общение должно быть доброжелательным, надо жить, соблюдая этические нормы. Но все равно по-настоящему людей объединяет работа, и сближаются люди через работу. С кем больше работаешь, с тем и отношения ближе. Можно даже особенно не общаться, но выйти вместе на сцену – и все станет понятно.

Про театр дома

Серьезные профессиональные разговоры я чаще всего веду с режиссером, с которым репетирую, и с партнерами. С Олегом Павловичем я могу делиться просто какими-то общими ощущениями. Если бы мы репетировали сейчас что-то, то тогда бы говорили в большей степени, а сейчас можем просто перекинуться двумя словами. А можем и не перекинуться. Моратория на то, чтобы что-то обсуждать или не обсуждать у нас нет. Но у нас ощущения бывают настолько схожи, что часто и говорить ничего не надо. Когда люди понимают друг друга, что-то даже не проговаривается, а просто одинаково ощущается. Мы умеем и молчать друг с другом – это очень важно.

Яна Сексте

Окончила Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова и Михаила Лобанова) в 2002 году. Играла в Рижском русском театре. С 2005 года – в труппе «Табакерки».

Про удачу

Я даже не мечтала учиться в Москве: была уверена, что это невозможно. Наверно, я просто очень удачливый человек, иначе как объяснить, что в год, когда я поступала, в Школе-студии МХАТ набирал курс Олег Павлович, и половина этого курса должна была быть набрана для Риги? Мне до сих пор это кажется божьим провидением. За наше обучение платил один из латвийских банков, и после завершения обучения мы обязаны были отработать в Рижском театре три года. Сначала это было крушением всех мечт и надежд: казалось, что жизнь закончилась. Но оказалось, что это лучшее, что могло произойти со мной, совсем юной актрисой после получения диплома, - попасть в театр, где тебя ждут и дают работу.

Про Москву

Когда я уезжала в Ригу, Олег Павлович пообещал взять меня в театр через три года – если я не выйду замуж и не буду очень много говорить по-латышски. «А сейчас собирай манатки и уезжай, иначе это будет неблагодарностью», - сказал напоследок. И когда заканчивался контракт в Риге, я трясущимися руками взяла телефон и позвонила Олегу Павловичу: «Вот, я у вас училась…» Он засмеялся: «Ну давай рассказывай, а то я не помню». Говорю: «Я хочу у вас работать». Он отвечает: «Значит, ты работаешь у меня. Звони в театр, оформляйся. Послезавтра жду тебя на репетиции». – «Олег Павлович, я не могу послезавтра, у меня послезавтра спектакль дневной, детский!» – «И кого ты играешь?» – «Верочку, самую красивую девочку во дворе!» - «Ну приезжай послепослезавтра!»

Про начало работы

Я очень сильно привязываюсь к людям и к месту. И уезжать из Риги, где были довольно внятные и радужные перспективы, чтобы начать все с нуля, было тяжело. Но я пришла на первый сбор труппы Табакерки и вдруг почувствовала, что меня там как будто ждали. Возможно, потому, что большая часть труппы – ученики Олега Павловича. Кстати, сначала меня хотели брать в МХТ им. А.П. Чехова. Это была такая трагедия! Я помню, как звонила своему педагогу Наталье Дмитриевне Журавлевой, актрисе «Табакерки», и ревела в трубку. Хорошо, что мне хватило ума тогда не сказать, что я не хочу в МХТ. А потом я начала репетировать, меня ввели в «Дядю Ваню» и как-то этот вопрос перерешили. Но, кстати, даже играя в спектаклях МХТ, я все равно ощущаю себя актрисой «Табакерки».

Про любимую роль

То ли бог меня так любит, то ли за это все еще придется когда-то платить, но «Табакерка» – тот случай, где все очень счастливо складывается. И когда спрашивают про любимую роль, я никогда не могу ответить. Это как-то пафосно звучит, но мне очень везло и с режиссерами, и с ролями. Каждый спектакль Карбаускиса – такое чудо, что не можешь поверить, что ты в этом чуде участвуешь. Константин Богомолов репетирует жестко и даже жестоко, но конечный результат оправдывает весь путь к нему. Поэтому я в этом плане очень, очень счастливая.

Яна Сексте известна не только как актриса, но и как Доктор Янка, один из создателей социального проекта «Доктор Клоун» 057_rusrep_09-2.jpg предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова
Яна Сексте известна не только как актриса, но и как Доктор Янка, один из создателей социального проекта «Доктор Клоун»
предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Про театр-дом

Сейчас как-то даже неприлично считается говорить, что считаешь театр домом. Некоторые даже стыдятся этого, считают, что эта модель фальшива, что она себя изжила. А у нас действительно театр-дом. Со всеми своими большими радостями и горестями я приходила в театр и знала точно, есть люди, которые меня поддержат. Конечно, были и конфликты, и проблемы, разные периоды были. Но всегда я ощущала театр домом. И не стыжусь этого – это самое главное.

