Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Богема и «быдло»

, 2006

Прошедшая в Новосибирске выставка художественной оппозиции «быдло» определила два основных ориентира маргинального искусства современности: эпатаж и провокацию

В последние несколько лет сферу современного немейнстримного искусства периодически скручивают приступы какого-то непонятного патологического заболевания. Многие арт-критики тревожатся: если провокационность и самовосхваление видятся чем-то уже само собой разумеющимся, то под брендом авангарда все чаще и чаще кроется самая обыкновенная спекуляция — на художественном аскетизме, оппозиционности, условности, но непременно спекуляция, которая странным образом пытается противопоставить себя твердокаменному ретроградству и традиции. Это обычно приводит к тому, что художник уходит в совсем уж маргинальное подполье, откуда хорошо известным истории заборно-площадным языком обращается не к элите, а к массам.

Очередным экспериментом на этой обочине культурного мейнстрима стала V Новосибирская межрегиональная выставка современного искусства под неблагозвучным названием «быдло», открывшаяся 15 февраля в клубе «Табу». По замыслу кураторов выставки, название принципиально пишется с маленькой буквы. В проекте приняли участие молодые художники-нонконформисты из городов Сибири и из Москвы. Всем им в свое время пришло в голову сакраментальное «А я против!», и из этого материала, по словам консультанта «быдла» Константина Скотникова, они «соорудили произведения искусства».

Надо полагать, с поставленной задачей художники справились на славу — пестуемый ими нонконформизм в обшарпанных стенах клубного подвальчика пышно разросся до масштабов художественного дебоша и богемного хулиганства. На вопрос о том, почему выставка носит столь неприятное слуху название, участники и кураторы отвечали вразнобой. «Либо мы их, либо они нас!» — загадочно говорил знаменитый своими дредами куратор проекта Артем Лоскутов. Впрочем, второй куратор Дмитрий Пурис озадачил не меньше: «Потому что нас, художников-авангардистов, считают быдлом». Посетители же выставки подозрительно косились на стоящее у входа зеркало с надписью «быдло».

Наибольший фурор среди посетителей произвел центральный экспонат выставки — резиновая надувная кукла с культяпками вместо рук, которая в живописной позе лежала на бильярдном столе аккурат посреди зала. «Это Венера! Венера Милосская — я ей специально руки обрубил, чтоб похоже было! Она символизирует эволюцию куклы от идола эпохи неолита до наших дней», — с улыбкой, прямо как авангардист из рассказа Аркадия Аверченко, радовавшийся недоумению зрителя, объясняет Андрей Сердюк, автор инсталляции. Еще одна работа Сердюка — «Удвоение ВВП»: обработанная на компьютере фотография двуглавого Владимира Путина, что, по словам автора, отражает абсурдность идеи удвоения ВВП к 2010 году.

Выставка и вправду получилась политически ангажированной, что, впрочем, неудивительно: куратор Артем Лоскутов является членом молодежного политического движения «Да!», а один из участников, художник Константин Еременко, состоит в НБП. Его аэрографии с изображением скинхедов, придавленных мышеловкой гениталий и разрезанных бритвой пальцев, грозно нависали прямо с потолка подвала. А в округлых формах фигуры, изображенной на картине «Комфортность & стабильность», угадывался Михаил Фрадков. Сам Еременко называет свой стиль НБ-стилем, вобравшим в себя поп-арт, плакатную манеру, граффити и другие художественные формы, позволяющие сделать идею прозрачной и доступной всем. Подобную идею «народности» искусства пропагандирует и участник творческого объединения «Синие Носы» Константин Скотников, который курировал предыдущие выставки современного искусства. Образовавшись в 1999 году, «Синие Носы» вышли уже на международный уровень, а в 2003-м были признаны сообществом московских критиков лучшей художественной группой года. Образцы такого популистского искусства, основанного на самых примитивных и эффектных ходах, были показаны в рамках выставки «быдло» в коктейль-баре, где демонстрировался видеоарт, созданный Дмитрием Булныгиным, Вячеславом Мизиным (оба участники «Синих Носов»), объединением «CAT», «Three double time», «З. и Б.» и другими.

Несмотря на некоторые действительно смешные ролики, все же может показаться, что поставленная во главу угла «народность» понята авторами несколько превратно. Вряд ли для того, что бы «быть ближе к народу», надо непременно выводить губной помадой на голой груди заветное слово из трех букв или задорно совершать акт соития с березой, причем производить названные действия в глубоко нетрезвом состоянии. И сколь близким может показаться «народу» прицепленный к унитазной цепи бильярдный шар, висящий поверх картины, излучающей футуризм Маринетти? Похоже, что даже дискурс игры, совершивший экспансию современного искусства, здесь также ни при чем.

«Эксперт Сибирь» №8 (105)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама