ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Интервью

Масштабируемый компас

2010

Отечественным предпринимателям, для того чтобы на равных конкурировать с европейскими и азиатскими компаниями, не хватает самолюбия и уверенности в завтрашнем дне

Сергей Степанов, председатель оргкомитета международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии – ГЕММА», рассказал «Эксперту-Сибирь», почему в кризис выросло число участников конкурса, зачем китайцам Сибирь и что такое легкие формы бизнеса.

— Насколько изменилась ГЕММА после вхождения в состав Международного евро-азиатского конкурса?

— Если раньше главной нашей целью был мониторинг качества товаров и услуг в СФО и содействие развитию малого и среднего бизнеса, то сейчас у конкурса появились новые обязанности — продвижение продукции сибирских предпринимателей в ближнем (Казахстан и Белоруссия) и дальнем (Китай) зарубежье. И наоборот — мы взяли на себя обязанность представлять интересы наших азиатских и европейских партнеров в Сибирском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах.

— Это сбалансированные направления или все же приоритет будет у отечественных предпринимателей?

— Конечно, как сибиряки, мы заинтересованы в том, чтобы наши товары высоко котировались у соседей. Но хочется выдержать принцип равноправия. В целом мы хорошо представляем себе технологию такого criss-cross продвижения в Казахстане, Белоруссии и Киргизии. Немного сложнее с КНР — в этой стране уровень экономики, подход к бизнесу и общая ментальность отличаются от российских. Но мы не настроены упускать возможность развития сильных совместных проектов, ведь у Китая огромный инвестиционный потенциал, есть заинтересованность в партнерстве с сибиряками.

В пик кризиса, в 2009 году, вместо традиционных 200–220 участников заявились более 400 предприятий

К сожалению, до сих пор наш рынок представляет для китайских бизнесменов некую опасность. Они охотно идут на контакт с партнерами из любой страны и легко договариваются о поставках своей продукции в кредит, а с Россией этого делать не рискуют. Вот вам недавний пример: приехала в Новосибирск делегация изучать возможность строительства автокомплексов, которые могли бы торговать грузовыми машинами и заниматься сервисом этих машин. Сотрудничества не вышло только потому, что китайские бизнесмены не получили финансовых гарантий, на которые рассчитывали.

Создание единого информационного пространства интересно не только китайским партнерам.  Наш проект, можно сказать, по определению необходим участникам из разных стран. Кто-то должен помочь разобраться в качестве и подлинности ввозимых из-за рубежа товаров! Скажем, начав переговоры с белорусами, мы выяснили, что практически во всех крупных магазинах Новосибирска представлена марка «Милавица», но подлинным нижним бельем белорусского производства торгуют меньше полудюжины представителей, у остальных поддельный товар. Для того чтобы распутать клубок контрафактных поставок, белорусам нужны в Новосибирске «свои люди».

— Изменится ли благодаря новым участникам соотношение представленных на конкурс товаров и услуг?

— Мы предвидим увеличение количества участников в товарных группах, потому что оценивать сферу услуг в Казахстане, Китае или Белоруссии представляется для нас очень непростым делом. Конечно, мы рассматриваем возможности сотрудничества с контрольными ведомствами этих стран для того, чтобы они со временем смогли в единой системе проводить аудит услуг. Но до конца преодолеть главные сложности — расстояние и чуждую ментальность — мы, боюсь, не сможем. Пока мы сосредоточимся на оценке продовольственных и негабаритных промышленных товаров. Нет никакой сложности в том, чтобы ввести их в нашу страну и провести экспертную оценку на родине конкурса.

— Пока в вашем портфеле заявок с незначительным перевесом лидирует сфера услуг, с чем это связано?

— Вряд ли кто-то будет спорить, что если отбросить несколько десятков крупных предприятий СФО, в основных городах Сибири останется великое множество сервисных фирм или, как мы их называем, легких форм бизнеса — туристских, транспортных, медицинских компаний, HoReCa. Почему мы относим их к легким формам бизнеса? К сожалению, в большинстве этих компаний, в отличие от производственников, не ведется стратегическое планирование. Если руководителю стандартного, не сетевого сервисного бизнеса задать вопрос о долгосрочном будущем, он наверняка ответит: «Дай бог выжить, а там — как рынок подскажет».

А у промышленников самого разного ранга горизонт планирования редко составляет менее пяти лет. Эти компании не просто идут «по ветру», но формируют рынок и во многом определяют будущее территории, на которой работают.

Что касается рынка продуктов питания, он, на наш взгляд, еще не вполне сформировался, слишком «ветреный». Скажем, стоит кому-нибудь «выбросить» на рынок дешевое мясо — и все переработчики переключаются на него, без лишних раздумий ломая логистику, меняя качество продукции и цены. Долгосрочные проекты действуют только у крупных компаний с федеральным или западным капиталом.

— Масштабирование вашей работы ведет к росту затрат на работу экспертной комиссии и в конечном итоге делает выше себестоимость конкурса!

— Мы не рассматриваем конкурс как бизнес. На 99 процентов это общественная деятельность. Можно сказать, мы занимаемся наукой — анализируем рынки. Если идти путем удешевления себестоимости, стараясь как можно больше заработать на известности марки «ГЕММА», мы тут же скатимся на уровень тех многочисленных организаций, которые распределяют красивые побрякушки за деньги. Но это тупиковый путь. Даже самые тщеславные бизнесмены давно поняли, что таким «липовым» медалям и кубкам — грош цена.