Про мечту

У меня есть даже не мечта, а пожелание. Чтобы Олег Павлович был как можно дольше здоров. Наш театр, да и МХТ, думаю, очень от него зависит – от его состояния здоровья, его настроения, его веры в нас. Мы во многом на этом держимся. Вот такая простая мечта.

Аня Чиповская

Окончила Школу-студию МХАТ в 2009 году (курс Константина Райкина). С третьего курса играла на сцене МХТ им. А.П. Чехова, с четвертого – Театра под руководством Олега Табакова. С 2009 года – в труппе «Табакерки».

Про выбор театра

Когда я закончила учебу, меня пригласили и в МХТ, и в «Табакерку». Но с четвертого курса я хотела работать именно в Театре Табакова, пришла вводиться в спектакль «Женитьба Белугина» и с первой секунды почувствовала, насколько это мое место.

Я училась в мастерской Константина Райкина, но Константин Аркадьевич сам многому научился у Олега Павловича и преподавал у первых табакерковцев. Так что сложностей с поиском общего языка в театре у меня не было. Гораздо сложнее было понять, как работает Костя Богомолов, с которым я начала работать практически сразу после окончания Школы-студии. Поначалу было очень трудно принять его подход.

Про маленькие роли

Театр – настоящее волшебство, живое искусство, которое происходит здесь и сейчас. И только в театре актёр может развиваться и совершенствоваться. Особенно при современном уровне драматургии в кино. Например, в случае с Сонеткой (роль в «Катерине Ильвовне», майской премьере «Табакерки», где Аня появляется на сцене в последние 15 минут спектакля. – «РР») мне было интересно вновь поработать с Аллой Сигаловой, у которой я училась в школе-студии МХАТ. Сигалова – мастер, который заставляет тебя доставать из себя вещи, о существовании которых ты, возможно, не подозревал. Ну и потом нет ничего сложнее небольшой роли. Когда ты три часа не выходишь со сцены, у тебя есть масса времени и возможностей, чтобы рассказать историю. Если что-то пошло не так – всегда можно все исправить. Но если ты выходишь ровно на 10-15 минут, то у тебя нет права на ошибку. Это единственный шанс.

Аня Чиповская считает, что нет ничего сложнее небольшой роли в театре 058_rusrep_09-1.jpg предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова
Аня Чиповская считает, что нет ничего сложнее небольшой роли в театре
предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Про Дашу Булавину (роль в телесериале «Хождение по мукам»)

Всё оставляет в нас след: любое событие, любая мелочь. Это обязательно потом отражается в ролях, и ты оставляешь что-то своё в героинях, и они в тебе. Мне кажется, это неизбежный процесс. Однако, Даша не похожа ни на одну из моих театральных героинь. Несмотря на свою хрупкость, она невероятно сильный человек, способный пережить очень и очень многое. Пройти сквозь огонь и воду, сохраняя при этом достоинство, человеческое лицо. Мне кажется, она женщина в самом лучшем, в самом земном смысле слова. Она витальна, как природа. Даша напоминает мне чем-то мою бабушку. Такие женщины – редкость.

Юлиана Гребе

Окончила Московскую Театральную школу Олега Табакова в 2016 году. С этого же года – в труппе «Табакерки». Играет в Нину в спектакле «Мадонна с цветком» и Миранду в «Буря. Вариации».

Про поступление в театральную школу Олега Табакова

О первом наборе в школу я узнала случайно и не придала этой информации особого значения. Потом про эту школу рассказала мне мой педагог в театральной студии и целый год намекала-намекала, а потом прямо спросила: «Ну так будешь поступать?» И у меня вдруг сработал азарт. Отборочные туры проходили в Саратове, а я жила в Энгельсе, это в трех километрах. Из большого количества претендентов отобрали девятерых для поездки в Москву. Я там прошла все туры неожиданно для всех: на поступлении многие прямо искрились и сверкали, а я просто сидела в уголке и тихо все сама с собой повторяла. Когда назвали мою фамилию, по толпе прокатилось: «А кто это?»

Про правила школы

Всего на курс поступило 24 человека, а до финала дошли 17. Поступали мы еще несовершеннолетними, поэтому за нами очень строго следили воспитатели и педагоги. Когда исполнилось 18, стало попроще, но все равно все четыре года у нас был, например, комендантский час. Мы должны были появляться в общежитии не позже 22.00 и ложиться спать не позже 23.00. Если хотелось сходить на спектакль, который заканчивается позже, нужно было официально отпрашиваться. После совершеннолетия мы уже могли отпрашиваться на ночевки у друзей или родственников, но их тоже надо было согласовывать. Конечно, у нас были запреты на употребление алкоголя, курение. За нарушения отчисляли. Мне сейчас кажется, что это было очень все правильно: если бы с нами не были строгими, мы бы не были подготовлены к жизни после выпуска. Потому что в школе все равно нас кормили, за нами убирали, стирали. Несмотря на все правила, школа – это теплица, с реальностью ты сталкиваешься уже после выпуска. И тут-то к строгости и начинаешь испытывать благодарность.

Про Табакова

Впервые Олега Павловича я увидела в Москве, во время поступления в колледж. Сейчас почему-то вспоминаю, как он ел черешню. На нашем курсе Олег Павлович проводил творческие вечера и встречи. Это было очень важно, потому что один такой разговор может изменить твою судьбу. Педагоги говорили нам, что всегда надо оставаться человеком. И вот все истории об Олеге Павловиче – про это и об этом. Он всегда открыт, он никогда от тебя не отвернется, придешь ли ты за советом или просьбой – ты всегда получишь ответ. Это дорогого стоит.

Юлиана Гребе и Денис Парамонов в спектакле Олега Табакова «Матросская Тишина» 059_rusrep_09-1.jpg предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова
Юлиана Гребе и Денис Парамонов в спектакле Олега Табакова «Матросская Тишина»
предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Про «Мадонну с цветком»

Режиссер Александр Марин долго искал актрису для этой роли. И Олег Павлович ему сказал, что в школе есть девочка. Я тогда училась на третьем курсе, мне было 17 лет. И когда в школу позвонил директор театра и позвал меня на разговор, я очень испугалась. Прибегаю, а он мне дает роман: «Прочитай, потом скажешь свое мнение». За две ночи я все прочитала, звоню, а он отвечает: ну хорошо, до свиданья. И – тишина. А потом зовут в театр на встречу с Александром Мариным. Александр из тех редких людей, которые раскрывают тебя на первой встрече, я ему сразу рассказала какие-то личные вещи, которые не могла рассказать даже близким друзьям.

Про работу и мечту

Однажды педагог по сценической речи спросила у нас про мечту, и я говорю: «Конечно, работать в Театре Табакова», и все вокруг захихикали. А мне так обидно стало! Ну что в этом смешного? Это было моей главной мечтой с момента поступления.

«Мадонну с цветком» выпустили, когда я училась на третьем курсе. Потом перед летними каникулами мне вдруг позвонили и сказали, что меня утвердили на роль Миранды в «Буре» Шекспира. Две роли подряд – это такой подарок для студентки! Но все равно внутренне я чувствовала какой-то момент неопределенности, до последнего думала, что не надо обольщаться, надо еще больше стараться. И когда меня взяли в стажерскую группу, я была абсолютно счастлива. Оказалось, что я не прогадала со своим желанием. Потому что «Табакерка» – это на самом деле театр-дом, истории про злых и завистливых актеров – точно не про «Табакерку».

Про театр-дом

Конечно, когда мы готовили капустник к юбилею театра, было чувство, что это пока не совсем мой праздник. Но когда на юбилее, на открытии новой сцены, стали показывать видео с капустника, и там я увидела себя, то вдруг почувствовала, что я тоже – часть этого всего, что это – и мой дом. И аж слезы навернулись от счастья.

Справка «РР»:
История «Табакерки» начинается со студии во Дворце пионеров им. Н. Крупской, или Бауманском дворце пионеров на Чистых прудах. Там осенью 1974 года, отсмотрев три с половиной тысячи 14- и 15-летних подростков, Олег Табаков оставил сорок девять детей, которые стали учиться по системе, близкой к вузовской. Через два года восемь учеников Олег Табаков позовет на свой первый курс в ГИТИСе. 29 октября 1978 года в подвале жилого дома на улице Чаплыгина они сыграют спектакль по пьесе Алексея Казанцева «…И с весной я вернусь к тебе…». Но в 1980 году труппе придется разойтись по театрам после того, как власти не дадут согласие на открытие нового, уже фактически существующего, театра. В 1981 году Олег Табаков снова набирает курс в ГИТИСе. К преподаванию подключаются прошлые ученики. В декабре 1986-го в министерском реестре государственных театров, наконец, появляется запись об образовании очередного учреждения культуры — «Московского театра-студии п/р О. Табакова». 1 марта 1987 года театр-студия официально открывается спектаклем «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». В августе 2008 года распоряжением правительства Москвы создан колледж – «Московская Театральная школа Олега Табакова», начавший обучение первых студентов 1 сентября 2010 года. В 2009-м при «Табакерке» открываются «Мастерские» - художественно-производственный комбинат, который с 2010 года производит декорации, реквизит и костюмы не только для «Табакерки», но и для многих других театров, в числе которых – Михайловский, «Гоголь-центр», «Мастерская Петра Фоменко», Театр им. А.С. Пушкина, Театр Наций и т.д. В 2016 году открылась «Сцена на Сухаревской» – большое современное пространство, вмещающее до 400 зрителей.
№9 (426)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама