Девятый вал

Экономика и финансы
Москва, 27.03.2006
«Эксперт Сибирь» №12 (109)
На рынке финансовых инструментов Сибири факторинг приобретает все большую популярность

В прошедшем году объем сибирского рынка факторинга увеличился втрое. В 2004-м дебиторская задолженность, уступленная факторинговым компаниям и банкам, составила 40 млн долларов, а по итогам 2005 года эта цифра была близка к 120 млн.

В целом по России относительно новый финансовый инструмент показывает не менее динамичные темпы развития. Так, с начала 2002 года по 2005-й объем факторингового рынка увеличился почти в 10 раз: с 221,5 млн до 2,159 млрд долларов. Сейчас его объемы сопоставимы с лизинговым рынком, а доля в валовом внутреннем продукте близка к 1%.

Факторинг идет в Сибирь из европейской части России. Более половины операторов факторинга располагаются в Москве, в Приволжском федеральном округе — 24%, в Уральском — 10%. Основными провайдерами являются банки, расположенные в столичном регионе, для СФО это Банк НФК, банк «СОЮЗ», ТрансКредитБанк и Промсвязьбанк. Собственных провайдеров в Сибири нет.

Плюсы

Факторинг часто противопоставляют кредиту. Ключевым преимуществом в этом противостоянии является его беззалоговая основа. Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита — от прошлых, выраженных в виде общего благополучного финансового состояния заемщика. «Услуга особенно востребована среди тех компаний, которые исчерпали возможности классического кредитования, лизинга, овердрафта. Как правило, это динамично развивающиеся компании, которым нужны все новые и новые средства для развития», — говорит директор новосибирского представительства ООО Банк «Национальная факторинговая компания» Сергей Радько. — Фактора, то есть оператора сделки, интересует не прошлое, а будущее клиента: сколько он получит денег за проданную продукцию и как будут развиваться его продажи. Он помогает начинающим компаниям реализовать большие амбиции».

Среди других преимуществ факторинга — уменьшение давления на денежный поток, возможность увеличения плеча кредитования, снижение рисков работы с новыми неизвестными контрагентами, переложение работы с документами на провайдера.

Фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информировании клиента о ее состоянии, благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии клиента. На российском же рынке документальная поддержка сделок еще не достаточно автоматизирована. Прежде чем начать, необходимо собрать массу документов. Да и в процессе работы возникает немало проблем. Это отпугивает многих клиентов, хотя ситуация постепенно меняется в лучшую сторону.

Снижение рисков происходит вследствие того, что после уступки денежных требований для поставщика не имеет значения, когда они будут оплачены. Кроме того, фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов.

Для кого?

Интерес к факторингу проявляют самые разные предприятия независимо от масштабов и направления деятельности. «К нам может обратиться начинающая компания, которой не хватает оборотных средств, или крупная зарекомендовавшая себя фирма, решившая расширить географию регионов», — говорит Сергей Радько.

Наиболее активно факторингом пользуются предприятия пищевой промышленности, фармацевтические компании, оптовые сети бытовой химии, парфюмерии и косметики. Дилеры бытовой техники, хозяйственных товаров, канцелярии, автомобильных запчастей и стройматериалов также не стоят в стороне. Словом, все, кто продает и покупает оптом, заинтересованы в использовании факторинга. Причем из общего числа факторинговых сделок 81% заключается с производственными компаниями и только 19% с торговыми. Это объясняется тем, что в составе многих промышленных предприятий присутствуют подразделения, занимающиеся продажей продукции.

Но вместе с тем факторинг подходит только предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров. Он не нужен на монополизированном рынке, где нет борьбы за покупателя. Ему нет места там, где определяющее значение имеет фактор «кто быстрее заплатит». Факторинг помогает развиваться только на здоровом конкурентном рынке.

Цена денег

На Западе стоимость факторинга в 4 раза выше стоимости кредита, но нельзя говорить, что эти деньги стоят в 4 раза дороже. Уплачивая более высокую ставку, клиент получает набор дополнительных услуг, высвобождая собственные ресурсы. Вопрос в том, готов ли он за это платить? Выходит, что далеко не всегда. К тому же при факторинге имеет место стопроцентное целевое использование средств. Получая кредит, компания обязана хранить на своем лицевом счете постоянный неснижаемый остаток — другими словами, пользоваться своими же деньгами за проценты. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге такая ситуация невозможна.

В России ставка по факторингу составляет от 18% до 24% в зависимости от качества уступаемой дебиторской задолженности, сроков финансирования и объемов сделки. С каждым годом происходит снижение стоимости факторинговых услуг. «С начала 2004 года общерыночная эффективная ставка снизилась в среднем на 3%, в том числе на 1% с начала 2006 года», — говорит специалист отдела факторинга иркутского филиала банка «СОЮЗ» Павел Панов. Такая тенденция, во-первых, связана с понижением ставки рефинансирования. Во-вторых, в связи с быстрым ростом объемов рынка достигается эффект масштаба: доля факторинговой комиссии в общем объеме предоставляемого финансирования сокращается, но при этом ее абсолютный объем и соответственно доход факторов все равно увеличиваются. К тому же по мере приобретения опыта факторы оттачивают мастерство ведения своего бизнеса, находят все более совершенные схемы работы, возможности для оптимизации бизнес-процессов.

Ставки постепенно снижаются, качество сервиса мало-помалу возрастает, и все больше компаний начинают осознавать положительные моменты. Но все же рынок факторинга в Сибири (в полном смысле этого слова) пока находится в зачаточном состоянии. «В нашей целевой группе — оптовые компании и производители — интерес к факторингу проявляют практически все, а пользуются услугами всего 2–3%», — говорит Сергей Радько. Некоторых в силу специфики их бизнеса не устраивают условия, другие не соответствуют предъявляемым требованиям, но основная масса просто не имеет представления о том, что это такое, и с настороженностью относится к новому финансовому инструменту.

Основные показатели факторингового финансирования в России в 2002–2004 годах

Дисбаланс рынка факторинга

По мнению управляющего партнера Группы компаний DIVIZION (Москва) Павла Караулова, использование факторинга снижает риски работы с новыми неизвестными контрагентами, но высокая стоимость сделки не позволяет развивать услугу.

Павел Караулов— Факторинг — достаточно новый финансовый инструмент. Его основная идея проста и понятна, но за нее надо платить. Самым интересным он является для компаний, которые составляют промежуточное звено между производителем и розничным покупателем. Это дилеры, дистрибьюторы и розничные сети.

Для нас наиболее актуальными представляются две плоскости взаимодействия с партнерами при помощи факторинга. Во-первых, это возможность работы с поставщиками третьего эшелона, на более длинном плече кредитования, и минимизации рисков поставок. Во-вторых, это факторинг, направленный вовне, то есть для работы с нашими клиентами. В случае работы с крупными, достаточно низкорисковыми контрагентами механика страхования не является обязательной, а когда дело касается новых неизвестных компаний, она крайне желательна. Но ее стоимость очень высока, и мы рассматриваем такой инструмент как некое промежуточное и скорее необходимое, нежели желательное решение. Оно позволяет снизить риски работы на начальном этапе, но когда взаимное доверие, подкрепленное документальными отношениями, выходит на более высокий уровень, необходимость в использовании таких инструментов постепенно пропадает. С другой стороны, высокорисковых небольших клиентов, в силу консолидации рынка, становится все меньше и меньше.

В дистрибьюторской и ритейловой среде традиционно присутствует низкая маржинальность, высокая нестабильность и рисковая составляющая канала. Вопреки финансовой теории здесь возникает дисбаланс рынка с высокой факторинговой ценой. Цена денег соответствует рынку, а цена сделки, особенно на первых этапах, гораздо выше. Это не позволяет развить услугу и выйти на другие ценовые показатели.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №12 (109) 27 марта 2006
    Граница
    Содержание:
    Последний заслон

    Процедуру демаркации российско-казахстанской границы сегодня нельзя отнести к пустой формальности, в ней нуждаются силовые структуры и экономика обоих государств

    Реклама