Партнерство ради развития

Москва, 04.10.2010
«Эксперт Сибирь» №38-39 (281)
Новой парадигмой «Сибирского соглашения» стали процессы формирования и реализации межрегиональных межотраслевых программ. На смену активной деятельности по решению проблем выживания территорий пришла планомерная работа, направленная на устойчивое развитие экономики Сибири

Двадцать лет назад на территории Сибири была учреждена Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС). 2 октября 1990 года в Кемерове было подписано соглашение «Об основных принципах экономического сотрудничества местных советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области». Первое заседание Совета МАСС состоялось 16 ноября 1990 года в Новосибирске. Его участники определили основные цели и задачи. Тогда же в состав ассоциации вошли и остальные сибирские регионы — Иркутская область, Бурятская и Тувинская АССР, Горно-Алтайская автономная область, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа. Параллельно подобные ассоциации начали создаваться по всей территории России. В результате в стране было сформировано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. МАСС официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ первой из них — 29 января 1993 года.

Цель, ради которой власти российских регионов шли на объединение, была одна — преодолеть кризис управления, сохранить региональную экономику. Процессы интеграции происходили в условиях демонтажа существующего строя и поиска основ для формирования нового экономического уклада. Таковыми были стартовые условия создания межрегиональных ассоциаций. Затем настали времена, когда можно было взять «суверенитета столько, сколько сможем унести», был дефолт 1998 года, учреждение института полномочных представителей Президента РФ и формирование федеральных округов, последовательное укрепление вертикали власти и кризис 2008 года. Все эти и многие другие политические и экономические события России были для ассоциаций проверкой на прочность. Способность видеть проблемы, формулировать вопросы, которые задает время, реагировать на ситуацию, находить качественные решения стала залогом успешного их развития.

Шаг за шагом

Историю МАСС исследователи условно делят на пятилетки. Каждая из них характеризует определенный шаг развития ассоциации, который соответствовал на тот момент положению дел в стране.

Сначала было становление (с 1990 по 1995 год) — отрабатывались формы и методы работы ассоциации. Трехзвенная структура МАСС была создана именно в этот период времени. Высшим органом стал Совет, в который вошли руководители законодательных и исполнительных органов субъектов — участников ассоциации. Совет проводился не реже двух раз в год, на нем обсуждались наиболее важные проблемы и задачи. Текущая деятельность регулировалась исполнительным органом (дирекцией, а с 2000 года исполнительным комитетом) с постоянным штатом сотрудников. Наиболее важная и ответственная часть работы по вопросам развития макрорегионов выполнялась координационными советами. В их состав входили эксперты — руководители регионов, ученые, представители бизнеса и общественных организаций.

Одновременно шел поиск собственной ниши в экономической и политической жизни России. Принимались документы по решению сиюминутных задач. В частности, тогда Президентом РФ Борисом Ельциным было дано право сибирякам «оставлять в распоряжении членов ассоциации 10% продукции, производимой предприятиями, расположенными в регионе, для формирования территориального фонда товарных и сырьевых ресурсов на основе региональных балансов производства и потребления с целью реализации этой продукции как внутри страны, так и за рубежом».

В отношении же политики была принята однозначная позиция: ассоциация создана для решения экономических проблем.

Следующий этап развития МАСС (с 1995 по 2000 год) стал временем укрепления авторитета, роста ее влияния на федеральную социально-экономи­ческую политику и, как следствие, постепенного перехода от решения текущих проблем к формированию условий для реализации стратегических вопросов развития макро­региона.

Так, в заседании Совета ассоциации, которое проходило в Новосибирске в 1994 году, участвовал Анатолий Чубайс, на тот момент первый заместитель председателя правительства. Обсуждался проект бюджета страны на 1995 год и в целом система межбюджетных отношений. Это совещание стало переломным для бюджетных процессов страны. Впоследствии на заседаниях МАСС регулярно рассматривались поправки в федеральные законы, корректировка межбюджетных отношений, методики расчета трансфертов, вопросы тарифной политики, проводился анализ бюджета на будущий год.

В этот же период согласно Указу Президента РФ от 19 мая 1996 года «О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири» началась работа над концепцией и проектом федеральной целевой программы экономического и социального развития Сибири на 
1997–2005 годы. Тогда впервые на постсоветском пространстве зашла речь о возвращении к стратегическому, комплексному развитию 19 субъектов федерации.

Формирование федеральных округов и учреждение институтов полномочных представителей Президента РФ ознаменовали третий этап работы ассоциации (с 2000 по 2005 год). При полпредах были созданы окружные советы с близкими к Совету ассоциации функциями. Схожесть поставленных перед аппаратом полномочного представителя и исполнительным комитетом задач дала основание многим экспертам на первоначальном этапе поставить под сомнение целесообразность дальнейшего существования такой формы работы, как межрегиональная ассоциация.

В Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, в то время полномочный представитель президента, заложил традиции нового формата работы — совместные заседания, на которых политический вес полпреда и его аппарата дополнился опытом работы, в том числе и аналитической, МАСС и ее координационных советов.

И, наконец, четвертый этап современной истории МАСС (с 2005 по 2010 год) — время, когда в рамках работы ассоциации началась мобилизация сил и возможностей региональных управленческих и бизнес-элит, ученых, представителей институтов общественных организаций для решения конкретных вопросов развития сибирской экономики. Безусловно, кризис 2008 года в этом процессе сыграл не последнюю роль. Он стал своего рода катализатором региональных интеграционных процессов. В результате за последние пять лет произошла смена парадигмы МАСС — межрегиональное сотрудничество ради выживания переросло в парт­нерство территорий, направленное на решение задач социально-экономи­чес­кого развития.

Точки опоры

Межрегиональные межотраслевые программы стали сегодня основой работы ассоциации. Многолетнее глубокое изучение ситуации в отраслях сибирской экономики, привлечение широкой общественности, бизнесменов к обсуждению насущных проблем привели к тому, что в рамках координационных советов начали формироваться проекты.

Одним из интеграционных стал инновационный монопроект лесопромышленного комплекса «Сибирь–Даль­ний Восток». Изучение ситуации показало, что потребности внутреннего и внешнего рынков в продукции ЛПК не удовлетворены. По круглому лесу, например, дефицит составляет не менее 70 млн куб. м, по пиломатериалу — 20–25 млн, листовым лесоматериалам — около 20 млн, целлюлозе на уровне 15–20 млн, бумаге и картону — 20 млн. Программа включает 55 локомотивных проектов, которые охватывают территорию Сибири и Дальнего Востока. Предполагается строительство шести крупных предприятий по производству целлюлозно-бумажной продукции, 12 плитных производств, начаты работы по созданию 12 заводов по лесопилению и домостроению. Предварительная стоимость монопроекта составляет 440 млрд рублей. Весь перечень локомотивных проектов, которые уже находятся в работе, влечет за собой череду средних и малых проектов с дополнительными вложениями до 300 млрд рублей. Задача максимум — создание на востоке страны нового мирового лесопромышленного центра.

Значительным шагом по развитию экономического взаимодействия регионов Сибири стала межрегиональная инновационная целевая программа освоения выпуска высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибири «Сибирское машиностроение». Она была разработана и утверждена в 2007 году координационным советом по промышленной и научно-технической политике МАСС. Ряд регионов — членов ассоциации взял на себя обязательства по разработке и реализации подпрограмм развития промышленности Сибири по 10 ключевым направлениям. Общий объем только государственных инвестиций превышает 48 млрд рублей. Итогом должен стать рост объемов наукоемкого производства в 3–8 раз, на 35–40% увеличится загрузка производственных мощностей, уровень импортозамещения в приоритетных отраслях экономики Сибири должен достичь не менее 75% оборудования и технологий отечественного и совместного производства. Финансовая отдача на каждый вложенный федеральными и региональными властями рубль составит 4–5 рублей.

Координационный совет по сельскохозяйственной политике и продовольствию Сибири ведет последовательную работу по устойчивому развитию и модернизации аграрного производства. Первой ласточкой стало создание более 10 лет назад МАСС совместно с Сибирским отделением РАСХН Сибирского агропромышленного дома. Это инновационная площадка по продвижению на рынок Сибири современных сельскохозяйственных машин и ресурсосберегающих технологий по производству зерна. Сельскохозяйственные машины нового поколения позволяют снизить себестоимость производства пшеницы, сокращают затраты энергетических и трудовых ресурсов, повышают урожайность на 15–30%. Спрос на технику постоянно растет, если в 1999 году объемы производства составили всего 29 млн рублей, то в 2008 — уже более 600 млн.

Координационный совет совместно с СО РАСХН изучил возможность применения в условиях Сибири технологии хранения зерна в многослойных полиэтиленовых мешках. Сегодня речь идет об организации выпуска техники для упаковки и распаковки зерна, многослойных поли­этиленовых мешков и широком распространении технологии.

В ноябре 2009 года в ассоциации приступили к изучению вопроса по транспортировке зерна в крупнотоннажных универсальных контейнерах в регионы России и за рубеж. Меньше чем за год проведены испытания схемы погрузки зерна, получен акт РЖД, допускающий отправку зерна по железной дороге в контейнерах маршрутами на всех типах фитинговых платформ, заключен договор между РЖД и траспортно-логистической компанией, Западно-Сибирской железной дорогой утверждены местные технические условия по перевозке зерна насыпью в крупно­тоннажных универсальных контейнерах. То есть уже урожай 2010 года можно будет отправить подобным образом в европейскую часть России.

Вопросы развития региональных и местных перевозок в рамках работы координационного совета по транспорту тоже в итоге стали интеграционной программой сибирских регионов. Проблема близка всем территориям. За 15 лет доля регио­нальных и местных авиаперевозок в общем объеме воздушного сообщения Сибири сократилась на 70%. Число аэропортов сократилось более чем в три раза, износ основных производственных фондов в аэропортах региональных и местных авиалиний достигает 60–90%. Парк воздушных судов региональной авиации только за последние два года сократился на 45%. Для того чтобы сохранить местное воздушное сообщение, в течение двух лет был разработан проект развития региональной и малой (местной) авиации на территории Сибири. В его рамках были организованы экспериментальные авиарейсы по маршрутам Новосибирск (Толмачево)–Абакан–Кызыл–Абакан–Новосибирск (Толмачево) и Томск–Ново­сибирск (Толмачево)–Омск–Новосибирск (Толмачево)–Томск.

Долгий путь

Впрочем, на каком бы этапе развития не находилась ассоциация, ее основные цели и задачи, обозначенные в уставе, остаются неизменными. Они актуальны по сей день: содействие смягчению негативного влияния накопившихся деформаций в хозяйственном комплексе в условиях перехода к рыночной экономике, снижение социальной напряженности; отработка на региональном и межрегиональном уровнях новых методов управления; достижение устойчивого состояния в развитии экономики территорий в новых условиях хозяйствования и на этой основе повышение уровня жизни населения.

Проектный подход в работе МАСС, который сегодня получил столь активную поддержку всех участников ассоциации, дает новый импульс развития организации. Вполне конкретные межрегиональные программы, что создают и новые предприятия, и новый продукт, и новые рабочие места в разных отраслях экономики способны задавать темп экономического развития макрорегиона в целом. И это уже интеграция территорий не ради выживания, что было на первом этапе работы МАСС. Это объединение во имя планомерного развития субъектов федерации, создание новых социально-экономических условий. И в этой ситуации крайне важно сформировать целый портфель проектов, в которых бы в полной мере были использованы все преимущества Сибири и устранены барьеры на пути ее экономического роста.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №38-39 (281) 4 октября 2010
    Туризм
    Содержание:
    Реклама