ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Сделка по-соседски

2007

Московским автохолдингам совсем неинтересны дилерские контракты, их главная цель — современный, готовый к работе салон. Поэтому сибирским игрокам, нуждающимся в дополнительном финансировании, гораздо выгоднее привлечь инвестиции на местном уровне

В№37 журнала «Эксперт-Сибирь» в специальном проекте «Авто» (см. «Принадлежность и существование») мы постарались описать ситуацию, которая сложилась на автомобильном рынке Сибири, подкрепив свои соображения мнениями нескольких руководителей крупнейших автосалонов Восточной Сибири. Сегодня, в виде отклика на предыдущие публикации, свой взгляд от лица всего автомобильного сообщества Западной Сибири высказывают вице-президент Сибирской ассоциации автодилеров, член совета директоров ООО «Автоленд Холдинг» (Екатеринбург) Виктор Борицкий и исполнительный директор Сибирской ассоциации автодилеров Михаил Невмовенко.

— Ваши опасения немного неоправданны. Приход московских дилеров в регионы — естественный процесс. Никто из крупных региональных игроков не собирается от него нервно вздрагивать. Да, средние и мелкие компании, которые пока не очень крепко стоят на ногах, боятся прихода москвичей, поскольку на той стадии, на которой находится их бизнес, появление сильного конкурента скажется, мягко говоря, негативно на бизнесе.

Такая ситуация наиболее характерна для средних городов, где на рынке есть свободные ниши. В Новосибирске формирование линейки дилеров основных производителей завершилось только этим летом. В соседних городах — Томске, Кемерове, Барнауле — в лучшем случае половина марок, да и то далеко не все салоны можно назвать даже средними. Да, в Екатеринбурге представлены все бренды, причем каждый как минимум двумя разными дилерами. И у нас, естественно, будут появляться и вторые, и третьи. Только тем, кто их начнет запускать сейчас, с нуля, будет гораздо сложнее, чем тем, кто это делал пять лет назад. Тогда дилеры все время менялись, кто-то сам уходил с рынка, падал от малейшего толчка. Ни о какой конкуренции речи не шло. Многих дилеров генимпортеры держали только ради того, чтобы представлять эту марку в регионе. А сегодня уже многие крепко стоят на ногах и в ближайшие год-два застолбят вторую и третью площадки. Поэтому новым игрокам придется вкладывать большие деньги, хорошо знать этот бизнес и быть точно уверенными в том, что они догонят конкурентов.

С другой стороны, конкуренция выгодна и производителям, и покупателям машин, но конкурировать можно по-разному. Одной из главных задач ассоциации является поддержка здоровой конкуренции и противодействие рейдерству. В той же Москве всегда существовали пять-шесть дилеров основных мировых производителей, но город был разбит по секторам, и в каждом существовал один дилер. Это было сделано сознательно, чтобы не сталкивать людей лбами. И если появлялся кандидат на дилерство, он приходил на место слабой компании в каком-либо районе. То же самое должно быть и в других крупных городах. В этом заинтересован в первую очередь производитель. Необходимо развивать сеть салонов в разных частях городов.

Почему Москве невыгодно строить свои салоны в регионах?

— Во-первых, для того чтобы охватить всю страну или ее часть, нужны колоссальные деньги. С точки зрения нашего бизнеса, это на данной стадии формирования рынка особого смысла не имеет. Почему наша компания, которая, по сути, тоже является межрегиональным холдингом и имеет достаточно средств для развития, не охватывает другие регионы? Потому что мы идем не вширь, а вглубь. Масса средств нужна для развития местных площадок.

Конечно, у разных компаний-дилеров своя политика. Некоторые, например, «СТС-Автомобили» и «СЛК-Моторс», растут географически — создают в других городах субдилеров или полноценных дилеров. Но полибрендовым компаниям, таким как «Автоленд», нужно в первую очередь развивать бизнес на месте. Раньше у нас были субдилеры в ближайших к Новосибирску регионах, но мы со временем отказались от них. В Екатеринбурге у нас семь площадок, в Уфе три, в Новосибирске две. Мы собираемся открывать и третью, и четвертую. Такой подход удобен и выгоден как покупателям, так и генеральным импортерам.

  Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

В Москве мощные центры также имеют много возможностей для совершенствования и развития: для расширения сервисных зон, строительства новых площадок в своем регионе, создания громадных складов запасных частей, как это сделано в Америке, например, когда срок доставки любых деталей на любую из моделей представленных марок не превышает одного дня.

Во-вторых, сами производители автомобилей и генеральные импортеры в России весьма неохотно поддерживают инициативу регионального развития. Мнение у всех однозначное: не нужно, не доделав что-то в своем регионе, лезть в соседние. Производитель может поддержать инициативу по региональному развитию только тогда, когда в одном из краев или областей существуют явные пробелы по той или иной марке или классу автомобилей, с одной стороны, и гарантированная потребность со стороны покупателей в этой марке — с другой. Кроме того, производители ставят жесточайшие сроки: за один–два года построить современный салон, тогда как окупаемость таких вложений составляет не менее пяти–семи лет.

Сегодня сильно возросли требования производителей к дилерам. Они смотрят на развитие салонов в Москве и Санкт-Петербурге и постоянно повышают свои стандарты. Уже не просто нужно выполнить нормативы по высоте потолков и внешнему виду салона — установлены жесткие критерии по используемой мебели, отделочным материалам и так далее. Например, салон Mazda, который мы запустили два месяца назад, сейчас на сто процентов соответствует стандартам, но уже через год он устареет. Менее чем через месяц мы запустим реконструированный салон Volvo, который также еще пару лет назад считался современным.

К тому же сегодня очень непросто в деловой части крупных региональных центров найти площадку для большого автосалона.

Поэтому появление московских игроков на региональных рынках не носит такой масштабный и системный характер, как это происходит в других отраслях. Пока все-таки выгоднее построить такой же салон в Москве, пусть даже на окраине или в пригороде, где будет продаваться в три раза больше машин, даже в условиях наличия еще пяти салонов конкурентов. В регионах москвичи, как правило, строят автоцентры под конкретные проекты. Например, «Нью-Йорк Моторс» открыл в Кемерове салон просто потому, что у владельца здесь были родственники и он сам выходец из Кузбасса (схожая ситуация с компанией «Бизнес-Кар», филиал которой работает в Кемерове — Ред.). Сейчас Москва только пристреливается, чтобы к 2010 году уже начать постепенно осваивать регионы.

По каким причинам Москве невыгодно покупать существующих дилеров в регионах?

— Главный актив продаваемой компании — это дилерский контракт с производителем.

Основные фонды в большинстве своем непривлекательны: гораздо проще построить новый салон, чем приобрести старый и все там переделывать. У крупных компаний лучше организован бизнес, поэтому покупать плохой менеджмент, чтобы его потом менять и ломать всю структуру также не имеет смысла.

  Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

Что касается главного актива — дилерского контракта, то в этом отношении московскому дилеру гораздо проще получить новый на продажи в определенном регионе, чем покупать уже существующий. Производитель ему больше доверяет, он знает, что у того есть деньги и возможности. Зачем московской компании платить местному игроку?

Купить хороший современный салон — это да! А всю компанию — нет никакого смысла. Почему, собственно, сейчас и произошел альянс «Трансервиса» и «Автомира». Они действительно взяли хороший салон, чтобы сразу начать работать, не теряя времени, и параллельно строить свой салон в Новосибирске.

Почему средним и мелким региональным компаниям выгодно искать более сильных партнеров?

— У наших компаний, наоборот, есть большое желание найти более крупных партнеров, которые могут дать деньги и еще два-три дилерства. Средние и слабенькие местные игроки зачастую сами предлагают варианты слияний. Я сам в свое время искал подобные сделки, и в Москве тоже. У нас даже образовался альянс со столичным дилером с 1993 по 1997 год, до тех пор пока мы не объединились с Екатеринбургом. И у нас тогда был, честно говоря, негативный опыт — никакой пользы от этого союза мы не извлекли.

Не нужно, не доделав чтото в своем регионе, лезть в соседние

В этом смысле гораздо правильнее привлечь местных акционеров, и если даже идет речь о полной продаже бизнеса, то лучше провести сделку на местном уровне. Если дилеру не хватает денег, ему гораздо выгоднее найти финансы в другой сфере бизнеса в своем регионе. В этом случае он красивее и дороже продаст или весь бизнес или его часть, чем Москве. Москва не считает дилерский контракт за заслугу. Бизнесмен здесь этот товар может продать за 500 тысяч долларов, а там ему и 10 не дадут, скажут: «Ты и так у производителя на очень плохом счету, они мечтают тебя лишить дилерства, а ты его еще пытаешься продать».

Поэтому внутрирегиональные альянсы, слияния и поглощения были, есть и будут. Просто чаще всего они не афишируются. Марка стоит и успешно продается, об изменениях состава акционеров никто не говорит. Любой бизнес привлекает для развития всевозможные средства. У нас, например, хватает денег, мы не планируем расширять состав акционеров. Вернее даже, мы категорически против. Компании, которые чувствуют, что отстают от бизнеса, начинают привлекать партнеров — это аксиома сегодняшней жизни. «Автоленду», например, регулярно поступают различные предложения от более мелких компаний. Но, как я уже говорил, на данном этапе мы не собираемся покупать компанию в Кемерове или Томске. Если бы мы захотели расти территориально, построили бы свой салон уже давно и без проблем. Сейчас из наших семи брендов пять не представлены в других городах, а те, которые есть — покупать смешно.

Почему компании, не имеющие отношения к автобизнесу, проявляют к нему интерес?

— Схема, которая была описана Марксом, работает и сегодня. Капитал устремляется туда, где доходность бизнеса выше всего. В итоге происходит перенасыщение, увеличивается конкуренция, и норма прибыли падает. Капитал устремляется в другой сектор. Это своего рода сообщающиеся сосуды. Например, недавно все очень активно кинулись в высокоприбыльную строительную отрасль. Но у нас в автобизнесе сравнительно низкая норма прибыли. Непонятно, почему всем он вдруг стал так интересен?! Крупные сибирские промышленные компании имеют прибыльность в своем виде бизнеса намного выше. Они, видимо, просто избалованы этим и ищут места приложения избыточных средств. Что-то вроде покупки футбольного клуба.

«Эксперт Сибирь» №42 (184)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама