ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Две минуты мрака

2008

Редакционная статья

Две минуты и 19 секунд — такова продолжительность полного солнечного затмения в Новосибирске. То, в чем прежде было принято видеть грозный знак свыше, в наши дни превратили в шоу, главная роль которого досталась самой Природе. Люди же поделились на продюсеров, шоуменов и, собственно, зрителей, если речь вести о тех, кто оказался в нужное время в нужном месте. Теперь от солнечного затмения не бегут, его не боятся. Напротив, давно сформирован пул любителей (или как их еще называют — охотников за затмениями, Eclipse chasers) и астрономов-профессионалов, которые готовы отправиться даже в самые труднодоступные места ради возможности стать очевидцем этого природного явления.

Разумеется, по законам рынка спрос сформировал предложение. И на этот раз сибирские регионы живо откликнулись на идею коммерциализации затмения. Перспектива собственными глазами увидеть, как контур Луны перекрыл контур Солнца, постепенно приобрела совершенно конкретные черты бизнес-проекта. Старт был дан туристическими компаниями, активно поддержан отельерами, и, чем ближе к событию, тем выше костер, раздутый средствами массовой информации. Первые дополнили предстоящим событием свои уже существующие туры. Вторые разработали специальные ценовые предложения, рассчитанные на ажиотажный спрос. Третьи — проинформировали о событии и с помощью туристических агентств посчитали выручку от будущего затмения. Экономике города Новосибирска, например, 2 минуты и 19 секунд мрака должны принести от 4,5 до 7 млн долларов. Предполагалось, что, например, иностранные гости, коих в Новосибирске ожидается, по разным оценкам, от 3 до 5 тыс. человек, ежесуточно должны тратить 18 млн рублей только на транспорт, питание и разговоры по мобильному телефону, а вместе с проживанием и все 27 млн! Местные туристические агентства заработают около 270 тыс. долларов, стоимость стандартного трехдневного тура, по предварительным оценкам, могла составить 2 тыс. евро. Ежесуточный доход гостиничного бизнеса при средней стоимости номера в 3 тыс. рублей должен был достигнуть отметки в 9 млн рублей. Прогнозировались и возможные доходы, которые получат от солнечного затмения рестораторы. Вполне логично предполагалось, что в эти дни посещаемость и выручка заведений общепита может вырасти минимум на 30%. И даже таксомоторные компании в дни затмения ожидают «новогоднего» всплеска цен на свои услуги, вплоть до двойного увеличения тарифа.

Разумеется — все оценки приблизительны и в большей степени рассматриваются и рассматривались лишь как игра разума. С высокой долей точности посчитать мультипликативный эффект, который получит отдельно взятый регион или город, невозможно. Точно так же, как и спрогнозировать доход той или иной компании, того или иного сектора экономики. Никто не знал накануне и никто не скажет точно после, сколько же туристов посмотрели солнечное затмение. Предварительные оценки опять же «гуляли» в диапазоне от 15 до 30 тыс. человек! Тем более невозможно составить полную картину того, сколько же они все-таки потратят денег на обеды, завтраки, ужины, экскурсии по городу, покупку сувениров, мобильную связь, бензин (это в случае если приехали на автомобиле из соседнего города) и какую сумму составят их прочие расходы. Все наши теоретические изыскания на этот счет будут далеки от реальной жизни. Впрочем, никому в этой ситуации не требуется предельная точность.

Шоу «Затмение Солнца-2008», на наш взгляд, разумнее и полезнее изучить с иной точки зрения. Раз уж мы подходим к природному явлению как к коммерческому проекту, то по окончании всей этой шумихи для себя и ближайших не менее крупных кампаний (праздники, конференции, форумы) стоит проанализировать прорехи, существующие в местной индустрии гостеприимства. И совершенно неважно при этом, что полное затмение Солнца в Новосибирске может случиться через много лет. У нашего региона, у наших городов было и будет еще великое множество поводов принимать тысячи иностранцев и соотечественников. И вновь и вновь обеспечивать им крышу над головой, возможность добраться до того или иного интересующего их места, развлекать, угощать. В общем, быть радушными хозяевами.

«Эксперт Сибирь» №30-31 (218)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама