Невыдуманная современность

Москва, 22.01.2007
«Эксперт Сибирь» №3 (145)
Международный фестиваль «Sib-Altera» позволяет Сибири стать частью современного театрального процесса и наблюдать, как развивается новая драматургия

Споры о кризисе российского репертуарного театра ведутся уже не первый десяток лет, все более и более разводя по разным полюсам театр классический и нетрадиционный. Но расхожая мысль о том, что классическая драматургия с оригинальными текстами исчерпала себя, вряд ли имеет столь надежные основания, как это может показаться на первый взгляд. Спору нет, в сегодняшней драматургии есть очевидные явления, которые в той или иной степени позволяют говорить об оправданности кардинально интерпретаторских постановок Чехова или Шекспира: герои безнадежно мельчают, мельчает, спускаясь на землю, риторика конфликтов, все быстрее сужается ранее непреодолимая пропасть между зрителем и героем, переодевшимся в джинсы и заговорившим на современном сленге. Это неизбежные метки современности, отказавшейся от высоких форм и опустившей взгляд себе под ноги, затем оглянувшейся по сторонам и увидевшей новую актуальность, которая произрастает из антиэстетики быта и суровой реальности. Герои уходят, а коллизии остаются, пусть и отбрасывая исторические рудименты и обрастая современной проблематикой.

Новосибирский международный театральный фестиваль «Sib-Altera», являющийся для Сибири уникальным проектом, стоит в одном ряду с крупнейшими отечественными фестивалями неформатного театра. Этот театральный форум образовался шесть лет назад, в 2000 году, когда нынешний президент фестиваля Виктория Холодова работала заведующей литературной частью в театре «Старый дом», и был первым российским фестивалем, сделавшим своим ноу-хау приоритетное участие негосударственных театральных компаний, товариществ, групп и драматургов из городов Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Пятый фестиваль, который недавно прошел в Новосибирске, может претендовать на своего рода витрину, которая в доступном фестивалю масштабе отражает наиболее интересные и экспериментальные явления, происходящие в современной драматургии. Уже второй раз «Sib-Altera» удалось заполучить находящийся в вечном европейском турне ультраавангардный «театр готического ужаса», так называемый physical theater «ЧерноеНебоБелое», который уже изрядно напугал новосибирцев прошлой весной.

Громким событием фестиваля стала «Вендетта» — выступление знаменитого испанского клоуна-провокатора Лео Басси. Зная о скандальной славе этого пожилого испанца, который непременным условием своего приезда в Москву поставил взрыв бочки с фекалиями в здании российского парламента, новосибирская публика ожидала как минимум того, что зрительный зал окатят из брандспойта. Басси, тем не менее, оказался далек от подобного экстрима, ограничившись философским перформансом об эпохе потребления и экспансии американских ценностей, символическую роль которых на сцене исполняла продукция компании Coca-Cola. Бесчисленное множество банок этого напитка Басси, предварительно взболтав, привязывал к себе и просверливал их дрелью, обдавая вырывающимися из жести струями первые ряды. Закончилась же «Вендетта» не менее философским перформансом о том, что отсутствие страха быть смешным и бесстыжим дает свободу. Перед тем как произнести эти слова, Лео Басси разделся до трусов, забрался на пьедестал и в лучах ослепительных софитов стал обливать себя медом из огромной золотистой колбы, после чего скрылся с головы до ног под опустившейся с потолка прозрачной центрифугой, в которой носились вихри из пуха и перьев, плотным слоем прилипавшие к меду.

Самым неординарным событием Пятого фестиваля «Sib-Altera» можно назвать, пожалуй, спектакль «Красной ниткой» московского Центра драматургии и режиссуры под руководством Алексея Казанцева и Михаила Рощина. Этот спектакль выполнен в уникальном для российского театра жанре SounДрамы, придуманном несколько лет назад самим режиссером спектакля, композитором и руководителем одноименной арт-студии Владимиром Панковым. В звуковой драме вербальные и даже визуальные образы отходят на второй план — в сущность всех коллизий, метафор, сюжетных поворотов зритель вникает с помощью звуков и музыки, которые в данном случае играют отнюдь не роль фонового сопровождения, а являются вполне самостоятельным персонажем, развивающим сюжетную линию.

Пространство сцены больше похоже на концертную площадку, на которой размещаются микрофонные стойки и музыкальные инструменты во главе с контрабасом. Актеры в концертных костюмах, но брюки у мужчин и подолы платьев у женщин почти до колен вымазаны в глинистой грязи, будто они проделали неблизкий путь по непролазным российским дорогам. Впрочем, так оно и есть: «Красной ниткой» рассказывает о разложении русской деревни, о рассыпавшихся русских мифах, о нагноившейся морали российской глубинки и, наконец, ставит жирную точку в почвеннических спорах о близости народа и интеллигенции — между ними непреодолимая и враждебная пропасть. Начальные параллельные мизансцены с участием интеллигента-филолога и ПТУшника, проснувшихся с глубокого похмелья — единственного, что их объединяет — на разных концах города, логически завершаются финальной мизансценой в темной подворотне — убийством интеллигента ПТУшником или наоборот (по тексту пьесы Александра Железцова это совершенно не имеет значения). Фольклорные распевки и заплачки, перемежающиеся со звучащей из динамика тюремной лирикой, приглушенные бормотания и шепот в микрофон формируют основную, витальную ткань спектакля-вербатима.

На этот раз «Sib-Altera» как никогда ранее удалось добиться жанрового равновесия, показав те максимумы современной драматургии, которые делают альтернативный театр автономным и перспективным явлением.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №3 (145) 22 января 2007
    Материнский капитал
    Содержание:
    Испытания родительской любви

    Материнский капитал, к сожалению, не окажет существенного влияния на уровень рождаемости. Эффект могут дать только выверенные и выстроенные в единую систему действия государства

    Реклама