Новый рывок

Москва, 04.10.2010
«Эксперт Сибирь» №38-39 (281)
На рынке лизинговых услуг Сибири отмечается уверенный рост, но воспользоваться им смогут не все

Как показали расчеты аналитического центра «Эксперт-Регион», отмеченное в 2009 году на лизинговом рынке Сибири снижение объемов нового бизнеса в 2,5 раза (см. «Подняться с колен», «Эксперт-Сибирь» № 15–17 (270), 2010 г.) в первой половине нынешнего года сменилось двукратным ростом. И хотя достижения докризисных показателей развития рынка в этом году никто не ожидает, в целом настроения у игроков довольно оптимистичны. Тем более что и государство некоторыми своими действиями демонстрирует готовность поддержать этот рынок.

Поводы для оптимизма

Главный повод для хорошего настроения — наметившаяся в первом полугодии явная тенденция к росту. У компаний, принявших участие в рейтинге, общий объем новых сделок вдвое превысил показатели первой половины 2009 года. Конечно, в тот период рынок находился практически в коме. Но тем не менее 4,1 млрд рублей за полгода, что примерно соответствует уровню 2006 года, уже не плохо. Нужно ведь учитывать резкое сокращение выработки большинством предприятий в 2008–2009 годах, когда многие из них зачехлили часть оборудования и при­остановили обновление мощностей. Легко себе представить, как они теперь осторожничают при планировании новых инвестиций.

Совокупный портфель (платежи к получению) на 1 июля составлял 14,1 млрд рублей (рост с начала года — 3,3%). Эти цифры уже менее красивы. А вот соотношение полученных за полгода лизинговых платежей (2,9 млрд рублей) и суммы профинансированных средств (по новым сделкам — 1,8 млрд рублей) свидетельствует о том, что лизинговые компании сегодня сосредоточены больше на обслуживании текущих сделок. Даже в 2008 году объем профинансированных средств (10,3 млрд рублей) пусть немного, но все же превышал текущие платежи (10 млрд рублей), а на подъеме рынка соотношение доходило до 3/2 и более.

Радует, что все опрошенные участники рынка отмечают благополучное решение проблемы задолженности — главной головной боли лизинговых компаний в течение двух последних лет. Интересно, что летом этого года государство наконец вняло призывам лизингового лобби: Минэкономразвития инициировало поправки к закону о лизинге, значительно ускоряющие про­цедуру изъятия лизингового имущества у неплательщиков. Поправки, безусловно, нужные, хотя и несколько запоздалые, будь они приняты в 2007–2008 годах, возможно, не одному участнику рынка удалось бы избежать банкротства. Тем не менее никто из игроков, конечно же, не «бросит камень» в адрес этой новации — недобросовестные плательщики бывают не только в кризис.

Большую часть изъятого оборудования (порядка 70–90%) компании продали на вторичном рынке, остальное передали в лизинг новым клиентам. «В целом проблема с задолженностью решена, компании ужесточили свою политику в отношении оценки кредитных рисков по клиентам», — говорит директор департамента маркетинга ООО «Каркаде» Юлия Тарасова. «Урегулирование проблемности остается актуальным вопросом для лизинговых компаний, но уже не первостепенным», — соглашается заместитель генерального директора по Западно-Сибирскому региону ЗАО «ДельтаЛизинг» Елена Дергач.

Заметно доступнее для лизингодателей стало долгосрочное банковское финансирование. Особенно по сравнению с началом прошлого года, когда банки просто перекрыли кислород большинству участников рынка. К июлю доля долгосрочных кредитов в структуре финансирования выросла с январских 57% до 63%, что приближается к докризисному показателю. Напомним, в 2008 году за счет долгосрочных банковских кредитов финансировалось 67% совокупного объема лизинговых сделок. При этом лизинговые компании, наученные горьким опытом, уже менее охотно, чем раньше, прибегают к краткосрочным займам. Если в 2008 году доля «коротких» кредитов в структуре финансирования лизинговых сделок составляла 8,2%, в 2009 — 4,6%, то по итогам I полугодия 2010 года она сократилась до минимума. Конечно, заметно возросла в связи с кризисом доля собственных средств (8,3% в 2008 году, 23,1% в 2009-м и 16,7% в I полугодии 2010 года).

Многие участники рынка отмечают резко возросший спрос на лизинговые услуги. «По сравнению с 2009 годом спрос значительно увеличился, — заявляет руководитель Сибирского дивизиона ГК «Интерлизинг» Ольга Давыденко. — Наша компания планирует нарастить портфель по сравнению с прошлым годом как минимум в два раза». «В нашей компании количество договоров в первом полугодии 2010 года увеличилось в 7,5 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года, — говорит начальник отдела маркетинга ООО «Элемент Лизинг» Яна Данилина. — Постоянно фиксируются обращения клиентов в компанию, в основном это представители малого и среднего бизнеса, которые до сих пор ощущают острую нехватку финансирования со стороны банков».

Неравные возможности

При этом оценки роста и перспектив 2010 года разнятся ощутимо. «Спрос увеличился не менее чем на 50 процентов, — отмечает Елена Дергач. — Особенно сильно — по всем направлениям автотранспорта, спецтехники и оборудования». «Первое полугодие стало переломным в отношении восстановления финансирования для таких отраслей, как недвижимость, строительство, перевозки», — подтверждает Юлия Тарасова. В то же время увеличение спроса этот эксперт оценивает лишь в 10–15% относительно уровня прошлого года.

Очевидно, такой разброс мнений отражает специфику конъюнктуры: сегодня определяющими факторами для самочувствия лизинговых компаний и их конкурентоспособности на рынке являются доступ к кредитным ресурсам и налаженность связей с поставщиками оборудования, позволяющие предлагать клиентам наиболее интересные условия оплаты и поставки. А в том и другом сильны позиции в первую очередь крупных федеральных игроков, нередко аффилированных с банковскими структурами, зачастую получающих «специальные условия» у производителей благодаря объемам закупок. В результате сегодня федеральные компании теснят регионалов не только в сегменте крупных сделок, где они давно уже перехватили инициативу, но и в массовых сегментах автолизинга и спецтехники.

Конечно, сегодняшний рейтинг не отражает картины в целом — ряд ведущих игроков из числа «федералов» и «регионалов» (Сибирский региональный филиал «Сбербанк Лизинг», лизинговая компания «Уралсиб», «АльянсРегионЛизинг») не приняли в нем участие. Но тенденция в целом просматривается: по итогам полугодия 80% объема нового бизнеса обеспечили федеральные игроки и только 20% — региональные компании. Из 1339 новых сделок лишь 131 заключена «регионалами» (еще в прошлом году их доля на рынке была выше: из 601 новой сделки 82 заключили «местные» игроки). Совершенно очевидно, что для многих небольших региональных компаний проблема выживания на сегодняшнем рынке с каждым днем только обостряется. Если они не хотят быть «съеденными» более мощными игроками, им придется искать нетривиальные пути привлечения и удержания клиентов.

Малый бизнес поможет

Несмотря на различные оценки динамики спроса и перспектив рынка в целом, все опрошенные лизингодатели сходятся в одном: роль основного драйвера роста лизингового рынка сегодня принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ). С одной стороны, небольшим предприятиям, не имеющим залогового имущества, сегодня сложно получить банковский кредит, поэтому они охотно обращаются в лизинговые компании. С другой стороны, лизинговые программы для малого и среднего бизнеса активно поощряются государством в лице Российского банка развития, который с прошлого года реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства. В первом полугодии 2010 года, по словам заместителя председателя правления ОАО «РосБР» Олеси Теплоуховой, банк заключил договоры с тремя лизинговыми компаниями Сибири на общую сумму 273,9 млн рублей, среди которых ЗАО «Первая Лизинговая Компания» (Новосибирск), ООО Лизинговая компания «Дельта» (Красно­ярск) и ООО «Забайкальская лизинговая компания» (Забайкальский край).

Типовыми лизингополучателями из разряда МСБ являются предприятия розничной или оптовой торговли, небольшие производственные фирмы, перевозчики и строительные организации. Анализируя структуру спроса этих клиентов, большинство лизингодателей отмечает повышенный интерес к автотранспорту (по свидетельству Яны Данилиной, до 90% всех операций в сегменте МСБ приходится на такие сделки). Этот спрос охотно удовлетворяется лизингодателями, поскольку авто- и спецтехника считаются высоколиквидным имуществом.

Помимо автотехники участники рынка отмечают интерес малых и средних предприятий к приобретению оборудования для сельского хозяйства и пищевого производства (в первую очередь благодаря господдержке развития этих отраслей), лазерных и фрезерных станков, а также торгового и складского оборудования.

Как и ощущение активности спроса, оценки роста рынка в 2010 году у разных игроков разнятся. Если Елена Дергач к концу года предполагает 50% прироста объемных показателей, то начальник финансово-экономического отдела компании «Дельта» Ольга Афанасьева считает, что «рост будет в пределах 10–15 процентов, так как пока продолжается восстановление рынка, и темпов развития, наблюдаемых в докризисное время на рынке лизинга, в 2010 году ожидать не стоит».

Рейтинг лизинговых компаний Сибирского региона по итогам I полугодия 2010 года

Методика расчета показателей

Рейтинг лизинговых компаний составлен аналитическим центром «Эксперт-Регион» с использованием методики рейтингового агентства «Эксперт РА» и основан на сведениях, предоставленных самими компаниями за подписью руководителя и печатью организации. В исследовании учитывались сделки, заключенные на территории Сибири, с условием, что предмет лизинга реально будет функционировать в Сибирском федеральном округе. Основным критерием ранжирования участников рейтинга является сумма лизингового портфеля (платежей к получению). Объем нового бизнеса использован в качестве дополнительного показателя.

Отсутствие той или иной компании в рейтинге обусловлено отказом раскрыть информацию о своих показателях. В частности, не предоставили данные крупнейшие лизингодатели региона: сибирский региональный филиал «Сбербанк Лизинг» и «АльянсРегионЛизинг». Данные Росагролизинга при расчете динамики нового бизнеса не учитывались, поскольку объем новых сделок компании в 2010 году относительно 2009 года сократился по субъективным причинам: в 2009 году в целях поддержки предприятий отечественного сельхозмашиностроения государство увеличило уставный капитал компании на 25 млрд рублей, в 2010 году подобных вливаний не было.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №38-39 (281) 4 октября 2010
    Туризм
    Содержание:
    Реклама