По последним заявлениям российских политиков и бизнесменов о строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" можно судить: труба будет построена несмотря на противодействие властей некоторых сибирских территорий, поддающихся на заявления экологов о всевозможных нарушениях законодательства и согласованных процедур.
Оставим обсуждение вопросов об экологической безопасности эксплуатации трубы и перейдем к экономическому и политическому обсуждению уже практически строящегося нефтепровода. Проект осуществляет государственная компания "Транснефть", а значит, ответственность и за экономику проекта, и за экологию несет государство. Бизнес, по сути, остался не у дел. Впрочем, частные нефтяные компании, разрабатывающие месторождения Восточной Сибири, и будут выступать главными поставщиками сырья. Появление крупных инвестиционных проектов в регионах с государственным участием позволит усилить слабые позиции власти на востоке страны.
Россия может существенно расширить рынок поставок углеводородов за счет большой потребности в нефти у стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Но как долго будет продолжаться рост экономики Китая, который выступает в качестве стратегического потребителя? По прогнозам - 10-15 лет. Дальше - стабилизация. В том числе и поэтому нам требуется диверсификация поставок нефти, разработка инфраструктуры, чтобы не оказаться зажатыми в рынках сбыта. В бухте Перевозная построят нефтеналивной терминал. Важно, что будет выход к океану. А там вези ее, родную, тому, кто покупать станет. Вопрос лишь в том, на какое расстояние, сколько сможем поставить и по каким ценам продать. Все это преследует важную цель - повышение геополитической и экономической значимости России на мировой арене. Причем надолго.
По оценкам, в 2020 году объем добычи нефти в стране может быть увеличен до 520-530 млн тонн в год. Понятно, что точные объемы добычи будут зависеть в первую очередь от внутренних потребностей и от конъюнктуры на мировых рынках. Но уже в течение последних шести месяцев цена на нефть регулярно бьет все рекорды (сейчас она достигла 60 долларов за баррель).
Каковы вообще возможности России остаться крупным поставщиком нефти на мировой рынок? Как сообщил заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин, при текущем уровне добычи страна обеспечена запасами нефти не менее чем на 35-40 лет. Ресурсы, не вовлеченные в освоение, превышают 100 млрд тонн условного топлива. Средняя обеспеченность запасами крупнейших российских нефтедобывающих компаний - не менее 30 лет, у некоторых она достигает 50. Это значительно больше запасов зарубежных корпораций - например, по оценкам, BP Amoco нефти хватит лишь на 10 лет, а Exxon Mobil - на 12.
Анализ динамики добычи и прироста запасов углеводородов показал, что прирост действительно компенсировал добычу лишь на 85%. Основная причина такой ситуации заключается в падении объемов геологоразведочных работ и инвестиций в эту отрасль, с чем Россия столкнулась в 1990-е годы.
Известно, что в 2004 году правительство утвердило Государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) до 2020 года. Если все пройдет гладко и финансирование программы будет осуществляться в полном объеме, то к указанному сроку страна сможет достичь уровня инвестиций в геологоразведку, существовавшего во времена добычи нефти при социалистическом строе. Цифры немалые: общий объем вложений в воспроизводство МСБ в период до 2020 года составит более 2,4 трлн рублей, что позволит сократить разрыв между приростом запасов и добычей. Уже к 2010 году это соотношение должно составить около 90%, а к 2012-му планируется полная компенсация добычи приростом разведанных запасов жидких углеводородов. Баланс между ними рано или поздно наступит, а значит, потребуется системное вовлечение в экономику разведанных ресурсов. Поскольку строительство нефтепровода безусловно повысит инвестиционную привлекательность перспективных участков, которые расположены вдоль него, то готовить инфраструктуру пора уже сейчас. Нефти у нас хватит и на внутреннее потребление, и на экспортные поставки.