Неделикатное вмешательство

Спецвыпуск
Москва, 19.07.2010
«Эксперт Сибирь» №28-29 (276)
Некоторые административные и законодательные новации в сфере малого бизнеса порой противоречат замыслу их авторов с точностью до наоборот

В середине июня 2010 года Президент России Дмитрий Медведев во время рабочей встречи с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной дал указание искать и испробовать новые механизмы поддержки малого бизнеса, «потому что то, что не используется и может принести помощь малому бизнесу, нужно вовлекать в оборот». Мысль благая, тем более что в новейшей истории достаточно примеров, когда благие намерения государства в поддержке предпринимательства оборачивались для бизнеса только лишними проблемами.

Эпизод первый. Почти по Гоголю

В «Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2020–2030 годов» малое предпринимательство рассматривается как один из основных элементов институциональных преобразований экономики. Президентом поставлена задача к 2020 году довести долю занятых в малом и среднем предпринимательстве до 60–70% активного населения страны. Согласно проекту «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанному Минэкономразвития, уже к 2012 году количество малых и средних компаний на тысячу человек должно увеличиться на 15% — до 11,4. Цифра серьезная, достичь ее будет не просто. Хотя… есть методический резерв.

С 2008 года, в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», изменились цензы отнесения к субъектам малого предпринимательства. Появилось новое понятие — «средние предприятия». Законодательно внесенные изменения положительно сказались на показателях. На графике приводятся сравнительные данные доли занятых в малом бизнесе (без учета совместителей) в среднегодовом показателе занятых в экономике федеральных округов. Если в предыдущие семь лет доля работающих на малых предприятиях фактически стагнировала, то в 2009 году по всем округам этот показатель вышел на новый уровень.

Во многом таким впечатляющим ростом сектор обязан новым критериям учета. Если с 1996 года к малым предприятиям относились действующие, вновь созданные и отвечающие установленным критериям, то с 2008-го — «действующие на конец отчетного года юридические лица, включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более двух лет» (из методических пояснений Росстата). Что означает временная приостановка деятельности, в документе не сказано.

Возможно, именно эти методические новации привели к противоречивости информации Росстата и ФНС. По данным ФНС, в первой половине 2009 года замедлился прирост малых предприятий. Создано на 45% меньше малых предприятий и на 46% меньше зарегистрировано индивидуальных предпринимателей, чем за тот же период 2008 года. Закрылось 250 тыс. предприятий, что на 100 тысяч больше, чем в первом полугодии 2008 года.

По данным Росстата по состоянию на 1 января 2010 года, в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс. малых предприятий, что на 20% больше, чем годом ранее. Сколько среди них предприятий, уже в течение двух лет не работающих, не уточняется. Как следствие, в экспертном сообществе обсуждается вопрос, почему оборот малого бизнеса и его инвестиции в основной капитал стремительно сокращались в 2009 году. Может, потому что не все из них работали?

Эпизод второй. То, что левая рука дает, правая отнимает

В условиях экономического кризиса правительство считало необходимым снизить налоговую нагрузку, чтобы поддержать деловую активность реального сектора экономики и потребительский спрос граждан. Были приняты меры, направленные на снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Субъектам Федерации было предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне, в зависимости от вида деятельности, от 5% до 15%. На сегодня это одна из самых популярных у предпринимателей схем налогообложения. Например, из числа организаций, попавших в выборочное федеральное статистическое наблюдение в 2008 году, каждое второе применяет упрощенную систему налогообложения.

Налоги снизим, но есть резерв, позволяющий компенсировать выпадающие доходы. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают, кроме того, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно указанному закону размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Например, индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям: как лицо, производящее выплаты физическим лицам, и непосредственно как индивидуальный предприниматель. При этом обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и никак не зависит от того, имел он в это время доход или нет.

  Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

В таблице представлена динамика изменения стоимости страхового года. Резкий рост наметился с 2008 года — как раз с начала кризиса и установления льгот по налогам. Если в 2009 году индивидуальные предприниматели должны были заплатить в Пенсионный фонд 7 274,4 рубля, то в текущем году заплатят 10 392 рубля в Пенсионный фонд и 1 611 рублей в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования. То есть налоговая грузка за последний год возросла на 65%, а с 2002 года — почти в 24 раза!

Эти новые фиксированные платежи установлены в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В 2011-м финансовая нагрузка на бизнес вновь увеличится. Лукавство процедуры еще и в том, что льготы дают региональные власти, и уменьшатся доходы региональных бюджетов, а новые доходы, как всегда, обеспечил себе федеральный центр.

Эпизод третий. Методика не успевает за конъюнктурой

Предприниматели не надеются на помощь государства. Как показал опрос, проведенный в 2008 году Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» среди 5,5 тыс. предпринимателей из 40 российских регионов, только 6% респондентов принимали участие в федеральных программах поддержки, 15% — в региональных программах, 12% — в муниципальных. Почему государственная поддержка малого предпринимательства не пользуется популярностью у предпринимателей?

Госпрограмма реализуется Минэкономразвития с 2005 года, отбирая регионы по определенным критериям. Анализ критериев, действовавших в 2009 году, показывает, что они создавали преференции тем регионам, которые уже продемонстрировали в предыдущие годы высокую динамику развития предпринимательства, осуществляют инновационную деятельность и экспортируют продукцию и услуги малых предприятий. То есть поддержку должны получить те регионы, у которых с малым бизнесом и так все в порядке. Как следует из данных Минэкономразвития, 68% средств, выделенных из федерального бюджета на проведение конкурса, получат 30% регионов из числа подавших заявку. При этом Москва и Санкт-Петербург получат более 11% этих средств.

Меры государственной поддержки малого бизнеса, принятые на этапе экономического роста и связанные с инновационной составляющей развития, не были в достаточной мере откорректированы с учетом новых вызовов. В 2009 году снова прошел конкурс среди тех регионов, которые развивают предпринимательство, ориентированное на экспорт товаров и услуг, хотя условия 2005-го и 2009 года значительно разнятся. При этом Минэкономразвития признает, что перспективы российской экономики в посткризисный период во многом зависят от активизации внутреннего спроса, который пока находится в состоянии стагнации. Признает также и то, что для проведения глубокой модернизации и смены модели экономики на инновационную необходимы огромные инвестиции, которых сейчас в достаточном количестве нет.

Льготы дают региональные власти, и уменьшатся доходы региональных бюджетов, а новые доходы, как всегда, обеспечил себе федеральный центр

Понимая все это, Минэкономразвития стимулирует малый бизнес работать на экспорт и производить инновационную продукцию, то есть выходить на рынки повышенного риска. Между тем, по оценке самих предпринимателей, в текущей ситуации косвенные и прямые издержки от смены технологического уклада для бизнеса перевешивают потери от неэффективности. Получается, что по старинке работать выгоднее, чем вкладывать в инновации и прогрессивное развитие. А в направлении экономического стимулирования технологической модернизации деятельность государства пока не слишком заметна.

И совсем уж непонятно, почему Мин-экономразвития, отвечающее за развитие малого и среднего бизнеса, само же себя контролирует и оценивает эффективность внедряемых механизмов. Об этом, в частности, Эльвира Набиуллина, рассказала на Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России». По ее словам, «одним из важнейших инструментов станет оценка воздействия на бизнес предлагаемых к введению мер государственного регулирования». Полномочия по такой оценке предоставлены Министерству экономического развития.           

Фиксированные платежи (стоимость страхового года) в РФ, руб.
Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №28-29 (276) 19 июля 2010
    Дальний восток и АТР
    Содержание:
    Три восточных дня

    За три дня пребывания на Дальнем Востоке Дмитрий Медведев потребовал разработать программу его экономической интеграции с АТР, а также перестать противопоставлять эти терри-тории остальной России

    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама