Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Культура

Аранжировки Средневековья

2008

Популярная в современной Германии музыкальная готическая субкультура, ориентированная на эстетику Средневековья и меланхолическое мировоззрение, в России так и не прижилась

Около 10 лет назад мы проездом оказались в Лейпциге и были удивлены увиденным на улочках этого небольшого немецкого города. То здесь, то там нам встречались люди, одетые во все черное, как будто в специально изорванных колготках, кожаных штанах и обильно увешанные массивной серебряной атрибутикой. Наличием инфернального макияжа и кружевных жабо вкупе с бархатными камзолами или шнурованными женскими платьями с корсетом, пошитыми явно не без помощи исторической реконструкции, они походили на средневековых некромантов. Иные выглядели еще более радикально, выдерживая стиль, напоминающий мрачный кибер-панк — черный латекс, мощные сапоги а-ля гриндерсы с обоймами ремней и застежек, разноцветные ирокезы и нечто андрогинное в образе. Попадались даже целые трамваи, полностью заселенные «людьми в черном».

Как панки стали готами

Как потом оказалось, нам посчастливилось попасть в Лейпциг как раз в самый разгар Wave Gotik Treffen — крупнейшего в мире готического фестиваля, куда съезжаются тысячи представителей готической субкультуры со всего мира. Это мероприятие проходит ежегодно в начале лета в течение вот уже 16 лет, каждый раз фактически парализуя нормальную размеренную жизнь города, жители которого уже не обращают внимания на регулярные нашествия готов. Последние обычно размещаются в огромном палаточном лагере, за право проживания они должны купить специальный билет, Obsorgekarte. В течение нескольких фестивальных дней, включающих неисчислимое множество идущих нон-стоп концертов групп, играющих музыку в стиле gothic, они могут посетить языческую деревню и специальную средневековую ярмарку, где продается абсолютно все — от средневекового костюма до египетского крестика анкха, главного символа современных готов.

Тогда, в конце 1990-х годов о готической субкультуре в России не могло быть и речи. Отдельные клубные сообщества, больше похожие на стихийные тусовки, существовали в Москве и Санкт-Петербурге, но у большинства наших соотечественников слово «готы» ассоциировалось не с экзотической андерграундной культурой, а с канувшими в лету дикими воинственными племенами, жившими вместе с подобными им варварами и вандалами. Тем не менее, в Европе к тому времени это неформальное движение стало явлением привычным, не более китчевым, чем старые добрые панки, а готическая музыка заняла вполне коммерческую нишу.

Как это ни странно, но корни этой субкультуры с ее культом мертвенной красоты и эстетики смерти уходят в панк-движение. Из него в 1980-е годы, когда английские пост-панки Bauhaus существенно изменили свой жесткий саунд, разбавив его холодными синтезаторами и мрачными гитарными аранжировками, а их земляки Sisters of Mercy использовали в новом гулком и меланхоличном стиле женский вокал, и возникла первая волна готик-рока. За следующие два десятка лет он оброс массой качественно новых направлений — от synth-gothic до gothic-metal — и существенно эволюционировал из архаического неотесанного жанра до сложносочиненных хорально-симфонических композиций с оперным вокалом.

Черная сцена

Современная готика — это очень широкий музыкальный диапазон, интегрирующий коллективы скорее по принципу имиджа, которого придерживаются их участники и который продиктован ориентацией на средневековую, мрачную или мистическую эстетику. В Германии для групп, играющих в подобном стиле, существует общий термин schwarze szene (черная сцена), однако при этом приверженцами одной музыкальной школы оказываются и группа Crematory (Германия), исполняющая готический металл, и WeltenBrand (Германия), играющая редкую для этой сцены неоклассику и предстающая перед публикой неизменно в средневековых одеяниях. Особняком стоят и бэнды, исполняющие аутентичный folk-gothic или воздушный мистериальный gothic-ambient типа шведской Arcana или австрийцев Pazuzu, которые разбавляют свои нойзовые композиции-сценки, будто разворачивающиеся на средневековой площади, звуками флейты и волынки. Arcana — вообще один из самых интересных и сложных проектов на готической сцене: их композиции на латыни, записанные с колокольным набатом и челестой и наполненные сэмплами, имитирующими завывания кладбищенского ветра, больше напоминают минорные ритуальные песнопения. Более ранние адепты этого стиля — австралийцы Dead Can Dance — специализируются не на европейской, а на восточной средневековой эстетике и используют сложное полифоническое многоголосие, а также этнические восточные ударные, африканские дудки и инструменты австралийских аборигенов, создающие зомбирующий эффект.

  Фото: www.soporaeternus.ru
Фото: www.soporaeternus.ru

В экзотической резервации находятся и редкие коллективы, работающие в медиевальном направлении. Они играют аутентичную средневековую музыку, используя старинные, раритетные инструменты и соответствующие мелодии с голосовыми партитурами. Помимо рафинированных высокопрофессиональных групп уровня Sarband или Vox, чьи альбомы походят на научные диссертации ученых-медиевистов, экспериментами со средневековой музыкой занимается знаменитый итальянский коллектив Ataraxia. Отказавшись от элитарных музыкальных форм, популярных в аристократической среде средневековой Европы, они используют народный репертуар тех времен. Незамысловатый фольклорный танец или песня на торговой площади средних веков, исполненная низким утробным голосом вокалистки Франчески Николи, или витиеватая барочная пляска — визитная карточка бэнда. Ataraxia — коллектив, в котором заняты в основном любители, а не профессионалы, поэтому, несмотря на то что композиции группы написаны на основе исследования музыкальной структуры эпохи, наряду с аутентичными инструментами, такими, как, например, ударный бубен бодран, они используют современные клавишные и струнные. Причем клавишник Ataraxia Джованни Паглиари, который в обычной жизни работает органистом в церкви, сам мастерит средневековые гитары chitarra battente.

Немецкие эксперименты

Несмотря на то что готика как музыкальный жанр формально зародилась в Англии, ее современная столица переместилась в Германию, где жанр прирос новыми направлениями. Это в первую очередь gothic-metal и darkwave. Тило Вольф, лидер группы Lacrimosa, которая является мировым форпостом готического металла и в целом готической музыки, в начале 1990-х создал в Швейцарии собственный звукозаписывающий лейбл Hall of Sermon, которому удалось раскрутить множество ныне известных готических коллективов — от бельгийской группы The Breath of Life, все участники которой имеют консерваторское образование, а солистка Изабель Декайзер исполняет немыслимые вокализы с элементами японского тонического пения, до немцев Dreams of Sanity, любителей делать утяжеленные кавер-версии рок-опер Эндрю Ллойда Вебера. Творчество самих участников Lacrimosa (Тило Вольф и Анна Нурми) — классический образец современного готического металла, эволюционировавшего от камерных записей с гулкими гитарами на заднем фоне и ведущими клавишными, включая орган, до эпических симфоний. Свой шестой альбом Elodia, увидевший свет в 1999 году, Lacrimosa записывали вместе с Лондонским симфоническим оркестром, профессиональным хором Rosenberg Ensemble и певцами Гамбургского оперного театра. Этот беспрецедентный релиз до сих пор считается эталоном готик-металла, в котором мощно сочетаются элементы классической музыки, грегорианского хорала и тяжелый гитарный саунд с ударными. С тех пор эта полифоническая гармония стала основой готик-металла, хотя подобные эксперименты еще в середине 1990-х проделали шведы из Therion, задействовав в записи своего альбома Хор Северогерманского радио и камерный оркестр, дополнительно разбавив тяжелый металлический death иранскими мотивами. Серьезным проектом в этом стиле стал выпущенный в 2000 году альбом Awaking the Centuries немецкой группы Haggard, в котором коллектив использовал музыку Рахманинова и даже выписал из Москвы хор, запевший на русском языке, заглушаемый раздирающим голосовые связки гроулингом.

  Фото: www.soporaeternus.ru
Фото: www.soporaeternus.ru

Такое же влияние на мировой готик-металл, помимо Lacrimosa, оказали разве что норвежцы Theatre of Tragedy. Сегодня этот культовый коллектив, лишившись фирменного сопрано Лив Кристин, ушел в дебри электроники с индастриалом, но в 1990-е годы являл собой классическое для «черной сцены» сочетание рычащего мужского гроулинга и женского сопрано в сопровождении скрипичных пассажей вкупе с металлическими гитарными рифами. Позже такой дуэт со скрипкой и тяжелым фоновым саундом превратился в своего рода штамп, который не эксплуатировал только ленивый, поскольку готика становилась модным направлением, в которое успешно влились французская Penumbra, норвежская Tristania или голландская After Forever.

Darkwave, еще одно законное ноу-хау немецкой готической сцены, стал чуть ли не магистральным направлением в рамках жанра в начале 2000-х, когда один за другим стали появляться мрачные электронные проекты берлинца Криса Поуля. До него первую скрипку в германской электронной готике играл композитор группы Das Ich Бруно Крамм, владелец концептуальной студии Danse Macabre, что располагалась в средневековом замке. Германия породила и такое чудовище darkwave как Sopor Aeternus & the Ensemble of Shadows во главе с мертвецкого вида бесполым существом Анне-Варни, скрывающимся от людей и не дающим концертов. Музыку Sopor Aeternus называли единственным в мире образцом похоронного дарквэйва — настолько немыслимы звуки с их альбомов, которые представляют собой психопатическую смесь из похоронного марша, истерик, мучительных стонов боли и надрывных рыданий в исполнении Анне-Варни. На фотосессии для своих заупокойных релизов Варни выезжает либо в психиатрическую клинику, либо в патологоанатомический театр.

Черный в моде

В последние десять лет ситуация в России сдвинулась с мертвой точки. О готике узнали — и если раньше новосибирским поклонникам готической музыки приходилось доставать альбомы любимых групп, самопально переписанные на кассеты, через подвальные магазинчики, то теперь фактически любой, прежде раритетный, релиз можно купить на лицензионном диске, а в Сибирь с концертами не гнушаются приехать ни Lake of tears, ни Das Ich. Но у готической субкультуры, видимо, та же участь, которая неизменно постигает любое культурное явление, ставшее массовым и модным. Она просто-напросто профанировалась и превратилась в современный декадентский гламур, в модный стиль одежды. Сначала псевдоготика на экспорт появилась в Финляндии в лице групп розлива HIM или Rasmus, сыгравших в России роль трансляторов субкультуры в ее суррогатном варианте. Вслед за ними в Россию пришел и сам готический имидж. Помню, на одном из спектаклей московского «театра ужаса» «ЧерноНебоБелое», любимом отечественными готами, мне довелось увидеть толпы ряженых в черное молодых людей, среди которых была резко пахнувшая формалином юная девушка в черной фате.

Собственной готической музыки Россия почему-то так и не произвела, не считая отдельных коллективов типа готик-металлистов Little dead Bertha из Воронежа, калининградцев Romowe Rikoito, создающих утонченные виолончельные элегии, да группы DVAR. Последние работают анонимно, скрывают свой состав и записывают дарквэйвовые композиции на выдуманном птичьем наречии, похожим на синдарин, выдуманный Толкиеном эльфийский язык. Столь же вымороченной и искусственной является вся российская готическая субкультура, оказавшаяся чужеродной вне европейской резервации.

«Эксперт Сибирь» №21 (209)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама