Алтайские вагоны соберут в Иране

Экономика и финансы
Москва, 06.10.2003
«Эксперт Сибирь» №9 (9)
Алтайский вагоностроительный холдинг восстанавливает разрушенные заводы у себя в крае и намерен построить крупное производство в Иране. При этом руководители холдинга считают риски подобной экспансии минимальными

Новое сталеплавильное производство мощностью 56 тыс. тонн в год ОАО "Алтайвагон"запустило 18 сентября этого года. Начало оно свою работу на базе восстановленных мощностей Рубцовского завода запасных частей. Запуск завода, входящего в вагоностроительный холдинг, - пожалуй, первый на Алтае случай реанимации полностью уничтоженного в 90-е гг. предприятия тяжелой промышленности.

Ситуация на рынке

По данным маркетологов "Алтайвагона", в последние годы на российском рынке наблюдается всплеск спроса на новые железнодорожные вагоны. Это вызвано тем, что не обновлявшийся последнее десятилетие вагонный парк России пришел сейчас в такое состояние, что ремонтировать дальше его невыгодно, дешевле купить новые вагоны.

Сегодня портфель заказов российских вагоностроительных заводов переполнен - так, "Алтайвагон" с начала 2003 года по ряду позиций, в особенности - по железнодорожным цистернам, не смог взять все заказы, которые предлагали покупатели вагонов.

Основной продукцией созданного в 1927 году "Алтайвагона" являются крытые цельнометаллические вагоны, полувагоны (глуходонные и специализированные), вагоны-цистерны для светлых, вязких нефтепродуктов и улучшенной серной кислоты, вагоны-платформы универсальные и специализированные, а также весоповерочный вагон. Этой продукции сегодня катастрофически не хватает для "задышавшей" российской промышленности. И главное, конкуренцию "Алтайвагону" всерьез в России вряд ли кто может составить.

По предварительным прогнозам, доля алтайских вагоностроителей на общероссийском рынке в 2003 году составляет по крытым вагонам - 100%, по полувагонам - 10-25%, по цистернам - 12-25%, по платформам - 50-60%. В целом, сегодня на Алтае производится около четверти российских вагонов.

Из-за нехватки собственных мощностей "Алтайвагон" вынужден был размещать заказы на других предприятиях, выстраивая субподрядное поле. На днях, например, барнаульское ОАО "Сибэнергомаш" отметило изготовление тысячного в этом году котла-цистерны для железнодорожных цистерн "Алтайвагона". Создание субподрядного поля, передача собственных заказов другим предприятиям вместе с частью прибыли и натолкнуло, скорее всего, руководство "Алтайвагона" на мысли о рыночной экспансии.

Наука слияний и поглощений

Иногда часть вовлеченных в орбиту "Алтайвагона" заводов становилась партнерами вагоностроительного холдинга, а некоторые поглощались им с последующим переоборудованием и перепрофилированием.

Вопрос о возникновении иранского проекта возник у нас не случайно - периодически к нам обращаются финансово-промышленные группы, желающие развернуть на своей базе вагонное производство. Кое-кому нам приходится отказывать - "Алтайвагон" не хотел бы, чтобы с его помощью возникло крупное вагонное производство, ориентирующееся на те же рынки сбыты, что и мы сами. Поэтому когда ряд представителей иранского бизнеса в июле 2003 года вышли на нас с предложением построить завод в Иране, мы с большим интересом отнеслись к этому предложению - рынок Ближнего и Среднего Востока достаточно емок, и практически не является конкурирующим с тем, на котором мы работаем сейчас.

Предложения возникли со стороны финансово-промышленной группы, расположенной в Тегеране и контролирующей там ряд производств муниципальной техники.

Ее название - RailRoyan Co. По соглашению, данная компания является Агентом ОАО "Алтайвагон" в Иране. По наведенным нами справкам, финансовое положение и промышленные позиции иранцев показались нам заслуживающими серьезного отношения.

Предварительно производство предполагается развернуть на производственной площадке в городе Тегеран. Компания имеет заказ от Департамента грузовых вагонов железных дорог Ирана на производство грузовых железнодорожных вагонов.

Важным представляется и география и возможности рынка сбыта - нам видится, что потенциальным рынком сбыта может явиться не только Иран, но и другие страны Ближнего Востока. В частности, нам представляется, что наиболее пойдут на этом рынке, учитывая большие объемы перевозимых на нем нефтепродуктов, вагоны-цистерны, производство которых успешно нами освоено. По нашим предварительным прикидкам, рынок этого региона способен обеспечить реализацию в год до 2000 вагонов-цистерн, а также до 1500 вагонов прочих типов.

Одно из главных приобретений - Рубцовский завод запасных частей. С апреля по 1 сентября этого года на его реконструкцию было затрачено 214,7 млн рублей, до конца сентября планируется вложить еще 62 млн. Сметная стоимость второй очереди завода, которую планируется ввести в октябре-декабре, - 184 млн рублей. После введения второй очереди завод сможет производить 28 тыс. тонн литья в год (полная плановая мощность предприятия - 56 тыс. тонн в год). Сегодня на заводе действует производство малого литья, залиты формы среднего литья, в 2004 году будет запущено тяжелое литье. Любопытно, что по словам руководителей завода, разборка металлических "джунглей" в заводских развалинах в ходе реконструкции обеспечила потребность завода в сырье для стального литья на 2 года вперед. Предполагается, что с пуском второй очереди завод будет производить продукцию на сумму более чем 600 млн рублей в год.

По словам гендиректора вагонного холдинга Сергея Хачатуряна, на каждый производимый на Алтае вагон необходимо 3,2 тонны стального литья. Мощности Рубцовского завода покрывают потребности алтайских вагоностроителей на 70% (в настоящее время "Алтайвагон" выпускает 160 вагонов в месяц при наличии производственных мощностей на 670 вагонов). Тем не менее, пуск нового завода - это крупный прорыв вперед: до сегодняшнего дня "Алтайвагон" 90% литья покупал на Украине за валюту. И хотя на российском рынке металла вроде бы в избытке, купить специализированное стальное литье практически невозможно.

Сегодня с запуском нового завода вагоностроители на порядок снизили производственные риски, связанные с возможным отсутствием поставок металла.

На себестоимости продукции запуск нового производства тоже отразится как нельзя лучше: если до этого "Алтайвагон" покупал стальное литье по 1080 долларов (без учета перевозки), то теперь одна его тонна обойдется примерно в 670 долларов.

Приехавший на открытие завода губернатор Александр Cуриков сказал, что "предприниматели могут созидать не хуже, чем когда-то это делало государство". Он отметил, что краевые власти готовы активно помогать холдингу в поглощении новых заводов в Рубцовске. В качестве первого на очереди был упомянут Рубцовский машиностроительный завод, призванный взять на себя функцию механообработки вагонного литья.

Наука слияний и поглощений требует включения лоббистских возможностей. У "Алтайвагона" с этим в порядке - холдинг Сергея Хачатуряна считается одним из самых близких к губернатору.

Хачатурян спасет всех

Небывалые для Алтая экономические успехи холдинга Сергея Хачатуряна привели к тому, что власти региона стали рассматривать его как потенциального спасителя всех депрессивных отраслей алтайской экономики, в особенности сельскохозяйственного машиностроения. Обращаясь на открытии завода к Хачатуряну, Александр Суриков отметил, что трэнд, испытываемый российской экономикой в последние годы, позволяет надеяться, что сельскохозяйственное машиностроение на Алтае не умрет. Губернатор призвал наращивать экспансию холдинга в экономику региона. Если правительство России, сказал он, будет разумно регулировать цены на рынке зерна, то все остальные отрасли сельского хозяйства, включая и сельхозмашиностроение, будут развиваться.

Алтай - хорошо, Иран - тоже неплохо

Несмотря на особые условия, которыми промышленная группа Сергея Хачатуряна пользуется в Алтайском крае, она развивает свои проекты и далеко за пределами региона. При этом алтайским вагоностроителям часто приходится отказывать вполне финансово состоятельным структурам, желающим стать их партнерами. Так, по неофициальным данным, ничем закончились переговоры ряда финансовых групп Казахстана о развитии там вагонного производства.

"Алтайвагон" посчитал, что новый мощный завод не более чем в тысяче километров от Новоалтайска окажет негативное влияние на рынок сбыта и неизбежно станет конкурентом.

Альтернатива была найдена на рынке Ближнего Востока. По словам Сергея Хачатуряна, уже подписан ряд документов о развертывании совместного производства вагонов в Иране. Предполагается, что новый завод на 50% будет принадлежать "Алтайвагону" и на 50% - местному капиталу. По оценке Хачатуряна, уровень риска в этом проекте достаточно низок. Хотя риски при развертывании крупных новых производств всегда есть, но в данной ситуации, если в Иране ощущается нехватка вагонов, "то при любом правительстве они их будут производить (с нами или без нас)".

В октябре должны быть согласованы все технические моменты строительства завода, затем специалисты "Алтайвагона" едут для осмотра уже существующих в Иране производственных мощностей, которые предполагается интегрировать в новый завод. "А дальше дело техники, технологические цепочки прописаны, согласованы цены, стоимость оборудования и отчасти бизнес-план", - говорит алтайский магнат. И хотя бюджет работ пока не оглашается, очевидно, что речь идет как минимум о нескольких десятках миллионов долларов.

Сергей Хачатурян, гендиректор ОАО "Алтайвагон"

Сергей ХачатурянВопрос о возникновении иранского проекта возник у нас не случайно - периодически к нам обращаются финансово-промышленные группы, желающие развернуть на своей базе вагонное производство. Кое-кому нам приходится отказывать - "Алтайвагон" не хотел бы, чтобы с его помощью возникло крупное вагонное производство, ориентирующееся на те же рынки сбыты, что и мы сами. Поэтому когда ряд представителей иранского бизнеса в июле 2003 года вышли на нас с предложением построить завод в Иране, мы с большим интересом отнеслись к этому предложению - рынок Ближнего и Среднего Востока достаточно емок, и практически не является конкурирующим с тем, на котором мы работаем сейчас.

Предложения возникли со стороны финансово-промышленной группы, расположенной в Тегеране и контролирующей там ряд производств муниципальной техники.

Ее название - RailRoyan Co. По соглашению, данная компания является Агентом ОАО "Алтайвагон" в Иране. По наведенным нами справкам, финансовое положение и промышленные позиции иранцев показались нам заслуживающими серьезного отношения.

Предварительно производство предполагается развернуть на производственной площадке в городе Тегеран. Компания имеет заказ от Департамента грузовых вагонов железных дорог Ирана на производство грузовых железнодорожных вагонов.

Важным представляется и география и возможности рынка сбыта - нам видится, что потенциальным рынком сбыта может явиться не только Иран, но и другие страны Ближнего Востока. В частности, нам представляется, что наиболее пойдут на этом рынке, учитывая большие объемы перевозимых на нем нефтепродуктов, вагоны-цистерны, производство которых успешно нами освоено. По нашим предварительным прикидкам, рынок этого региона способен обеспечить реализацию в год до 2000 вагонов-цистерн, а также до 1500 вагонов прочих типов.

Объединение "Алтайвагон" начинает формироваться в конце 90-х на базе расположенного в городе-спутнике Барнаула Новоалтайске ОАО "Алтайвагон". Процессы формирования холдинга связываются с получением контроля над его активами Сергеем Хачатуряном (ранее контрольный пакет акций "Алтайвагона" находился под контролем ОАО "Алтай-кокс", деятельностью которого Хачатурян также руководил в течение нескольких лет). Официально структура собственности и оборот компании не оглашаются.

В 2002 году в структуре ОАО "Алтайвагон" создан Рубцовский филиал.

В сентябре 2003 года путем присоединения создан новый филиал на основе ООО "Кемеровохиммаш", на базе которого предполагается развернуть изготовление котлов для вагонов-цистерн.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №9 (9) 6 октября 2003
    Новации
    Содержание:
    Кадры снова решают все

    Комментарий редакции

    Новость номера
    Реклама