Тайны невидимых границ

Русский бизнес
Москва, 13.02.2006
«Эксперт Сибирь» №6 (103)
Бизнес на локальных компьютерных сетях по своей структуре похож на мобильную телефонию. Поле деятельности — все та же сеть, основной источник дохода — абонентская плата и плата за трафик, а в роли клиента — требовательный и капризный абонент

Когда в 2001 году Петр Чернов, инженер по образованию и философ по жизни, решил создать предприятие по предоставлению платных интернет-услуг посредством локальной сети, спрос на них практически отсутствовал. Большинство локальных сетей существовали на энтузиазме и не носили коммерческого характера.

Помешанные на высоких технологиях студенты физфака Новосибирского государственного университета, чтобы соединить свои «машины», прокладывали медный кабель по коридорам университетских общежитий. Другие тянули провода прямо из окон, между квартирами и соседними домами. Так появлялись в новосибирском Академгородке первые локальные сети.

Со временем желающих получить доступ к подобным киберпространствам становилось все больше и больше. Требовалась некая организующая сила, чтобы движение ресурсов не превратилось в хаос. Осознание, что из обмена информацией между пользователями можно извлечь коммерческую выгоду, пришло в тот момент, когда масштабы любительских локальных сетей достигли критической, неуправляемой массы. И постепенно сети начали приобретать оттенок коммерциализации.

Именно в тот момент появился отличный от других, изначально коммерческий проект «Территориальные компьютерные сети Академгородка». Он возник на базе уже существующего предприятия — антенной службы — и с самого начала имел четко сформированную организационную структуру.

«По законам рынка мы направили свое внимание на еще пустующие ниши, — вспоминает Петр Чернов. — И пока наши конкуренты строили сети в микрорайонах, где преимущественно высотные здания, мы сосредоточили усилия на верхней зоне Академгородка, в которой преобладают 4–5-этажные постройки».

Такое решение было рискованным. Дело в том, что для подключения к сети жилого дома требуется собрать «кворум» заявок на подключение. Никто не будет тянуть дорогостоящую волоконно-оптическую магистраль к дому, если доступ хочет получить только один жилец. А поскольку в малоэтажном здании квартир в два–три раза меньше, чем в высотном, то и число потенциальных абонентов на единицу площади ниже. Именно по этой причине некоторые проекты построения локальных сетей в других городах Сибири так и остались только на бумаге.

Но академический городок Новосибирска — это уникальное социально-географическое пространство. Научный центр мирового значения не мог оказаться в стороне от информационных технологий, и дело «Морга» — так в народе прозвали Academ.org — получило ход. Но, едва сеть начала расти, возник ряд проблем технического характера. Строительство сети в домах хрущевской застройки вызывало трудности, так как их коммуникации в стенах не предназначены для большого количества проводов. Приходилось искать более протяженные, обходные пути, в результате росли затраты на прокладку кабеля.

К тому же высокообразованные и юридически подкованные абоненты постоянно выдвигали новые требования и предъявляли претензии к качеству услуг. Уже на начальном этапе, параллельно с оптимизацией технической базы, приходилось шлифовать работу абонентского отдела, сервисного центра, службы технической поддержки. А это тоже требовало немалых финансовых вливаний.

— Петр Алексеевич, складывается впечатление, что подобное предприятие поначалу носило малоприбыльный, если не сказать больше, убыточный характер. Вы привлекали инвестиции извне?

— Глядя на практику других сетей, мы понимаем, что большие проекты на чужие деньги порождают ошибки, связанные с некой эйфорией. Вопреки цивилизованным нормам, мы не стремимся привлекать внешние финансовые инструменты. Мы работали и продолжаем работать за счет саморазвития. Это заставляет бережнее относиться к тем деньгам, которые у нас есть, страхует от ошибок, а самое главное — позволяет находить оптимальные решения в нашем деле.

Так, например, представители одной из сетей Новосибирска заявили, что потратили на введение услуги IP-телевидения 20 миллионов рублей. Действительно, при использовании рекомендованного способа доставки телевизионного сигнала до абонента необходимо наличие во всех узлах сети дорогостоящего оборудования. Мы пошли по другому пути и методом проб и ошибок смогли внедрить в инфраструктуру сети более дешевые программно-аппаратные средства для обработки и трансляции ТВ-сигнала, которые в теории не должны в ней работать. Целый год, нащупывая во время тестовой трансляции Fashion TV оптимальное решение, мы добивались достаточно высокого качества картинки. С начала ноября транслируем пять каналов. За два месяца на эту услугу подписались более 1 000 абонентов. В середине февраля запустим в коммерческую эксплуатацию трансляцию 14 каналов. Общие затраты, с учетом покупки прав на вещание, составили всего 20 тысяч долларов.

Булочка с начинкой

Если рассматривать локальную сеть только как набор проводов, соединяющих компьютеры, то грош цена такой сети. Ее основное богатство и привлекательность — ресурсы. «Мы с самого начала строили не просто сеть, а сеть с содержанием, и до сих пор контент и сервис — приоритетные направления развития компании», — говорит руководитель отдела развития Academ.org Алексей Шапиро. На базе сети создана Служба новостей Академгородка Academ.info. В сети есть сервис печати цифровых фотографий, служба доставки суши, несколько интернет-магазинов, интерактивный заказ билетов на концерты. Из последних новшеств — сайты-однодневки (например, новогодний). Всего и не перечислить.

Высокий интерес к локальным ресурсам стимулирует формирование уникального интернет-сообщества

Сеть не только создает и развивает собственные ресурсы, но и предоставляет хостинг на своих серверах. Так, для пользователей Academ.org внешние интернет-ресурсы Шерегеш-Фан-Клуба «Мустаг» и известного сообщества сибирских родителей «Сибмама» доступны бесплатно.

Сегодня ресурсы мини-Интернета Академгородка развиты настолько, что внутри сети циркулируют громадные массивы информации: гигабитные каналы перегружаются потоками, серверы не справляются с нагрузкой. Охотно посещают сайты сети и пользователи «большого» Интернета: в 2005 году исходящий трафик сети превысил входящий. Это значит, что Academ.org отдает Интернету больше, чем получает из него. Приходится расширять пропускную способность каналов, увеличивать число серверных станций, вводить плату за обмен локальным межсегментным трафиком.

Столь высокий интерес к локальным ресурсам стимулирует формирование уникального интернет-сообщества. Способствует этому и сама специфика работы сети. Доступ в нее бесплатный, а плата за выход во Всемирную паутину не зависит от времени подключения. Поэтому в сети, в отличие от модемного доступа, можно находиться часами, не задумываясь о деньгах. Это приводит к формированию виртуальных клубов по интересам, общению людей в сети на самые разные темы, сближению и сплочению — своего рода коллективизации.

В таких коллективах есть активная часть, верхушка (группы по нескольку десятков человек, всего их около сотни), которая постоянно предлагает различные нововведения, интересные идеи, касающиеся развития сети.

— Содержание содержанием, но вы же не благотворительный фонд. Из чего вы извлекаете прибыль?

— Доход сети приносят ее абоненты. Без них не будет ни прибыли, ни роста, ни развития. Поэтому наши ресурсы создаются для абонентов. Два процесса идут на встречных курсах: ресурсы способствуют привлечению абонентов, а абоненты помогают создавать ресурсы. Мы следим за тем, чтобы эти процессы пересекались в нужное время и в нужном месте.

Формируем рынок платных услуг: строим сеть, наполняем ее и берем деньги за использование. После введения тарифа «Мини» мы стали подключать по 6 новых абонентов в день.

Сегодня физическая сеть покрывает около 30 тыс. квартир, из них подключены более 5 тыс. Ежемесячная плата каждого абонента составляет в среднем 400–500 рублей в месяц (с учетом платы за трафик). Выручку посчитать несложно: около 25–30 млн рублей в год. Увеличение числа абонентов существующей сети возможно до 15 тыс., после этого можно думать о расширении физических масштабов.

Высокий интерес к ресурсам позволяет развивать еще один вид бизнеса — интернет-рекламу. Пока доходы здесь невелики, но потенциал роста заметить нетрудно. Популярность веб-рекламы в европейской части страны скоро достигнет и Сибири.

И вовсе не злой

Рынок локальных сетей специфичен. Соперничество здесь весьма условное — реальная конкурентная война начинается в том случае, если пересекаются зоны покрытия.

Впрочем, такие ситуации отнюдь не редкость, особенно на начальном этапе становления рынка. Тогда борьба за место под солнцем и вовсе принимала варварские формы. Доходило до того, что соперники по ночам обрезали друг другу провода. Хотя чаще в роли вандалов оказывались собиратели цветного металла и любители дорогого коммуникационного оборудования.

Со временем каждая локальная сеть нашла в Новосибирске свою нишу, и недобросовестная конкуренция постепенно переросла в совместное формирование рынка. Вчерашние противники осознали, что позитивное развитие лучше для всех его участников.

Более молодые, динамично развивающиеся сети перенимают опыт Academ.org, создают что-то новое, дышат в спину и не дают останавливаться на достигнутом. «Мы развиваемся благодаря нашим конкурентам, а они растут, глядя на нас. В итоге потребитель получает качественную услугу по более низкой цене», — говорит Алексей Шапиро.

Российский рынок платных услуг доступа в Интернет складывается уникальным образом. С одной стороны, темпы роста уже не так высоки, как раньше. За 10 лет существования Рунета большинство продвинутых пользователей компьютеров уже подключились к глобальной сети. С другой стороны, осталась неохваченной широкая аудитория домохозяек и гламурных школьниц, за которую сейчас и развернулась борьба среди провайдеров. Этой категории пользователей недостаточно просто предложить услугу и пытаться объяснить ее достоинства. Им нужно доказать, что компьютер — это 200 кулинарных книг, не занимающих места, что локальная сеть — это общение с подругами, возможность познакомиться.

— Вы не боитесь конкуренции со стороны провайдеров, предоставляющих альтернативные способы доступа в Интернет: Dial-up, Wi-Fi, WiMAX, xDSL?

— С самого начала мы подозревали, что Wi-Fi — это не более чем маркетинговый ход для повышения статуса и престижа провайдера и способ привлечения дополнительных инвестиций, но все-таки решили установить бесплатный hot-spot — точку доступа. Наши подозрения оправдались. Видимо, ситуация на рынке еще не та: население «вайфаем» практически не пользуется. Мы не боимся, что Wi-Fi отнимет у нас абонентов. Скорее наоборот, в нужный момент мы сможем использовать его как один из инструментов для дополнительного привлечения клиентов.

Что касается второй беспроводной технологии — WiMAX, то она пока несовершенна с технической точки зрения. И если вы слышите о WiMAX, это, вероятнее всего, очередная пиар-акция.

Если говорить о Dial-up — доступе по модему через обычную телефонную линию, то, как ни странно, его продолжают использовать достаточно много людей. Такое подключение не требует абонентской платы и выгодно тем, кто мало пользуется Интернетом. А наша сеть создана для тех, кто находится в сети долгое время. Dial-up движется относительно нас по касательной: если человек начинает активнее использовать домашний Интернет, он переходит к нам, и наоборот. Наши пути пересекаются, только когда дело касается «сомневающихся» абонентов.

Технология xDSL, пожалуй, сегодня для нас единственный реальный конкурент. Но пока этот способ доступа будет обходиться дороже, он останется выгоден только в тех местах, где нет нашей сети.

Нянька для взрослых

Пережив нелегкие времена становления и работы в «проблемной» верхней зоне Академгородка, другие микрорайоны «морговцы» освоили без особых проблем.

Недавно они вышли на новый — корпоративный уровень, но не считают это своим достижением. По общему признанию, задача обслуживания квартирных подключений на порядок сложнее. У пользователей постоянно возникает масса мелких вопросов: требуется помощь в подключении «железа», установке программы, замене провода, использовании того или иного ресурса. «Один из наших абонентов не мог зайти на форум, — рассказывает контент-менеджер Academ.org Кристина Бочкарева. — На вопрос специалиста службы поддержки, что написано на экране, он ответил: «Ничего не написано, экран черный». Оказалось, у него просто сгорел монитор. Этот анекдотический случай говорит о том, что с некоторыми абонентами приходится в прямом смысле нянчиться». Корпорации же, как правило, имеют собственный техперсонал, который самостоятельно решает все внутренние проблемы и обращается за помощью только в крайних случаях. К настоящему моменту число организаций, подключенных к сети Academ.org, достигло сотни.

В свое время компания создала услугу подключения микросетей квартирных абонентов — своего рода корпоративное подключение для частных пользователей. Несколько клиентов самостоятельно объединяли компьютеры и получали доступ через один канал. Стоимость подключения снижалась за счет экономии на технической поддержке. Среди участников микросети, как правило, находился специалист, с которым контактировал центр технической поддержки, то есть «нянчиться» приходилось только с одним. Впрочем, несмотря на более чем двукратное снижение стоимости, услуга так и не прижилась и используется крайне редко.

Прогноз развития

Academ.org прочно занял свою нишу, став одной из крупнейших в Сибири локальных сетей, но перспективы выхода на междугородний уровень Петр Чернов оценивает скептически.

— Возможно ли разрастание локальных сетей до масштабов регионов и страны?

— В масштабах страны — вряд ли, уж больно обширна территория нашей родины. Протяженность магистральных линий очень велика, и наладить бесплатную циркуляцию трафика по ним невозможно. Эксплуатация линий требует больших затрат.

В европейских странах это вполне осуществимо, в России — только на уровне регионов. Протяженность линий в этом случае на порядок ниже, и для компенсации издержек достаточно небольшой платы за трафик, которая не бьет по карману абонента. Например, в Барнауле существует некое подобие виртуальной локальной сети в рамках административной единицы, на основе Dial-up. Мы убеждены, что в недалеком будущем подобная сеть будет существовать и в Новосибирске, но уже на базе волоконно-оптических линий.

Условия развития сетей

Разрастание физической сети в масштабах региона не имеет смысла. В Новосибирске и других городах есть свои хорошие провайдеры. Тянуть провод из Академгородка в Новосибирск и строить сеть там дорого и неоправданно. Гораздо более привлекательна эволюция ресурсов. Владельцы локальных сетей могли бы обменяться своими ресурсами, создав единое виртуальное пространство. Но это произойдет, когда:

— во-первых, все провайдеры поймут, что получение ресурсов других сетей и обмен трафиком стимулирует использование собственных каналов связи и рост числа абонентов;

— во-вторых, магистральные провайдеры («Зап-СибТранстелеком», «Сибирьтелеком») предоставят свои каналы для связи этих сетей на приемлемых условиях.

Подобное слияние уже произошло в Томске: владельцы локальных сетей объединили усилия и создали единую сеть в масштабах всего города.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №6 (103) 13 февраля 2006
    Строительство
    Содержание:
    Конфликт № 214

    Разумная корректировка закона об участии в долевом строительстве позволит в конечном итоге сформировать в Сибири цивилизованный рынок жилой недвижимости. В противном случае можно прогнозировать спад производства в строительной отрасли

    Реклама