Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Культура

Театр

2017

Старик, море и театральные фестивали

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Представьте только: огромная сцена Театра имени Вахтангова (глубина – около 20 метров). Пустая – только вздымается, то поднимаясь под колосники, то спускаясь вниз голубые завеси, море. На этой сцене выцветшие стул и стол с кружкой пива. За столом великая Алла Демидова. Она начинает читать «Старика и море» Хемингуэя – и мир большой стихии, опасных акул, огромной рыбы с хвостом-мечом становится физически осязаемым, он плещется морем и ощущается на языке каплей пива. Пытаться описать силу магии обладания зрителем, которую демонстрируют Демидова и режиссер спектакля, великий Анатолий Васильев,  можно с тем же успехом, что и рассказывать слепому, как выглядят море и небо.

Спектакль – событие еще и потому, что это первая работа  Васильева в России за последние 11 лет. Сертифицированный театральный волшебник и маг, виртуоз психологического театра, пришедший к театру ритуальному и мистическому, создал «Школу драматического искусства»,  но  после конфликта с московскими властями уехал во Францию  и в России больше не работает. Международному Чеховскому фестивалю удалось невозможное:  Васильев приехал и поставил спектакль с Демидовой.  В афише Чеховского  было четыре показа «Старика и моря» - и теперь те, кто не купил билеты сильно заранее и те, кто купил, но хочет увидеть эту магию еще, не могут поверить: «Неужели это все?!»

К сожалению,  невозможность повторения – обычная судьба  для спектакля, который создается для фестиваля или привозится фестивалем. Театральный фестиваль – квинтэссенция театра,  вещь вообще ужасно дорогая и эфемерная. Осень – время театральных фестивалей. В Петербурге  начался «Балтийский дом», в Москве заканчивается «Соло» и стартует фестиваль-школа современного искусства «Территория». Большую часть ее программы совершенно точно не получится больше увидеть. На половину билеты уже не купить. Но на другую еще вполне. В этой подборке, собственно, то, что точно не повторится и то, что еще реально увидеть без помощи перекупщиков и слез в соцсетях вроде «помогите» и «ну почему же я это пропустил» у типичных театралов.

P.S. Кстати, как этот самый типичный театрал на «Старика и море» я попала чудом, в последний день. Конечно, я надеюсь, что спектакль Чеховского фестиваля все-таки будет жить.  Но готовлюсь увидеть на осенних театральных фестивалях примерно все, пока дают.

Новый мир

 079_rusrep_18-2.jpg

Модератор – Константин Богомолов 13-15 октября

Москва, Новое пространство Театра Наций

«Новый мир»   - совместный проект фестиваля «Территория»  и  немецкого фестиваля «Нордвинд». Серию театрализованных дискуссий из  трех частей («Ярмарка милосердия», «Рынок страхов» и «Магазин идей») объединяет понятие свободного рынка как универсального способа обмена – не только товарами и услугами, но и идеями, эмоциями, мировоззрением.  «Новый мир»   - это не спектакли,  хотя авторы предусмотрели элементы шоу и театральности, и не традиционные обсуждения. В «Ярмарке милосердия» участие принимают актриса и благотворитель Юлия Пересильд и  режиссер, продюсер, художественный руководитель Оперной деревни «Африка» Моусcа Савадого.  В «Рынке страхов» - художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов и известный немецкий журналист, автор книг о политике Кристоф Твикель. А в «Магазине идей» -  композитор Сергей Невский и режиссер, один из основателей театральной команды Rimini Protokoll Штефан Кэги. 

Для людей, для интеллектуалов

Наследие. Комнаты без людей

 079_rusrep_18-3.jpg

Режиссер – Штефан Кэги (компания «Rimini Protokoll»)

Москва. Винзавод. Цех Белого 17-22 октября 

Сценическая инсталляция, за создание которой отвечали несколько европейских театров (премьера прошла в швейцарском «Види-Лозанн») и главные герои европейского постдраматического театра, немецкая компания «Римини Протокол»,  предлагает размышление о смерти и приготовлениях к уходу в иной мир.  Целых два года постановочная группа колесила по Швейцарии, стране с потрясающей продолжительностью жизни и массой узаконенных способов ухода из нее, где общались с  врачами, сотрудниками похоронных бюро, юристами, сотрудниками домов престарелых и священниками. Результаты этого путешествия – в восьми комнатах, посвященных восьми историям отношений со смертью.

Для любителей острых ощущений, для людей

«Все, что со мной рядом»

 079_rusrep_18-7.jpg

Режиссер – Фернандо Рубио

Москва, Музей современного искусства (ММОМА на Петровке) 21-24 октября

Фернандо Рубио – известный аргентинский режиссёр, драматург и визуальный художник, создатель компании «Интимный странствующий театр».  Зрителям фестиваля «Территория» аргентинец предложит лечь в постель к незнакомке  (это не шутка). Рубио, изучающий понятия личных границ, приличий и психологически комфортного расстояния, укладывает в одну постель двух незнакомых людей и возвращает участников своего спектакля в детство. Кстати,  помогут ему в этом восемь красавиц-актрис, которых в Москве зритель мог видеть на самых разных сценах: МХТ им А.П. Чехова, Студии театрального искусства Сергея Женовача, Центре им. Мейерхольда, Театра Наций…

Для романтиков, для интеллектуалов

«Война и мир»

 079_rusrep_18-8.jpg

Режиссер – команда «Гоб Сквод»

Москва, Центр им Мейерхольда 20-21 октября

Театральная компания «Гоб Сквод» появилась в Великобритании в начале девяностых, но сейчас в основном базируется в Берлине. Гоб Сквод, где нет разделения на актеров и режиссеров, а все работы – плод совместного творчества, побывали с гастролями на всех континентах, кроме Антарктиды.  Тем не менее, в России «Гоб Сквод» - впервые. Зрителю «Территории» одни из главных хулиганов европейского театра предложат историческое дефиле по Толстому, в котором на одной сцене встретятся Владимир Ленин и Мэрилин Монро, современные политики и гости салона Шерер в нелепых костюмах. Обещают, что  с помощью зрителей многостраничная эпопея превратится в видеоперформанс, где  каждый сможет стать одним из героев романа.

Для желающих поржать

№18 (435)



    Реклама



    Реклама