ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Снотворная реальность

, 2007

Мишель Гондри вновь снял кинокартину о причудах сознания

Француза Мишеля Гондри всю его режиссерскую жизнь занимал один и тот же вопрос: где заканчивается реальность и начинается фантазия, и в состоянии ли вообще наше бедное сознание нащупать эту эфемерную границу. Решением этой проблемы и занимался бывший барабанщик группы Oui Oui, рекламщик и клипмейкер, отрабатывая блестящий фантасмагорический визуальный ряд своей идеи — сначала в сказочно-психоделических клипах Бьорк, затем в голливудском дебюте «Звериная натура» (2001) и параноидальном, ставшим культовом фильме «Вечное сияние чистого разума» (2004). В своей новой картине «Наука сна» (которую, к слову, в прокат решился запустить лишь один новосибирский кинотеатр) Гондри, кажется, достиг собственного апофеоза, обрушив на зрителя лавину густого и вязкого сюрреализма, который, будто черная дыра, засасывает в себя последнюю надежду отличить реальность от иллюзии.

Отличать, впрочем, не очень-то и надо — главный герой кинокартины Стефан (Гаэль Гарсиа Берналь) только тем и живет, что забавляется миграциями собственного сознания из мира сна в мир реальности — способность их различать он потерял уже давным-давно. Сон у Гондри — метафора продолжения действительности, которое вовсе не так уж и иллюзорно, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере, Стефан способен его контролировать, занимаясь приготовлением своих снов в существующей где-то на отшибе сознания студии «Стефан-TV»: режиссер виртуозно расщепляет им же созданную метафору, когда персонаж Берналя, войдя в кулинарный раж, принимается смешивать в кастрюле виниловые пластинки с репчатым луком и поджаривать на подсолнечном масле фотографию деда.

Как обычно это случается у Мишеля Гондри, не обошлось в «Науке сна» и без легкой романтической лихорадки и судьбоносных совпадений — в частности, в лице одинокой героини Шарлотты Генсбур, которой, разумеется, совершенно невзначай по сценарию дали имя Стефани.

Впрочем, если бы фильм снимал не Гондри, а кто-то другой, все эти судьбы скрещенья так бы и остались просто мелодраматическим флером, сдобрившим не слишком ловкий комедийный романтик. В данном случае режиссер разыгрывает куда более сложную партию: затеяв сюрреалистические игры разума, он вновь пытается одержать победу над временем и тяготением. И это ему, несомненно, удается — так, как снимает сновидения Гондри, их не снимал еще никто. Фантазмы Стефана, обретшие плоть, одновременно напоминают и будто парящие в невесомости городские пейзажи с картин Марка Шагала, и русские пластилиновые мультфильмы Александра Татарского. Визуальный ряд кинокартины выстроен так, что элементы сюра и анимации неожиданно врываются в текущую сюжетную канву, будто прорастая сквозь нее: вдруг из крана польется вода, состоящая из прозрачных целлофановых фантиков от конфет, оживут самодельные игрушки, за окном заколышутся картонные дома, а руки героя Берналя вымахают до гигантских размеров, в разы превышающих его собственные.

Дэвид Линч, также работавший с сюрреалистическим сознанием, вспарывая в своих кинокартинах реальность, показывал нам ее враждебную сущность, а та же сюрреалистическая «Зеркальная маска» Дэйва Маккина больше походила на смертельно опасный квест, чем на волшебное фэнтэзи. Мишель Гондри, обнажая изнанку реальности, не усматривает в ней ни капли угрозы. Повседневная действительность, в которой Стефан в вязаной шапочке а-ля Jamiroquai ходит на работу клеить литеры на порно-календари, а по подъездной лестнице на улицу вываливается пианино, проста и в то же время волшебна. Создавая эстетику ирреальности, режиссер творит хрустальную и хрупкую атмосферу, которая с присущей фильмам Гондри трогательной инфантильностью делает наивные смыслы повседневности еще более выпуклыми. Плюшевый и беззащитный мир снов, сливаясь с действительностью, становится еще более беззащитным. И если в «Вечном сиянии чистого разума» герои, пытаясь стереть друг друга из памяти, занимательно блуждали во сне по закоулкам воспоминаний в надежде на то, что в реальности все наконец встанет на свои места, то насквозь сюрреалистическая «Наука сна» намертво спаяла сон и реальность без надежды на какой бы то ни было порядок вообще.

Мишель Гондри, надо сказать, всегда отличался особым умением подбирать актеров для своих фильмов и извлекать из них самые неожиданные возможности. В свое время он уже доказал, что Кейт Уинслет с выкрашенными в синий цвет волосами может вполне успешно покидать пределы амплуа героини сусальных мелодрам, а Джим Керри вполне способен делать нечто большее, чем кривляться в голливудских комедиях. Что до «Науки сна», то кинокартина оживает, обретая дыхание, во многом благодаря безупречной игре Гаэля Гарсиа Берналя, в котором буквально все — начиная с тесноватого костюма и роста не более 160 см и заканчивая неуместной пошлятиной, которую тот начинает нести от смущения, — придает фильму пронзительное обаяние инфантильности.

«Эксперт Сибирь» №25 (167)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама