Пожинают плоды роста

Экономика и финансы
Москва, 11.05.2009
«Эксперт Сибирь» №17-18 (247)
Эксперты прочат рынку вторую волну миграции клиентов. Банкиры считают, что массовой она уже не станет, и для банков теперь главное держать на уровне качество обслуживания

Банковский рынок ожидает «похмелье» после бурного роста в 2005–2008 годах. Резкий рост просроченной задолженности ставит на первый план вопросы устойчивости. Следствием этого становится переток расчетных счетов компаний в наиболее устойчивые банки.

Как мы помним, первая волна такого перераспределения средств между банками случилась осенью 2008 года, когда ряд компаний в экстренном порядке перебрасывал деньги на счета надежных, по их мнению, кредитных учреждений (банков с участием государства) либо крупных федеральных структур.

Двигателем нынешней миграции выступает не только финансовый кризис. Клиенты становятся все более требовательными к качеству расчетно-кассового обслуживания и не прощают своему банку задержки платежей из-за плачевного состояния текущей ликвидности.

Все вертится

«Ситуацию усугубляет резкое падение остатков на счетах банков как частных, так и корпоративных клиентов, которое произошло в конце прошлого года. И отнюдь не во всех банках наблюдается восстановление пассивной базы», — добавляет советник директора Западно-Сибирского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» Александр Болотов. — Из-за подобной резкой миграции счетов в отдельных банках резко увеличилась клиентская база, и они не справляются с обслуживанием, вследствие чего пострадало качество предоставления услуг и потерялся интерес к проблемам клиента». Отсюда вновь обострившийся интерес последних к переводу счетов в те банки, которые являются надежными и держат качество обслуживания на высоком уровне.

Кризис принес на банковский рынок не только недостаток ликвидности, но и другие проблемы. По ежемесячной статистике Центробанка, объем просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам без учета межбанковского кредитования в натуральном выражении за шесть месяцев — с сентября 2008 года по февраль 2009 года — вырос на 235%. Доля «плохих долгов» в объеме ссуд корпоративному сектору за аналогичный период увеличилась на 2,1%. «Бизнес-модели превалирующего большинства компаний были построены в расчете на продолжение бурных темпов роста экономики и, столкнувшись со спадом, они в полной мере продемонстрировали свою несостоятельность», — поясняет причину роста долгов банковский аналитик «Брокеркредитсервиса» (БКС) Денис Мухин.

Кроме того, качество роста, который демонстрировали кредитные портфели большинства российских банков в последние годы, оставляло желать лучшего. Увлекаясь продажей кредитных продуктов, менеджмент кредитных организаций, как правило, не уделял достаточного внимания оценке рисков и экономил на инвестициях в данные подразделения. «На текущий момент российская банковская система начинает пожинать плоды своего бурного роста в 2005–2008 годах», — считает Денис Мухин.

Проблемы возникают уже и у «консерваторов». «Даже у банков, которые никогда не «баловались» экспресс-кредитованием, есть сложности. Произошло резкое снижение зарплат в реальном секторе, и люди просто не в состоянии платить по всем кредитам», — отмечает генеральный директор Региональной организации по возврату долгов (РОВД) (Барнаул) Иван Шеко. По оценкам коллекторов, обращение банков к ним выросло в три раза.

Сложности есть и у кредиторов, которые давали займы, например, строительному рынку, который сегодня в упадке. Это объективная причина ухудшения качества кредитного портфеля. И она не добавляет большого оптимизма рынку.

Уязвимый сектор

В сложившихся условиях вызывает вопрос дальнейшая судьба небольших региональных банков. Эксперты считают их более уязвимыми. «В среднем кредитные портфели небольших организаций, выдававших малое количество ссуд, менее диверсифицированы по секторам и заемщикам, что в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры делает их более уязвимыми», — отмечает Денис Мухин.

По мнению Александра Болотова, судьбу небольших региональных банков определят их возможности работы на рынке в новых условиях, а также опыт и профессионализм команды. Сам размер кредитного потфеля в данном случае не является решающим фактором. Большее значение приобретают ресурсная база и источники формирования пассивов. Резервы, растущие из-за просрочки по кредитам заемщиков, снижают прибыльность деятельности, что для некоторых региональных банков грозит вылетом из системы страхования вкладов. Проблемы с нормативами текущей и долгосрочной ликвидности в силу проблем со структурой баланса (превышение сроков кредитования над сроками привлечения пассивов) может привести к санкциям со стороны ЦБ. «Данный кризис перенесут успешно не все небольшие региональные банки», — подытоживает он.

Эксперты ожидают, что в ближайшие годы значительная часть некрупных региональных банков будет задействована в процессах сделок и поглощений. Сложившаяся конъюнктура в финансовом секторе способствует ускорению процессов консолидации. «Согласно нашим прогнозам, в 2009–2010 годах можно будет увидеть сделки нескольких типов. С одной стороны, это «нерыночные» сделки, проводимые в рамках санации банковской системы. В таких ситуациях будут приобретаться банки, столкнувшиеся с серьезными проблемами и испытывающие трудности при расчете по обязательствам. Не во всех случаях данные покупки будут осуществляться государственными компаниями или банками, однако в подавляющем большинстве случаев источниками финансирования послужат кредиты госкорпораций или регулятора», — говорит Денис Мухин.

С другой стороны, можно будет увидеть ряд «рыночных» сделок по приобретению активов со стороны крупных игроков (в том числе из числа государственных банков). В таких ситуациях будут покупаться организации, которые переживут так называемую вторую волну и владельцы которых будут не заинтересованы в бизнесе с невысокими показателями рентабельности в ближайшие несколько лет. Текущая рыночная ситуация дает хороший шанс покупателям на то, чтобы «сбить цену» на активы такого рода.

Волна ожиданий

Сами представители банковского сектора не считают, что миграционные проблемы перетока клиентов станут массовыми. Они надеются на привязанность клиентов к банкам. «Просроченную задолженность у «своего» банка надо еще увидеть и правильно оценить, а это могут сделать только крупные компании, обладающие инсайдерской информацией и квалифицированными финансовыми менеджерами. Помимо этого, многие клиенты, столкнувшиеся по осени с реальными проблемами, уже диверсифицировали свои финансовые потоки, открыв «вторые-третьи» или резервные счета в других банках», — говорит замначальника управления привлечения корпоративных клиентов Русского банка развития Михаил Манохин. Другими словами, клиенты уже разложили средства по разным корзинам, следовательно, второй массовой волны ждать не приходится.

Сейчас банкирам самое время проявить свой профессиональный характер. «Эффективность обслуживания банка определяется в текущих условиях в первую очередь тем, насколько качественно и в срок банк может реализовать ожидания клиента. Реализация стратегии банка на 100 процентов должна обеспечиваться слаженной и профессиональной работой команды. Внедрение усовершенствований требует не только уверенности в их безусловной успешности, но и банковской выдержки. Именно в периоды таких преобразований проявляется характер банкира», — считает заместитель председателя правления Сибирского банка Сбербанка России Татьяна Черникова.

При этом ощутимую роль сыграет тот факт, кредитует ли банк своих клиентов. В условиях, когда многие компании лишились кредитных денег, к тем, кто их все-таки дает, потянутся клиенты. А те, что были, останутся, что и сделает миграцию не массовой.

Данные о просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам по кредитным организациям, зарегистрированным в СФО, на 01.04.09

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №17-18 (247) 11 мая 2009
    Реклама и PR
    Содержание:
    Рекламная пауза

    Срок экономической неопределенности неизвестен. Поэтому пора адаптироваться к новым условиям игры и от политики «затягивания поясов» и секвестирования рекламных бюджетов переходить к их максимально эффек-тивному освоению. Например, иначе взглянуть на прежние каналы продвижения и обратить внимание на новые

    Реклама