Фильмы

Афиша
Москва, 25.02.2019
«Русский репортер» №3 (467)

И все чаще тревожит отец

Дмитрий Карпюк, кинообозреватель «РР»

Марк (Алексей Серебряков), непризнанный художник за 50, живет в Израиле, где плетет фигуры из веревок и жалуется на швейную иглу в черепе, которой, как он считает, его хотела убить собственная мать. Его эгоцентричный отец-тиран Виктор (Даниэль Ольбрыхский), всемирно известный дирижер с трясущимися руками, проживает в Риге с поклонницей-сиделкой (Елена Коренева) и называет сына то ничтожеством, то детским прозвищем «Птицын». Впрочем, Марк не отстает и величает пращура исключительно «Ваше Величество». Они ругаются, скандалят и, кажется, ненавидят друг друга, но когда у отца начинается старческая деменция, сын понимает, что не может его оставить. Очень личная картина Сергея Ливнева основана на его непростых отношениях с собственной матерью, знаменитым режиссером-документалистом Мариной Голдовской. Подходящую актрису на главную женскую роль он так и не нашел, но, может, это и к лучшему — Ольбрыхский, работавший с Вайдой, Лелушем и Шлёндорфом, блестяще сыграл эгоцентричного, жалкого и трогательного семейного деспота.

С Серебряковым Ливнев встречается уже не первый раз. В 90-х он снял актера в хулиганском «Серпе и молоте», где тот менял пол, а в 2010-м — выступил продюсером «ПираМММиды», где Серебряков перевоплотился в основателя АО «МММ» Сергея Мавроди. В «Ван Гогах» артист предстает в несколько непривычном амплуа одинокого, мнительного и интеллигентного человека, в котором нет ничего от надрывных образов из «Левиафана» и «Груза 200». Его дуэт с Ольбрыхским — главное украшение этой лиричной, но лишенной приторности драмы про вечные конфликты отцов и сыновей, про умение прощать и про то, что жизнь может пролететь впустую, а ты этого и не заметишь. Впрочем, в фильме вообще нет слабых актерских работ. Наталья Негода, Полина Агуреева, Сергей Дрейден, Светлана Немоляева — все они психологически точны и убедительны в небольших, но глубоких ролях. Отдельно хочется отметить старания гениального оператора Юрия Клименко, работавшего с Кирой Муратовой, Сергеем Соловьевым, Рустамом Хамдамовым и Алексеем Германом — его мягкая цветовая гамма придает картине флер условности и ирреальности, делает мизансцены почти театральными, но не отвлекает от сюжета. Да, и раз уж зашла речь о сюжете, впору задаться вопросом: причем здесь Ван Гоги? Чтобы это понять, придется досмотреть фильм до конца. А потом позвонить родителям.

Частная война

Режиссер Мэтт Хейнеман

 076_rusrep_03-1.jpg

Экранизация статьи в Vanity Fair, реальная история британского репортера Мэри Колвин, посвятившей всю свою жизнь репортажам из горячих точек и погибшей в Сирии в 2012 году. Во многом фильм похож на типовые байопики с пунктирным сюжетом, где факты из Википедии соседствуют с драматичными сценами под струнную музыку. Вот Мэри (Розамунд Пайк) берет интервью у Каддафи, вот страдает от кошмаров и много пьет, вот ругается с редактором (замечательный Том Холландер), а вот плещется в ванной с интересным мужчиной Тони (Стэнли Туччи), квартира которого похожа на «мечту Патрика Бейтмана» из «Американского психопата». Однако актерский талант Пайк позволяет закрыть глаза на некоторую клишированность сценария, а явное влияние Кэтрин Бигелоу только идет фильму на пользу.

Для людей

Для интеллектуалов

Юморист

Режиссер Михаил Идов

 076_rusrep_03-3.jpg

1984 год. Вымышленный эстрадный юморист Борис Аркадьев, он же Аронзон (Алексей Агранович) много пьет, ерничает по поводу своей национальности, спит с поклонницей (Полина Ауг), ругается с сыном и женой (Алиса Хазанова) и часто задумывается о том, как сложилась его жизнь. Ведь мог же стать писателем «минимум уровня Аверченко и Тэффи», а вместо этого приходится читать давно осточертевший монолог про обезьянку — то зрителям в Юрмале, то космонавтам на земной орбите, то в бане кагэбэшникам и военным. Режиссерский дебют Михаила Идова (сценарий «Лета» Серебренникова) с песней рэпера Фейса на финальных титрах хорош остроумными деталями и диалогами, игрой Аграновича и симпатичной цветокоррекцией. Вот только вампиловская по духу драма о кризисе среднего возраста к середине превращается в притчу о взаимоотношениях художника и власти. Увы, в качестве плевка в лицо «вежливым людям», тогда еще не разрешавшим шутить про Ильича, кино не работает и иногда граничит с пошлостью — как «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, еще один фильм про творческого человека ушедшей эпохи, вынужденного идти на компромисс с органами.

Для людей

Наркокурьер

Режиссер Клинт Иствуд

 076_rusrep_03-2.jpg

Еще один старик, поставивший дело превыше семьи, но все же попытавшийся исправить ситуацию — на этот раз в исполнении прекрасного Клинта Иствуда. «Наркокурьер» основан на реальной истории благообразного дедушки Лео Шарпа, перевозившего для мексиканских картелей кокаин сотнями килограммов. Сценарист Ник Шенк поменял имя героя на Эрла Стоуна, но суть истории оставил неизменной. Стоун очень напоминает персонажа Иствуда из «Гран Торино», написанного тем же сценаристом; разве что откровенный расизм уступил место неполиткорректным словам типа «негр», а ненависть к новому миру выражается в недоверии к интернету и эсэмэскам. Вечный «Человек без имени» вообще-то зарекался сниматься в кино, но такому нарушению обещания нельзя не порадоваться — в конце концов, когда еще вы увидите 88-летнего Иствуда в постели с двумя голыми девицами?

Для любителей острых ощущений

Шедевр

Режиссер Гастон Дюпра

 076_rusrep_03-4.jpg

Художник Ренцо — склочный, желчный и вышедший из моды старик, который не может, да и не желает продать проклятым капиталистам-толстосумам ни одной своей картины. Артуро — успешный владелец галереи в Буэнос-Айресе, который всячески пытается Ренцо помочь, но всякий раз сталкивается с его самодурством. Самое удивительное, что они дружат уже много лет, несмотря на отвратительный характер живописца. Однажды Ренцо попадает под машину и оказывается в больнице, где к нему медленно возвращается память. Тогда-то у Артуро и рождается идея гениального мошенничества на тему «все любят тебя, когда ты мертвый». Не совсем понятно, что именно хотел снять аргентинец Дюпра — для сатиры на мир искусства в духе недавней малоудачной «Бархатной бензопилы» получилось недостаточно зло, для комедии про стариков-разбойников — не особенно смешно. Пожалуй, фильм годится разве что в качестве признания в любви Буэнос-Айресу.

Для людей

Для желающих поржать

У партнеров

    Реклама