Мы не стесняемся быть жесткими, легко демонстрируем свою независимость. Вот в прошлом году с конкурса было снято пять хороших предприятий за нарушения технологии производства представленных на конкурс товаров. Конечно, первая реакция «отказников» негативная, но очень быстро они понимают, что это благо — мы вовремя указали им на недостатки, которые в будущем могли бы привести их как минимум к штрафам, а может быть, и к лишению лицензии и даже к уголовному преследованию. К сожалению, контролирующие органы не успевают постоянно проверять всех, а у внутренних контролеров на предприятии часто «замыливается» глаз, они перестают замечать мелочи. Бывают, конечно, и курьезные нарушения. Например, в прошлом году была снята с конкурса продукция известного томского предприятия — эксперты постановили, что вместо заявленного печенья были выставлены пирожные. И хотя никаких претензий к их качеству не было, от дальнейшей борьбы за медали «ГЕММА» им пришлось отказаться. 

— Получается, надзорные органы пропускают нарушения?

— Это беда нового времени, последствия либерального подхода к лицензированию и контролю качества. Штат многих надзорных органов сократился. На некоторых рынках, например в строительстве, надзорные функции фактически перешли к саморегулируемым организациям. Наконец, есть предприятия, которые не заявляют свою продукцию или услугу для широкой аудитории потребителей — до поры они просто не «мозолят глаза» надзорным органам.

В том, что даже у прогрессивных предприятий находят недочеты, нет ничего страшного, это рабочий процесс. Совсем «чистыми» за восемь лет нашей работы остались буквально единицы предприятий.  Одна из задач конкурса — позитивное влияние на рынки. Находя недоработки у наших уважаемых участников, мы помогаем им становиться лучше, быстрее развиваться, подниматься наверх.

— Многие отечественные компании рапортовали о модернизации своих производств, о запуске уникальной продукции в серию. Где мы сейчас находимся по сравнению с Европой или теми же новыми участниками конкурса?

— Общая стратегия развития экономики не изменилась с начала 90-х, модернизация действующих производств, развитие новых инновационных направлений все эти годы оставались в фаворе, а теперь получили одобрение на самом верху. Но что касается сегодняшнего состояния экономики, буквально единицы вышли на международный уровень.

И эти единицы часто демонстрируют новый эталон качества. В Новосибирске есть производители, которые легко конкурируют с Hewlett-Packard или с оптическими заводами, которые обеспечивают спутники Пентагона. Но пока таких компаний слишком мало. И дай бог, если государство создаст необходимые условия для того, чтобы флагманов стало больше. Но тотальное большинство местных компаний находится в постоянном напряжении и привязано к малейшим изменениям на рынке. В новейшей истории нашей страны было много таких передряг, которые, наверное, предприятия прогрессивной Германии привели бы к коллапсу. А наши компании выжили и закалились, но приобрели несвойственные уверенному в завтрашнем дне бизнесу качества — быстроту реакции и мобильность. Цель среднестатистического бизнеса в России мало изменилась за прошедшие 15 лет. Это не процветание и инновационное развитие, а выживание. Надеюсь, скоро это пройдет, тому есть все необходимые предпосылки. Очень актуальным остается и вопрос вхождения в ВТО. Нам деваться просто не-куда — надо бороться с ментальностью, давить на качество, а не на универсальность.

— Наши товары и услуги пока сильно отстают от европейских. А по сравнению с китайскими?

— Отстают. Причем дело не в том, что устарели наши технологии. Отсталость наша проявляется в нетребовательных покупателях, которые берут то, что есть, и не ропщут, если качество купленного товара не соответствует заявленному. Самосознание будет расти вместе с активностью общественных организаций, которые, как и во всем мире, возьмут бремя глобального контроля качества продукции и будут указывать производителям на недочеты в их работе. 

— По вашим ощущениям, кризис усугубил наше отставание? Как чувствуют себя участники конкурса из числа производственников?

— Конечно, кризис пошатнул глобальную экономику, ключевые отрасли. Но если говорить о малом и среднем бизнесе, не все так однозначно. В прошлом году мы наблюдали парадоксальную тенденцию — в то время когда все, казалось бы, падает, у нас выросло количество заявок на участие в конкурсе ГЕММА. Для нас это был тяжелый год — мы закрыли барнаульское представительство, сменили представителя в Томске, и тем не менее вместо традиционных 200–220 участников заявились более 400 предприятий! Конечно, это не те компании, которые связаны с добычей нефти, газа и других полезных ископаемых, с импортом-экспортом, не те, чья деятельность финансировалась банковскими структурами. Но главное, среди них не было посредников, для которых кризис стал буквально крахом. Поэтому, мне кажется, мы живем в эпоху кризиса посредников, и проблемы финансовых рынков, хоть и крайне болезненная для всех, но все же очищающая акция. Серьезные производители молочной, мясной продукции, фармацевты, торговые сети — все они показали по итогам года хороший рост. Мне очень приятно, что мы работаем с теми, кто востребован, с теми, кто растет, несмотря на тяжелые времена.         

«Эксперт Сибирь» №1-3 (263)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама