Экстремалов хватает, но ждут толстосумов

Тема недели
Москва, 04.10.2010
«Эксперт Сибирь» №38-39 (281)

В последние годы о туризме в Сибири заговорили как о сфере, способной стать чуть ли не локомотивом местной экономики. Природа действительно не обделила эти земли. Горные массивы, таежные леса, чистые реки и озера, среди которых «славное море — священный Байкал», богатый выбор дикоросов, огромные пространства с островками национальной русской или советской истории — все это может стать неплохой базой для развития туризма.

Государство тоже повернулось лицом к этой сфере: в Алтайском крае и Республике Алтай, а также на берегах Байкала — в Иркутской области и Бурятии — уже созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Туда из бюджета, в том числе федерального, «закачиваются» гигантские средства — прежде всего в недвижимость и объекты инфраструктуры. Параллельно ведется в целом и не связанная с туризмом, но необходимая для его развития реконструкция дорог, аэропортов и вокзалов. Да и на местах появилось понимание, что на приезжих и отдыхающих можно неплохо зарабатывать… Словом, туризм в Сибири — местами, не везде — стал играть весомую роль в экономике. Пока, правда, больше виртуальную. Но в коня ли корм?

Прежде всего, пока неясно, какого туриста ждут в Сибири. И на Алтае, и в Горной Шории, и на Байкале строят туристические центры мирового (на словах) уровня, не особо вдумываясь, с чего вдруг богатые иностранцы полетят за тридевять земель тратить свои кровные в таежных условиях. Классическим туристам, в число которых входят пенсионеры-иностранцы, отдыхающие от чистогана бизнесмены с семьями или любовницами, активная молодежь, изучающая мир, — всем им, привыкшим платить за свой отдых, Сибирь вряд ли будет интересна. Им нужен реальный комфорт: «звездные» отели, в которых они получат привычный сервис, аквапарки, пляжи, развлечения, а также экскурсии по «местам былой славы», о которых потом можно будет на зависть друзь­ям и близким рассказывать и много лет спустя после завершения отдыха. Пожалуй, к таковым местам в Сибири можно отнести только Байкал. А там до мирового уровня не дотягивает пока ни один из объектов туриндустрии. К тому же стоимость авиаперелетов по России ставит крест на массовых нашествиях иностранцев.

Еще одна категория туристов — экстремалы. В нее входят студенты, повернутая на природе молодежь, представители различных субкультур, горнолыжники и рафтеры… Их минус — отсутствие денег или нежелание тратить их даже на минимальный комфорт. Они путешествуют с палатками, иногда на собственных автомобилях или велосипедах, ночуют под открытым небом или в дешевых гостиничках. Таким туристам не нужна вся та дорогостоящая инфраструктура, что сегодня возводится в Сибири. Им нужна только наша уникальная природа, пока еще во многих местах совершенно не тронутая человеком. К этой же категории можно отнести и местных жителей, просто вынужденных отдыхать вблизи от дома и имеющих для этого все необходимые условия. Но на таких туристов власти ставку не делают, предпочитая строить для толстосумов турцентры мирового уровня.

Между тем стоит признать, что в Сибири туризм еще очень долгое время будет оставаться лишь красивой сказкой, способной стать былью только для местного населения и экстремалов. Первым, понятное дело, деваться некуда, турпоток не иссякнет, но его рост будет ограничен общим количеством населения в Сибири. Вторые — добавим в эту группу еще и «сумасшедших», способных тратить огромные деньги на авиабилеты только ради того, чтобы увидеть Байкал или Алтай — никогда массовым явлением не станут. Беда у нас и с экскурсоводами: крах Интуриста практически уничтожил эту профессию. Короче, сервис, идеология, слабая ориентация на самые реальные категории туристов — все это в целом превращает туризм в Сибири в явление больше эфемерное, чем реальное. Впрочем, как удалось выяснить «Эксперту-Сибирь», в отдельных местах к развитию отрасли подходят с линейкой и циркулем. Например, в Горной Шории, где умудряются за счет горно­рудной промышленности строить, по сути, местную горнолыжную империю.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №38-39 (281) 4 октября 2010
    Туризм
    Содержание:
    Реклама